КОГНИТИВИСТЧастные приложения³Магия когнитивного маркетинга
1. Обозреваем новое поле игры
Прологи: наука о сознании становится точной
Магия когнитивного маркетинга
Прогнозирование как неточная наука
.
Принцип растроения
Феномены когнитивной экономики
.
Интрамаркетинг
Магия когнитивного маркетинга
Простой учебник хорошей рекламы
.
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Рекомендуем
Когнитивный эфирСубстанциональные модели маркетингаХолистическая парадигма в маркетинге
1. Обозреваем новое поле игры
 
Управлять сферой коллективного сознания не могут даже диктаторы, но с пользой сотрудничать с ней может и маленькая фирма.
Знаменитое высказывание Траута, что поле маркетинговых битв - ум потенциального покупателя, верен лишь отчасти. В действительности, поле битвы образовано умами всех людей, имеющих прямое или косвенное отношение к компании. Мысли, идеи, восприятия, чувства способны перетекать из одной головы в другую посредством вербальных и невербальных коммуникаций. В результате мы получаем не множество подобных друг другу маленьких театров боевых действий, упрятанных в черепные коробки, а нечто совершенно иное. Бесконечно сложный когнитивный океан, наполненный волнами, течениями, водоворотами - океан коллективного сознания и восприятия. С одной стороны, мысли, восприятия и чувства каждого человека способны влиять на него, но с другой - сознание каждого человека подвергается направляющему влиянию этого когнитивного океана. Далее мы будем называть его когнитивным эфиром, подчеркивая его трансперсональную природу.
Вот поле игры (не битвы!) в когнитивном маркетинге. Его свойства парадоксальны, непривычны, но с ним можно научиться иметь дело, как с настоящим океаном. Управлять сферой коллективного сознания не могут даже диктаторы, но с пользой сотрудничать с ней может и маленькая фирма. Нужно лишь найти нужную волну и суметь на ней удержаться - то есть, суметь построить вокруг компании позитивное коллективное восприятие и развить его.
Это больше, чем просто метафора. Одна из перспективных гипотез когнитивной психологии заключается как раз в том, что сознание представляет собой сложную динамическую систему, подобную океану или атмосфере. В нем проявляются характерные свойства сложных систем - нелинейность, сочетание хаоса и устойчивых состояний, наличие чувствительных и нечувствительных зон и другие интересные свойства, которые мы далее еще затронем.
Глядя на вещи с этой точки зрения, становится ясно, что  любой аспект работы предприятия вносит вклад в состояние окружающего когнитивного эфира. При этом из-за его нелинейной природы невозможно различить "более значимые" и "менее значимые "аспекты.  Грязная майка грузчика может "зарезать" всё, что мы втолковываем людям о качестве своего сервиса, а утечка информации с производства может породить слух, который навсегда запятнает старательно слепленный продуктовый бренд. Мы больше не можем ограничиваться только 4P или даже 7P. Нельзя получить надежный маркетинг, влияя лишь на рекламную сферу или даже в целом на сферу продаж.  Только "пропитав" маркетингом все аспекты работы - от цепей поставок и производства до кадровых ресурсов и рекламы - есть шанс получить устойчивый и развивающийся результат. 
Это точное описание того, что Котлер называет холистическим маркетингом, который по его мнению приходит на смену традиционному. Он говорит, что холистический маркетинг будет более целостно, "холистически", рассматривать социальное пространство, в которое включены потребители, владельцы и сотрудники компаний. Что маркетинг должен охватывать не только каналы сбыта, но и поставок, быть не отдельной функцией, а движущей силой компании. "Социальное пространство" Котлера это, по сути, и есть когнитивный эфир, наполненный мышлением социума.
Начиная работать с молодой и небольшой компанией "Модест", нам было не сложно смотреть на вещи именно так, холистически, целостно - во многом, благодаря тому, что само руководство держало всю картину в голове и было полностью открыто к сотрудничеству, не оставляя "закрытых тем". Это существенно облегчило нам работу и стало отличной стартовой точкой. В дальнейшем, с быстрым физическим и географическим ростом компании, нам приходилось предпринимать особые усилия, чтобы не терять этого целостного взгляда, а это очень важно для успеха когнитивного маркетинга.
Несколько слов о методологии. В отличие от традиционных подходов к маркетинговому анализу, когда глубоко и аналитически прорабатывается несколько узких сегментов ситуации, например, статистика продаж и социально-демографический статус,  когнитивный маркетинг требует сбалансированного сбора максимально разнообразной информации - отовсюду понемногу.  Это важное условие, для того, чтобы ни один аспект ситуации не "загипнотизировал" маркетолога, не стал казаться ему основным, более важным, чем остальные.
Однако, мало смотреть на вещи холистически. Чтобы целенаправленно действовать, нужно знать правила нашего нового поля игры.
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER