КОГНИТИВИСТЧастные приложения³Феномены когнитивной экономики
Феномены когнитивной экономики (2)
Прологи: наука о сознании становится точной
Прогнозирование как неточная наука
.
Принцип растроения
Феномены когнитивной экономики
Феномены когнитивной экономики (2)
Интрамаркетинг
Магия когнитивного маркетинга
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Феномены когнитивной экономики (2)
 
Когнитивные связи
Итак, основной ценностью в когнитивной экономике являются действующие связи между предприятием и объектами окружающей среды. Их трудно устанавливать, но именно они порождают ценность любого бизнеса.
Маркетинг отношений, старающийся сохранить и развить отношения продавца и покупателя или маркетинг поставок, который делает то же самое в отношении поставщиков, возникли из наблюдения, что хорошего клиента или хорошего поставщика заполучить труднее, чем их сохранить. Но это половина правды. Да, в когнитивной экономике ценностью тоже являются действующие связи, а не единичный факт удачной продажи или покупки. Но ценны не только и не столько непосредственно задействованные в технологии бизнеса межличностные или межорганизационные связи, а вообще, когнитивные связи, которые бизнес устанавливает с другими объектами мира.
Когнитивные связи ценнее, чем личные или меж-организационные
Когнитивная связь это привычка ума думая об одном, сразу вспоминать и о другом. Это цепь идей, по которым двигается сознание. Когда говорят "дыма без огня не бывает", указывают на когнитивную связь между дымом и огнем. Один из типов когнитивных связей - ассоциация. Считается, что ассоциации возникают благодаря выработке рефлекса - как у павловских собак развивалась ассоциация между светом лампочки и слюноотделением. Когда людям показывают рекламу "Окна? Конечно VEKA!", рассчитывают получить в головах покупателей ассоциативную связь между окнами и именем VEKA. То есть, реклама внедряет в сознание рефлекс, искусственную когнитивную связь. На это тратятся огромные деньги, но именно эта когнитивная связь должна стать главной ценностью бизнеса VEKA. Это важнее, чем личная связь с хорошим поставщиком или единичная связь с хорошим покупателем, когнитивные связи ценнее, чем личные.
Но есть и еще один тип когнитивных связей. Это связи в нашем сознании, которые присутствуют в нем изначально, просто потому, что так устроено наше восприятие. Это естественные когнитивные связи, которые сильнее и глубже, чем искусственно внедряемые ассоциации. И если бизнес может опереться на такие связи, он приобретает истинную ценность в когнитивной экономике.
Синестезия
Бутылка Кока-Колы имеет оригинальную форму. Но в когнитивной экономике оригинальность - не ценность. Ценность - когнитивная связь. И форма бутылки Кока-Колы такую связь устанавливает, поэтому она не меняется сто лет и немало послужила тому, чтобы сделать Кока-Колу освежающим напитком номер один.
Представьте себе, что вы жаждете и делаете, наконец, первый глубокий глоток чего-то освежающего... Проследите, как работают мышцы вашего горла - они делают волнообразное движение, в завершение которого вы чувствуете, как жажда начинает утоляться.... Взгляните на бутылку Кока-Колы. Ее форма - отличная "скульптурная" иллюстрация к этому движению.
Это называется синестезия - перекрестная связь между зрительными, слуховыми, тактильными и мышечными ощущениями. В данном случае это связь между зрительной и тактильной формой бутылки и мышечным ощущением глотка для утоления жажды.
Синестезия - пример естественной когнитивной связи, но лишь один из многих образцов естественных когнитивных связей. Наука развития бизнеса в когнитивной экономике должна в первую очередь опираться на естественные связи в сознании людей и лишь во вторую очередь - на искусственные ассоциации. Это можно сравнить с тем, что мудрый полководец при выборе дислокации в первую очередь опирается на естественные свойства ландшафта и лишь во вторую очередь надеется на искусственные укрепления.
Что-то напоминает что-то
VEKA хочет, чтобы пластиковые окна напоминали о конкретной марке и для этого насаждает искусственный рефлекс. Но каждый человек от природы наделен механизмами восприятия, основанными на естественных когнитивных связях. Когда мы видим незнакомого человека, мы можем почувствовать, что он нам напоминает какого-то другого человека. Хотя никто нам не насаждал ассоциацию между незнакомцем и тем, кого мы уже знаем, восприятие одного человека "вытягивает" воспоминание о другом. И оказывается, это может происходить не только из-за конкретных деталей ("у него такие же смешные очки"), но и из-за чего-то плохо уловимого, вроде похожего выражения лица или похожей осанки.
Смешные очки - явная и поверхностная когнитивная связь, а похожее выражение лица или похожий характер - более глубокая, более тонкая связь. Какая ценнее в когнитивной экономике?
Как вы будете относиться к человеку, у которого такие же смешные очки как у вашего друга? Это вас позабавит, но вы не станете изначально доверять этому незнакомому человеку, как другу (мало ли странных людей на свете?). Но что, если незнакомец вам напоминает старого друга чем-то неуловимым и вы не можете понять, чем именно - характером, выражением глаз? Хотите вы этого или нет, такому незнакомцу обеспечен кредит доверия с вашей стороны.
Вот задача в когнитивной экономике: нужно просто войти в когнитивный поток, который изначально присутствует в сознании людей. Даже те, кто еще не имел дел с вашим бизнесом, должны ощутить, что имеют дело с чем-то неуловимо знакомым. Потенциальный покупатель даже в первый раз разглядывая вашу витрину, должен ощутить, что знает вас уже очень давно...
Роман Уфимцев
31 августа 2007 года, Калининград
1
мне понравилось.
Точно подмечено.
http://lc.kubagro.ru/
Евгений prof.lutsenko@gmail.com (14.11.2016 18:05)
2
кстати, о законах сохранения в экономике
см. мою статью:
Луценко Е.В. Подчиняются ли социально-экономические явления каким-то аналогам или обобщениям принципа относительности Галилея и Эйнштейна и выполняются ли для них теорема Нётер и законы сохранения? / Е.В. Луценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №07(091). С. 219 – 254. – IDA [article ID]: 0911307014. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/14.pdf, 2,25 у.п.л.
Евгений prof.lutsenko@gmail.com (14.11.2016 18:07)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER