КОГНИТИВИСТЧастные приложения³Фазовый анализ организаций в четырех примерах
Желтая фаза
Прологи: наука о сознании становится точной
Фазовый анализ в четырех примерах
Онлайн тест системного состояния орагнизации на основе когнитивного фазового анализа: RSL-тест
Прогнозирование как неточная наука
.
Принцип растроения
Феномены когнитивной экономики
.
Интрамаркетинг
Магия когнитивного маркетинга
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
Структура управления знаниями
.
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Желтая фаза: клиника "Консилиум"
 
Желтая фаза - апогей развития организации, стадия зрелости и остановки развития. На этом этапе достигается максимум эффективности, организация представляет собой сбалансированный, отлаженный механизм. Желтая фаза является противоположностью зеленой - показатели стабильны, ресурсов избыток, но дело портит низкая мотивация и равнодушное отношение персонала к работе, интриганство, политика.
Очевидно, клиника "Консилиум" находилась в середине желтой фазы. Расположенная в старом и хорошо обеспеченном жилом районе, она не испытывала проблем с пациентами, так что кабинеты были заполнены практически всегда на 100%. Дела шли слишком хорошо. Директор клиники был в фаворе у акционеров сети и не испытывал желания что-либо менять или совершенствовать. В этом тихом омуте персонал был увлечен личными конфликтами и интригами. Как это обычно бывает в желтых организациях, впечатление порядка и благополучия время от времени нарушалось странными, немыслимыми для других клиник происшествиями. Однажды, в середине рабочего дня старшая медсестра решила нехорошо подшутить над нелюбимым врачом и отключила в щитке электричество. Во всех кабинетах остановились стоматологические установки, отключились компьютеры, погас свет. Это происшествие грозило очень серьезными последствиями. Представьте, что такое остановившийся внутри зубного канала пациента бор! Но директор постарался не выносить сор из избы, замяв дело. Он вообще предпочитал не замечать такого рода проблем и реагировал лишь на формальные показатели работы клиники, которые ежемесячно ложились на стол акционеров.
Желтая фаза организации может длиться долго, но ее положение уязвимо. Серьезная перемена на рынке или происшествие может нанести удар, который закостеневшая желтая организация не сможет перенести - для этого у нее нет ни гибкости, ни мотивации. Для одной из компаний, находившейся в глубокой желтой фазе, таким переломным событием стала простая необходимость переезда головного офиса в другое помещение. Клинике повезло, что таким событием для нее не стала опасная выходка старшей медсестры.
Нам нужно было предложить шаги, которые бы вернули в желтую клинику "Консилиум" немного живого духа изумрудной фазы. Сложность работы с желтыми организациями заключается в том, что они инертны и чем дальше зашла организация в желтую фазу, тем сложнее что-либо в ней изменить. Любые более-менее серьезные вмешательства ухудшают формальные показатели, поэтому принимаются руководством и персоналом прохладно или просто игнорируются. Чтобы убедить людей в необходимости что-то менять, нам потребовалось заручиться поддержкой акционеров. Клиника "Консилиум" должна была стать полноценным звеном сети "Омни-Дент", и именно интересы сети должны были занять первое место. Вот как мы поступили:
  1. Бюрократизированная желтая организация нацелена на выполнение одного-двух формальных показателей. Она любой ценой стремится их выполнить, даже вопреки здравому смыслу, даже пускаясь в приписки, в ущерб остальным аспектам работы. Изменив или расширив набор показателей, можно заставить организацию изменить свою систему ценностей и осознать проблемные места. В схему оценки работы клиник мы предложили добавить контроль доли пациентов, явившихся повторно или по рекомендации своих близких. Для клиники "Консилиум" он закономерно оказался невысоким, что обозначило важную проблему с лояльностью клиентов.
  2. "Инъекция хаоса" - это контролируемая дестабилизация ситуации, которая нужна, чтобы "встряхнуть" организацию, заставить ее приспосабливаться к изменяющимся условиям. Одно из универсальных решений - генеральный ремонт, который очень кстати наметился в клинике "Консилиум". Другой вид инъекций хаоса - усложнение условий игры. Мы предложили существенно повысить стоимость услуг в клинике. Наконец, мощным средством дестабилизации является прозрачность или то, что недавно называли "гласностью". Озвучивание скрытых и умалчиваемых событий и фактов способно потрясти основы любой организации. Однако, помня о хрупкости желтых организаций, пользоваться этими инъекциями следует осторожно. Мы помогли вынести конфликт в "кулуарах" клиники на общее обсуждение.
  3. "Переливание крови" - еще одно средство омоложения желтой организации. Заменяется или подвергается ротации сразу значительная часть коллектива - это может быть большой набор новых сотрудников или просто молодежная вахта из других клиник, как это стало практиковаться в "Консилиуме".
Через полгода клиника "Консилиум" по-прежнему находилась на желтой фазе, но ситуация изменилась к лучшему. В клинике серьезно обновился коллектив, и в нем была восстановлена нормальная обстановка. Несмотря на повышение цен, удалось увеличить долю лояльных клиентов. Но главное, клиника "Консилиум" перестала быть замкнутым и самодостаточным мирком, а стала частью сети, в которой тон задавала изумрудная клиника "Омни-Дент".
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER