КОГНИТИВИСТЧастные приложения³Структура управления знаниями
Метафора управления знаниями
Прологи: наука о сознании становится точной
Структура управления знаниями
Прогнозирование как неточная наука
.
Принцип растроения
Феномены когнитивной экономики
.
Интрамаркетинг
Магия когнитивного маркетинга
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Метафора управления знаниями
 
Неверная метафора приводит к неверному пониманию. Ситуация в управлении знаниями - тому наглядный пример.
Томас Кун (автор хрестоматийной книги "Структура научных революций") писал "Нельзя понять новый предмет, пока не появится подходящая метафора". Стремясь понять что-то новое или сложное, люди всегда опираются на подходящую аналогию или метафору. Неверная метафора приводит к неверному пониманию. Ситуация в управлении знаниями - тому наглядный пример. Уже на самых подступах к этой новой дисциплине нам следует избавиться от неверной метафоры и найти другую, более пригодную для нашей задачи.
Неверная метафора
До последнего времени у нас в России царила невероятная путаница между "управлением знаниями" и "управлением информацией". Причина же в крепко засевшей в головах деловых людей аналогии. Это сравнение организации с компьютерной системой. Действительно, в компьютере принято разделять железо и софт. По аналогии и в организациях выделяется два аспекта:
Сравнение организации с компьютерной системой
"Железо""Софт"
В компьютереПроцессор, чипы, жесткие диски и другие устройстваПрограммное обеспечение, которое загружается в память компьютера и заставляет его работать
В организацииСовокупность материальных и технологических процессов и активов.Совокупность информационных процессов и активов.
Во множестве ситуаций эта аналогия удобна и полезна, поэтому она стала привычной, даже автоматической в деловом дискурсе. Например, говоря о "бизнес-процессах", неявно опираются на эту аналогию, ведь бизнес-процесс - это прямой аналог вычислительного процесса в компьютере.
Но управлению знаниями она сослужила плохую службу. С точки зрения этой аналогии между управлением информацией и управлением знаниями нет никакой разницы: при таком раскладе знания относятся к "софту" организации, так же, как и информация. Эта аналогия размывает грань между ними.  Знания неверно представляются лишь особой разновидностью информации, которой можно управлять так же, как любой другой информацией  - в частности, с помощью систем управления информационными ресурсами.
Кто виноват? Вероятно, никто, но в смешении знаний и информации определенно заинтересованы производители делового программного обеспечения, а также сопровождающее их облако бизнес- и ИТ-консультантов. На фоне насыщения рынка средствами управления информацией и растущего интереса к проблематике знаний, производители ПО в массовом порядке переименовали свои разработки в "системы управления знаниями". Впрочем, они могут заблуждаться искренне, ведь лежащая в основе этой ошибки компьютерная аналогия для них понятна и неотразимо привлекательна.
Вариация неверной метафоры
Та же неверная компьютерная аналогия 10 лет назад применялась и на Западе. Но с тех пор множество экспериментов и разочарований заставили практиков внимательней отнестись к своеобразию знаний как объекта управления, осознать принципиальное отличие знаний и информации.
Однако, даже сегодня компьютерная аналогия в сфере KM не сдается окончательно. Лет пять назад появилась вариация компьютерной аналогии, которая базируется на том же разделении между железом и софтом. Вот как она выглядит:
Существует два полюса знаний. На одном полюсе - ясно структурированные, доступные для кодификации и переноса в базы данных "hard"-знания. Эти знания по свойствам похожи на обычную информацию. Есть противоположный полюс, на котором находятся не поддающиеся "извлечению из людей" и кодификации "soft"-знания. Реальные знания организации находятся где-то в середине континуума - то есть, реальные знания состоят из неравномерной смеси "hard" и "soft"-знаний. Говорят, что 80%-90% важных для организации знаний относятся к "soft"-типу.
Но это не выход. У этой вариации те же недостатки: знания по-прежнему всего лишь разновидность информации.
Другая метафора
Для понимания истинной сути управления знаниями необходима совершенно другая база, другая аналогия.
 Я предлагаю сравнивать организацию не с компьютером, а с нейронной сетью, в которой каждый сотрудник является нейроном, узлом организационной сети . Как вы увидите, эта аналогия своеобразна и содержательна. А для простоты мы возьмем для сравнения простейший тип нейронных сетей, персептрон.
Если вы не желаете вникать в кибернетические принципы, на которых устроены нейронные сети и персептроны, пропустите следующий раздел и переходите сразу к разделу Организация как нейронная сеть. Однако, я могу советовать это лишь тем, кто хочет только бегло познакомиться с темой Knowledge Management, суть может ускользнуть от вас.
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER