КОГНИТИВИСТЧастные приложения³Структура управления знаниямиУправление таксономией
Фолксономия
Прологи: наука о сознании становится точной
Структура управления знаниями
Прогнозирование как неточная наука
.
Принцип растроения
Феномены когнитивной экономики
.
Интрамаркетинг
Магия когнитивного маркетинга
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Фолксономия
 
Слово фолксономия произошло от скрещивания термина "таксономия" с английским словом folks, народ. Однако, фолксономией принято называть не просто любую "народную таксономию". Так называют особый способ сортировки объектов, наглядно реализованный на некотрых современных веб-сайтах. Он основан на привязке к объектам одного или нескольких ключевых слов, тэгов.
Традиционный пример - сайт www.flickr.com. Десятки тысяч пользователей этого сайта выкладывают на него свои фотоработы, счет им идет на десятки миллионов, а каждую минуту добавляется по несколько тысяч новых. Систематизировать такой материал обычной иерархической таксономией невозможно: он слишком разнообразен, поэтому от нее отказались. Каждая фотография просто отмечается набором тэгов. Их может указывать как сам автор фотографии, так и любой посетитель сайта. В результате такой коллективной классификации возникает особый способ упорядочивания фотографий. Тут нет разделения на иерархически организованные и заранее заданные рубрики, а есть просто множество ключевых слов, "облако тэгов", по которым можно найти нужную фотографию. Это и называют фолксономией.
К примеру, вот какими тэгами отмечена эта картинка: "маленький", "малюсенький", "молодой", "большой палец", "хамелеон".
Как и любая классификация, фолксономия помогает найти нужный объект, в данном случае, нужное фотоизображение. При этом преимущество фолксономии в том, что она создается самими пользователями веб-сайта и отражает их когнитивные предпочтения, их язык.
В отличие от иерархической таксономии, фолксономия не навязывает систематизированных связей между объектами или тэгами. Другими словами, фолксономия не систематизирует вещи и для того, чтобы использовать фолксономию, не нужно иметь каких-то знаний. Например, чтобы найти фотографию хамелеона, не нужно знать, что он относится к отряду чешуйчатых пресмыкающихся.
Облако тэгов обычно изображается в виде их алфавитного списка, в котором размер шрифта указывает на популярность тэга. Например, вот так выглядит облако самых популярных тэгов сайта www.flickr.com. Мы видим, что самые популярные темы фотографий - свадьбы, вечеринки и путешествия, но никакой связи между ними нет.
Огромный плюс фолксономии - доступность и простота. Особенно это актуально в тех сферах, где иерархические классификации сложны или вообще невозможны, например, в современном искусстве. После успеха веб-сайтов, подобных www.flickr.com, фолксономиями занялись Музей современного искусства в Сан-Франциско и музей Гуггенхайма.
Но фолксономия не только служит простым средством идентификации и поиска объектов. Настоящий интерес специалистов по управлению знаниями вызывает коммуникационный аспект фолксономий: пользователи сайта www.flickr.com наблюдают за тем, кто и какими тэгами отмечает фотоработы и это служит своеобразным средством коммуникации и обмена знаниями.
Конечно, знания - это фиксация отношений между объектами, а фолксономия не устанавливает такие связи в явном виде. Тем не менее, пользователя сайта могут наблюдать распространенные парности в назначении тэгов, обнаруживать другие неявные связи между объектами. То есть, фолксономия не является полноценной классификацией, но она создает условия, в которой такая классификация может возникнуть. Это характерный процесс для Community of practice, деятельных сообществ, которые так важны для успешного управления знаниями. В них естественным образом возникают профессиональные языки, основанные на органически складывающихся таксономиях.
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER