КОГНИТИВИСТ
Частные приложения³
Прологи: наука о сознании становится точной
Частные приложения³
Прогнозирование как неточная наука
.
Принцип растроения
Феномены когнитивной экономики
.
Интрамаркетинг
Магия когнитивного маркетинга
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Частные приложения³ когнитивного подхода
 
Мы убеждены, что когнитивный подход и органическая логика пригодны для изучения любого рода сложных систем – и социальных, и природных. При этом исследование природных и прочих "неодушевлённых" систем с когнитивных позиций является пока нашим намерением, а вот социальные системы уже давно являются нашей опытной площадкой. Поэтому этот раздел, в котором собираются материалы, описывающие различные приложения когнитивного подхода, пока содержит главным образом его применения для изучения и проектирования воздействий на социальные системы.
Прогнозирование
Одна из самых заметных проблем в традиционных социальных дисциплинах – неудовлетворительно низкое качество прогнозов развития социальных систем. Мы уверены: для того, чтобы достоверные прогнозы стали возможны, необходимо пересмотреть парадигму, в рамках которой мы изучаем социальные системы. Тут необходим когнитивный, а не физический или кибернетический подход.
Со времени написания этой небольшой статьи в 2005 году мы изменили некоторые термины, внесли уточнения в представления, однако она в целом не потеряла свою актуальность. В этом материале кратко излагаются основания для прогнозирования событий в сложных системах на основе когнитивного подхода и органической логики.
Короткая заметка от 2010 года, проливающая свет на важный для прогнозирования сложно-системный эффект, который позволяет предвидеть процессы распада и слияния социальных структур.
Экономика
С началом нового тысячелетия принципы экономики стали трансформироваться ускоренными темпами. Одна из тенденций, которая не вызывает сомнений - усиление роли когнитивных факторов экономической деятельности и поведения людей. Мы считаем, что в перспективе они станут превалирующими – и уже стали таковыми в некоторых сферах экономики. Конечно, мы пока не готовы нарисовать картину грядущей когнитивной экономики детально, но можем поделиться некоторыми соображениями.
Зарисовка 2007 года о принципах когнитивной экономики и её отличиях от экономики рыночной.
Маркетинг и Organizational Development
Проблемы развития компаний малого и среднего бизнеса на протяжении многих лет являлись нашей "лабораторной площадкой" (под эгидой Ателье ER), на которой формулировались и практически проверялись идеи когнитивного подхода и органической логики. За это время мы накопили немалый опыт приложения этих идей к различным аспектам бизнеса – от маркетинга и рекламной деятельности до вопросов стратегического планирования и управления персоналом. Представляем вашему вниманию публикации на эти темы.
Интрамаркетинг – набор понятий и моделей, разработанный нами на основе опыта применения когнитивного подхода к решению практических задач маркетинга.
Ознакомительная статья, демонстрирующая возможности когнитивного подхода в маркетинге. Кроме примеров применения когнитивных методов в маркетинге, также содержит краткое введение в общие принципы когнитивного подхода и органической логики.
Учебник по разработке рекламы на основе когнитивного подхода. Разработан для начинающих, которые не владеют терминологией и когнитивными моделями. Впервые был опубликован на сайте Ателье ER и вызвал очень положительную реакцию читателей, осваивающих рекламное дело. Однако, интересен и для когнитивиста как пример прикладного применения органической логики и перевода её рекомендаций на популярный, простой язык.
Практический пример приложения принципов когнитивного фазового анализа для оценки системного состояния организаций.
Управление знаниями – активно развивающееся направление Organizational Development, постепенно становящееся своего рода "философией" инновационного ориентированного бизнеса. Главный предмет этой дисциплины – знания, накапливающиеся в организации, они рассматриваются как конгломераты коллективного опыта, интуиции и т.д. Естественно, что когнитивный подход и органическая логика, которые занимаются подобными вопросами, могут привнести немало в эту дисциплину. Этот материал – первая развёрнутая публикация на русском языке, посвященная управлению знаниями. В ней мы предложили простую персептронную модель организации, в рамках которой идеи и принципы управления знаниями находят своё ясное выражение и обоснование, понятное для структурно мыслящих людей.
Одно из интересных следствий применения принципов когнитивного фазового анализа к оценке системного состояния организаций – влияние фазы развития на превалирующую модель причинности в организации. Молодые организации управляются телеологическими причинами, старые – каузальными.
При публикации этих материалов на своих веб-ресурсах просьба создавать действующую гиперссылку на сайт КОГНИТИВИСТ, при перепечатке в прессе просьба связаться с нами и получить согласие.
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER