КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Anschauung, научный метод Гёте
6. Anschauung: Сравнение с органической логикой
Прологи: наука о сознании становится точной
Anschauung, научный метод Гёте
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
4. Anschauung, научный метод Гёте: Сравнение с органической логикой
Темы:
Органическая логика как метод отличается от Anschauung структурой исследования, его задачами и конкретной трактовкой гештальта. Основная причина отличий - органическая логика предназначена для исследования социальной, а не природной реальности.
1. Структура органического исследования
Социальная реальность недоступна для наблюдения также непосредственно, как природная, поэтому тут процесс исследования гештальтов не выглядит так стройно, как на схеме Гёте. Исследование почти никогда не бывает таким последовательным и ясно разбитым на этапы, как Anschauung. Этапы наблюдения и синтеза переплетены:
Реальная структура органического исследования
Впрочем, Гёте вряд ли бы стал отрицать, что на практике и исследование природы также редко бывает строго последовательным. Наблюдение и воображение чаще всего работают вместе, исследователь питает своё сознание сразу из двух источников - из внешней реальности через созерцание и из внутренней через интуицию, вспоминание и перцептивное воображение.
Изучение социальной реальности тем более требует постоянного участия воображения и внутреннего представления - ведь только внутренним взглядом и чувством мы можем ее воспринимать. Физическими глазами мы видим лишь людей, то, что они делают, их физическое окружение, но не социальную реальность как таковую.
2. Задачи органического исследования
 Органическая логика призвана не открывать истину, как Anschauung, а всего лишь приводить исследователя к действенным решениям задач, связанных с социальными системами . Разумеется, истина существует не только в мире естественной природы, она есть и в мире человеческого сознания - мы ни в коем случае не поддерживаем модный сегодня абсолютный релятивизм. Но поиск прафеноменов сознания - задача слишком фантастического масштаба, чтобы мы могли её перед собой ставить.
Не претендуя на открытие универсальных законов сознания и человеческого общества, органическая логика, тем не менее, позволяет бережнее, мудрее, внимательнее отнестись к настоящей природе человека. В первую очередь, она учит критичному отношению к схематичным моделям и упрощенным теориям, которые навязываются аналитическими социальными и психологическими теориями. Многие из них, как упомянутый выше психоанализ, были созданы на основе наблюдения за аномальными проявлениями природы человека, другие не имеют прикладной ценности из-за своей схоластической абстрактности.
Практическая направленность органической логики требует, чтобы любое "органическое открытие", любую идею, к которой мы пришли через изучение гештальта, мы могли проверить в живой реальности.  Наше понимание должно помогать нам видеть будущее социальных систем или давать нам удовлетворительные способы воздействия на них . Катастрофическая слабость аналитических научных подходов в этом отношении требует принципиально иных способов исследования и понимания социальных систем и сознания человека - таких, как органическая логика.
Тот небольшой опыт, что накоплен нами в этом отношении, позволяет считать органическую логику многообещающим методом исследования социальных систем. В частности, применение метода в сфере маркетинга определенно показало хорошие результаты. В терминах Anschauung, нам удалось получить в этой области несколько синтетических гештальтов, Bildungen, которые стали основой интрамаркетинга. Интрамаркетинг - это система практических принципов (говоря точнее, метафор), которые призваны помочь маркетологу правильно исследовать рыночные ситуации и принимать эффективные решения. Будучи продуктом органической логики, эти принципы радикально отличаются от традиционных маркетинговых моделей и теорий, которые были созданы аналитической наукой.
И всё же, хотя мы и не ставили перед собой цель искать истину, более 10 лет практических наблюдений привели нас к тому, что, пожалуй, в терминах Гёте, является прафеноменом некоторых социальных систем. Конкретно, речь идет о коммерческих организациях и их рыночных контекстах. Именно с таким типом социальных систем нам пришлось много работать в последние годы.
Прежде, чем мы представим свою "случайную находку", следует познакомиться с еще одной отличительной особенностью органической логики. Речь идет об особой точке зрения на социальные гештальты, которые являются главным предметом органического исследования.
3. Гештальты социальной реальности
Гёте считал, что природа помогает уважительному исследователю, даёт ему подсказки, но чтобы их услышать, нужно быть внимательным к самой природе, а не к своим теориям. Это в полной мере верно и при изучении социальной реальности. Однако,  нам нужно знать, куда смотреть и что слушать, чтобы не упустить эти подсказки . И тут в социальных исследованиях есть несколько важных особенностей:
Всё, что мы имеем для непосредственного наблюдения, изучая социальную реальность - люди, их поступки, слова, продукты деятельности. Социальная реальность складывается из них, как бесконечно сложная мозаика, которую мы можем попытаться увидеть в полноте лишь умозрительно.
Наблюдая естественную природу, нам сравнительно легко ограничить круг вещей, релевантных для исследования конкретного предмета, а социальная реальность насыщена огромным количеством внутренних связей, так что становится почти невозможно как-то ограничить необходимую сферу внимания.
Вот сложности: 1) нам приходится слушать подсказки не извне, а изнутри, ведь "видеть" социальную реальность мы можем только в своем сознании, и 2) уместить её в голове во всех деталях совершенно невозможно, лишь небольшой набор вещей одновременно.
К счастью, социальная реальность так добра, что помогает исследователю преодолеть даже эти сложности. Социальные гештальты проявляют себя в сознании внимательного исследователя характерным способом. И даже еще не проявившись вполне, они подают сигналы о том, где их искать. Я даже не беру в кавычки выражения "проявляют себя", "подают сигналы"...
1. Сигналы социальных гештальтов
Начнем с них, потому что с них дело и начинается. Вы собрали в своей голове множество элементов мозаики, из которых складывается не вполне ясная, очень сложная картина изучаемой социальной системы и её окружения. В этой картине нет организующего начала - вам его и нужно отыскать. Всё, что вы имеете в начале - просто множество неорганизованных фактов и наблюдений. Но вот что-то в этом наборе привлекает ваше внимание, выпадает из общей однородной кучи. Это может быть любопытная странность или совпадение, необычный факт -  не имеет значения, почему этот элемент мозаики привлекает ваше внимание, важно что он его привлек . Это сигнал! Вам подает его из неорганизованной кучи фактов пока еще спрятанный в ней социальный гештальт. Теперь вы, как минимум, знаете, где покопаться внимательнее... Вам следует тщательнее оглядывать социальную систему в том месте, где вы приметите подобные сигналы. Представьте, что вы в тёмном лесу прислушиваетесь к ночным шорохам и тихому шелесту листьев на ветру. И вдруг неподалёку треснул сучок! Вот туда и нужно направиться...
2. Проявление социальных гештальтов
 Социальные гештальты проявляются как повторяющиеся сюжеты, мотивы, повторяющиеся конфигурации достаточно схожих между собой событий и фактов . Там, где вы видите это, действует социальный гештальт. Звучит просто, но тут важно верно понимать, о чем речь. Для простоты разделим повторение сюжетов и конфигураций 1) во времени и 2) в пространстве.
Например, годовой цикл, в котором живут социальные системы, создает цепь повторяющихся из года в год событий, задает повторяющуюся во времени конфигурацию. Это важная организующая сила социальных систем и она может указывать на действие значимого социального гештальта.  Но не всякая регулярность связана с действием гештальта. Регулярность событий лишь тогда является признаком действия социального гештальта, когда она проявляется в нескольких масштабах времени . Именно так обстоят дела с годовым циклом в России. Кроме собственно годового цикла, два аналогичных цикла меньшего масштаба времени располагаются на пробеге от начала года до начала мая и с начала мая до конца года. Аналогичные циклы находятся и в пределах каждой недели. Такое самоподобие в различных масштабах времени однозначно указывает на действие значимого социального гештальта. В качестве проверки можно было бы попытаться отыскать аналогичные циклы и в большем масштабе времени - в рамках десятилетий и столетий, но это занятие для историков.
Цикличность социальных систем - хорошо известное свойство, но органическая логика предлагает обратить особое внимание на циклы, которые проявляются одновременно в нескольких масштабах времени. Именно они указывают на социальный гештальт, на значимый феномен социальной реальности.
Аналогичное соображение верно и для пространственной конфигурации социальных явлений.  Если они образуют пространственную регулярность, проявляющуюся в нескольких масштабах рассмотрения, это является проявлением активного социального гештальта.  В качестве примера можно привести общественную ситуацию в России начала 20-го века. Общество было поляризовано в целом на несколько идеологических лагерей, в числе которых был лагерь революционеров и народников, склонных к терроризму и свержению власти. Но аналогичным образом раскалывались и сообщества меньшего масштаба - армейские подразделения, сословия, даже отдельные семьи. Проявлялось самоподобие, действующее в различных масштабах рассмотрения общества. Это признак мощного социального гештальта, который привел Россию к тяжелейшим потрясениям.
В интрамаркетинге это свойство социальных гештальтов положено в основу принципа перекрестной проекции.
В заключение сделаем оговорку: социальная реальность не разворачивается, как физическая, в пространстве и времени, поэтому только условно можно говорить о повторении или подобии социальных конфигураций во времени или пространстве, как мы это только что сделали. Мы будем более точны, если скажем, что  социальные гештальты приводят к возникновению самоподобных конфигураций в сознании участников социальной системы  и иногда это приводит к тому, что люди своими делами и продуктами деятельности формируют пространственные или временные регулярности, доступные для исследования.
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER