КОГНИТИВИСТИдейное ядро²
Опус 1/F
Прологи: наука о сознании становится точной
Опус 1/F
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Опус 1/F
 
О фрактальной динамике продаж, о самоорганизации сложных рыночных систем, о шумах коллективного сознания и о том, как сделать своё мышление более продуктивным.
Кто хочет невозможного, мне мил.
Иоганн Вольфганг Гете
Несмотря на то, что в предлагаемом вашему вниманию тексте нет ни единой выдумки и подтасовки фактов, это ни в коем случае не «научная статья». Не обманывайтесь присутствием многочисленных диаграмм, как в провинциальной диссертации – это такое же свободное эссе, как и прочие материалы на нашем сайте. Но поскольку того требует тема, мы обратились к математическим средствам объяснять и доказывать свои соображения. И постарались, чтобы это было просто, понятно и интересно.
Мы действительно будем говорить обо всем, что перечислено в подзаголовке: о фракталах, о сложных системах, о коллективном сознании, о шумах и о продуктивном мышлении. Казалось бы, что общего?
Но мы увидим, как все эти вещи тесно связаны, так что если вас донимают подозрения о том, что в мире есть скрытые связи между вещами, которые следовало бы принимать во внимание - читайте неспеша и вдумчиво.
Итак, история начинается с ужасной банальности...
Динамика продаж
Если вы белый воротничек и работаете в офисе, то наверняка не только знаете, что такое динамика продаж, но и видели графики, которыми принято её изображать. Ну, а если вы работаете руководителем, продавцом или маркетологом, вы уж наизусть помните ломаную кривую, которая отражает взлеты и падения продаж вашей компании. Эти графики обычно строят в "лучшем друге офисного работника", программе Эксель и выглядят они на редкость одинаково, примерно вот так:
Этот график я нашел в Интернете, поэтому не стоит удивляться, как хорошо и ровно растут продажи у этой компании (правда, с прогнозом на 2008-й они наверняка ошиблись). Гораздо чаще графики продаж представляют собой ломаную линию, в которой есть взлеты и падения - но их никто не станет выкладывать в интернете. Даже график продаж этой компании оказался бы ломаным, если бы они построили график продаж по месяцам или неделям...
На таких графиках сразу видно, растут продажи или падают, а разложив продажи по месяцам и дням недели, можно увидеть сезонные и недельные колебания продаж. Но вот дневные графики продаж (один день - одна точка на графике) редко используются и причина простая - график теряет свою наглядность, гладкость, на первый план выходят случайные флуктуации:
noise_00
Это график, который мы построили по реальным данным продаж - на нем один столбик означает уровень продаж в один определенный день. Всего тут данные за 300 последовательных дней.
Само собой, этот график кажется бесполезным - ведь за флуктуациями толком не видно основных тенденций. Но откуда они берутся и что это за флуктуации?
Типичный ответ: эти флуктуации вызваны разными совершенно случайными причинами. В них нет никакой системы и информации, это статистический шум, от которого нужно избавляться, усредняя данные по неделям, месяцам, годам (как на красивом графике сверху).
Но не всё так просто. Очевидный и, кажется, правильный ответ о полной случайности и бессистемности флуктуаций продаж не верен. Оказывается, в этом статистическом шуме прячутся настоящие откровения о том, как устроены рынки и люди. Но прежде, нам нужно поговорить о шумах, о том, что это такое и какие виды шумов существуют. А их великое множество!
1
волатильность
...есть основания считать, что казалось бы абсолютно случайные ежедневные флуктуации продаж имеют память...
торгуя вот уже 4 года на срочном рынке дерривативов неоднократно слышал о том, что волатильность обладает памятью.
p.s. Ваши изыскания меня определённо заинтересовали. Благодаря им мне стала более понятна методика расчёта Российского биржевого индекса волатильности RTSVX. у меня тоже есть материал по данной теме.
Кирилл sam063rus@mail.ru (28.09.2012 20:38)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER