КОГНИТИВИСТЧастные приложения³
Феномены когнитивной экономики
Прологи: наука о сознании становится точной
Прогнозирование как неточная наука
.
Принцип растроения
Феномены когнитивной экономики
Интрамаркетинг
Магия когнитивного маркетинга
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Феномены когнитивной экономики
 
Это продолжение написанной два года назад статьи Прощай, рыночная экономика, во всяком случае, полезно ее сначала перечитать.
Феномены когнитивной экономики
Сегодня мы продолжим формировать интеллектуальную базу когнитивной экономики. Неделю назад мы выяснили, почему рыночная идеология и маркетинг (который сегодня понимается как рыночное военное и дипломатическое искусство) больше не могут давать нам надежных ориентиров. Мир меняется и рыночная экономика сменяется когнитивной. В новой экономике товары и услуги больше не отличаются от идей, производство и перераспределение не отличается от смены образов в индивидуальном или массовом сознании и последовательности восприятий - много интересного. Вероятно, вам это пока сложно понять, но нужно время, чтобы вы смогли привыкнуть. Далее мы будем исследовать отдельные необычные феномены когнитивной экономики и как они могут использоваться в науке развития бизнеса.
И прежде всего нам следует избавиться от материалистических предрассудков - принципа Дерихле и объектной картины мира.
Принцип Дерихле
Пожалуй, первый феномен, о котором нам нужно поговорить - это недействительность законов сохранения и принципа Дерихле для когнитивной экономики. Товары рыночной экономики имели сугубо материальную природу, поэтому они подчинялись материальным законам природы: чем больше товаров, тем больше на их производство нужно ресурсов. Товар не мог возникнуть из неоткуда, не мог и исчезнуть в никуда. В целом для рыночных товаров безусловно выполнялись физические законы сохранения. Другое важное свойство - соблюдение принципа Дерихле в рыночной экономике. По-простому это означает, что в сто ящиков невозможно упаковать сто один товар так, чтобы все товары оказались упакованными. Из этого принципа, в частности, вытекает такое важное свойство рынка, как его ограниченность. На устойчивом рынке невозможно увеличить свою долю не потеснив другого. Вы должны знать, что классический маркетинг большую часть своих теорий основывает как раз на идее ограниченности рынков и необходимости конкуренции.
Когнитивная экономика свободна и от законов сохранения и от принципа Дерихле. Ценности: товары и идеи (а мы не различаем их здесь) могут возникать неоткуда и исчезать в никуда - без затрат ресурсов и не оставляя после себя никакого вторсырья. На производство миллиона товаров может уйти столько же ресурсов, что и на производство одного-единственного. Конкуренция превращается не в борьбу за долю на ограниченных рынках, в которой может победить одна из сторон, а в форму энергичного и взаимовыгодного партнерства, обогащающую каждую из сторон. Вы найдете примеры сами, если вообще способны к пониманию когнитивной экономики.
Диффузия
Объектная картина мира - это деление всего на предметы, между которыми пролегают твердые и однозначные границы. Так и в рыночной экономике все участники и объекты рынка четко разделены и различимы. Один производитель ясно отличим от другого, один товар ясно отличается от другого, покупатель и продавец непреодолимо разделены прилавком.
На первое место выходят не рыночные объекты, а связи, потоки, процессы, вовлекающие всех, кто оказывается на пути.
В когнитивной экономике границы становятся условными или исчезают вовсе. Материальная сторона товаров (исходное сырье, комплектующие) становится общей для всех производителей, так что различия между ними превращаются в чисто идейные. А идеи не имеют четких границ, они взаимосвязаны и переплетены в когнитивные конгломераты, над которыми никто не имеет эксклюзивной власти.
Взаимодействие покупателя и продавца в когнитивной экономике не сводится к краткому акту покупки, после которого они расходятся каждый по-своему обогащенный. Их взаимодействие начинается задолго до покупки и продолжается долго после нее. Покупатель и продавец перестают быть антиподами, а становятся двумя смежными звеньями сложной технологической цепи, по которой в обе стороны движутся ценности, ресурсы и информация.
На первое место выходят не рыночные объекты, а связи, потоки, процессы, вовлекающие всех, кто оказывается на пути. Когнитивная экономика - это океан, образованный миллиардами великих и крохотных когнитивных течений, в которых дрейфует сознание людей. Если бизнес включается в мощное течение, если он оказывается в потоке живых когнитивных связей с другими людьми или организациями, он имеет ценность в когнитивной экономике.
1
мне понравилось.
Точно подмечено.
http://lc.kubagro.ru/
Евгений prof.lutsenko@gmail.com (14.11.2016 18:05)
2
кстати, о законах сохранения в экономике
см. мою статью:
Луценко Е.В. Подчиняются ли социально-экономические явления каким-то аналогам или обобщениям принципа относительности Галилея и Эйнштейна и выполняются ли для них теорема Нётер и законы сохранения? / Е.В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №07(091). С. 219 – 254. – IDA [article ID]: 0911307014. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/14.pdf, 2,25 у.п.л.
Евгений prof.lutsenko@gmail.com (14.11.2016 18:07)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER