КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Anschauung, научный метод Гёте
4. Anschauung: Второй этап, Bildungen
Прологи: наука о сознании становится точной
Anschauung, научный метод Гёте
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
4. Anschauung, научный метод Гёте: Второй этап, Bildungen
Темы:
Второй этап Anschauung говоря кратко, заключается в синтезе серии осознанных и усвоенных гештальтов в особую динамическую целостность, которая представляет изучаемый предмет в его полноте и динамике. Гёте называл эту целостность Bildung, что довольно верно можно перевести как "становление". Bildung воссоздает в сознании исследователя живую реальность, находящуюся в постоянном процессе становления - а он никогда не останавливается, потому что реальность никогда не становится чем-то фиксированным окончательно.
Bildungen - становление реальности
В отличие от первого этапа Anschauung, на котором от исследователя требуется беспристрастное созерцание посредством своих органов чувств (иногда переводят как "чувственное созерцание"), на втором этапе исследователь должен обратиться к воображению.
Гёте считал, и тут с ним трудно не согласиться, что среди мыслительных способностей человека  именно воображение обладает уникальной способностью к синтезу . Поэтому когда мы хотим уйти от ограничений обычного анализирующего мышления, нам естественно обратиться к воображению. Но и сам Гёте понимал, что воображение обычно противопоставляют научному методу, считая его источником далеких от реальности фантазий. Поэтому он назвал синтезирующее воображение метода Anschauung "перцептивным воображением", то есть воспринимающим воображением или воображением на основе восприятий.
Цель второго этапа - синтез целостности из разрозненной до этого серии гештальтов. Это таинственный и сложный процесс, когда  наше внимание закономерно или произвольно переключаясь между усвоенными гештальтами постепенно начинает размываться между ними, трансформируясь, охватывая их целиком и одновременно . Здесь в дело вступает естественная, хотя и непонятная способность людей к синтезу и пониманию. На основе разрозненных восприятий возникает динамическая и сложная целостность, которая их впитывает, объясняет и осмысливает.
Крайне схематичная иллюстрация процесса, в результате которого из серии гештальтов синтезируется Bildung.
Так исследователь обогащает себя синтетическим пониманием изучаемого предмета, которое, в отличие от гештальтов, полученных на первом этапе, не было продуктом узнавания чего-то уже знакомого, а является чем-то совершенно новым, доселе незнакомым.
Описывая Bildung, это синтетическое новое понимание,  Гёте говорит, что Bildung также является гештальтом, но более высокого порядка, динамическим гештальтом. С момента, когда он складывается в сознании, человек обогащает себя новым, невиданным и незнакомым ранее гештальтом, который отныне может служить ему в других органических исследованиях, исследователь сможет узнавать его присутствие в реальности. 
Мир маленького ребенка, в котором есть собаки, но нет лошадей причудлив и населен сказочными существами. Вот такие, например странные "собаки" (3) могут в нем обитать :)
Если вы наблюдали развитие маленького ребенка, вам знаком этот процесс. Иногда ребенок, зная, что такое собака (1), но не зная лошади (2), может при встрече назвать лошадь собакой (3). Однако, если родитель покажет разницу, зафиксирует её в понятном для ребенка виде, "маленький исследователь" с той поры сможет различать собак и лошадей.
Опишем тот же процесс в терминах органической логики. Мы подходим ко второму, синтетическому этапу мышления, имея набор метафор или моделей, которые фиксируют различные наблюдаемые аспекты изучаемой системы. Перебирая их в сознании, переключаясь между различными метафорическими описаниями системы, мы постепенно будем все чаще испытывать ощущение понимания, которое не зависит и не опирается ни на одну конкретную метафору. Это понимание будет продуктом синтеза, "переплавки" различных видений системы в единое целое. И в какой-то момент оно становится настолько полным и отчетливым, что в нашем сознании появляется понимание системы в её сложности, многообразии и динамике, которого не было раньше. Осколки собираются в единую картину и мы видем действительно нечто новое, чего не видели раньше. Это новое - совершенно отличается от простой суммы исходных восприятий, это источник неявного знания даже о тех аспектах изучаемого предмета, которые и вовсе были недоступны для наблюдения.
Перцептивное воображение, в котором происходит синтез - это не воображение в обычном понимании этого слова, оно вовлекает внутренние ощущения человека, задействует интуитивные и эмоциональные чувства. И момент возникновения Bildung сопровождается особым внутренним чувством. Гёте точно подметил, что тут мыслитель не остается замкнут в своем воображении, напротив, сознание словно раскрывается, ощутимо присоединяется, сливается с исследуемым предметом, так что, по его словам "Мы "втягиваем" в себя природу, словно вдыхаем воздух, и чувствуем, что расширяемся, растем..."
Эти описания - не какие-то философские спекуляции, это максимально возможное по точности описание того, что в реальности переживает мыслитель, использующий метод Гёте или органическую логику.
Нет контроля, но есть сотрудничество
 Процесс синтеза серии гештальтов в динамическую целостность невозможно контролировать сознательно.  Мы не можем быть уверенными, приступая к Anschauung или подобному органическому исследованию, что в финале получим желаемый результат - синтетическое понимание изучаемого объекта, его Bildung. Однако, мы можем создать условия, когда результат становится более вероятным. Для этого нужно соблюсти некоторые условия:
Как можно полнее исполнить рекомендации к первой фазе исследования, к фазе получения серии гештальтов. В частности,  следует особо позаботиться о том, чтобы сбор первичных наблюдений не проходил под влиянием явной и скрытой теории, каких-то изначальных ожиданий . Если это условие не будет соблюдено, шансы получить определенный результат исследования резко падают, интуитивного синтеза не происходит. Гёте говорил, что природа готова помочь исследователю, она готова его направить, но лишь тогда, когда исследователь не пытается навязать ей свои теоретические рамки.
Именно этот фактор является главной помехой для тех, кто пытается освоить Anschauung или органическую логику.  После прочтения разных книг и статей по психологии творчества, люди формируют неосознанные, но весьма крепкие ожидания относительно того, как должен происходить процесс интуитивного мышления, часто даже ожидают от него определенного результата . Именно это ожидание и становится главной помехой и они не получают никаких результатов.
Гёте применял свой метод для исследования естественной природы. В ней изучаемые объекты могут быть наблюдаемы в полноте своих проявлений за сравнительно ограниченное время. Поэтому он требовал лишь полноты наблюдений, но не давал рекомендаций о том, как экономить свои усилия. При изучении социальных систем объект исследований обычно слишком велик и многообразен и гетевская полнота наблюдения принципиально невозможна. Поэтому в органической логике мы выработали ряд полезных эвристик (с некоторыми из них можно познакомиться в статье "Прогнозирование как неточная наука", в параграфе Отбираем данные для прогноза), позволяющих направлять первичное наблюдение к наиболее важным для успеха аспектам изучаемой системы.
Навык и опыт. Чем больше и разнообразнее материал, на котором исследователь практикует Anschauung или органическую логику, тем вероятнее и плодотворнее результаты он получает. Причина не только в том, что вырабатывается и становится привычной необходимая культура управления своим вниманием и восприятием. Дело еще в постепенной наработке широкого когнитивного словаря.
Когнитивный словарь и новые органы восприятия
Когнитивный словарь - это накопленный "арсенал" усвоенных человеком гештальтов. Если гештальт когда-то был пропущен через сознание и усвоен, человек способен распознать его, когда он вновь встретит его в реальности. Чем больше и разнообразнее когнитивный словарь, тем больше шансов, что на первой фазе Anschauung, при накоплении распознаваемых в наблюдаемой реальности конфигураций, будет достигнут некий "порог достаточности", после которого становится возможен синтез на второй фазе.
Воспользуемся сравнением. Представим себе, что мы пытаемся понять смысл небольшого текста на иностранном языке, которым мы владеем плохо. Мы узнаем в этом тексте лишь малую долю слов, и совершенно не способны понять смысл этого текста.
Теперь мы постепенно будем увеличивать число знакомых слов (запоминая и усваивая их смысл). Сперва мы не заметим улучшения общего понимания. Хотя всё больше слов нам будет знакомо, общего смысла текста мы всё равно понимать не будем.
И лишь при достижении определенного порога шансы верно понять смысл текста резко возрастают. При этом мы можем еще не знать некоторые слова текста, но это не мешает возникновению синтетического понимания смысла текста.
Тут возрастающий запас знакомых слов - это аналог увеличивающегося с накоплением жизненного опыта когнитивного словаря, слова и их смысл - это усвоенные нами или еще незнакомые гештальты, а общий смысл текста - синтетический Bildung, который мы пытаемся получить.
Еще о когнитивном словаре - в Школе когнитивного бойца, занятие 11, также рекомендуем статью Метафора and Beyond.
Чем более развит и богат когнитивный словарь человека, тем больше шансов, что он сможет успешно пользоваться органическими методами мышления. И каждый успех в этом еще более расширяет когнитивный словарь. Гёте писал:
"Каждый новый объект, который мы смогли ясно увидеть, открывает у нас новый орган восприятия."
Это совершенно верное замечание. Вспомним ребенка, собак и лошадей.  До тех пор, пока дитя не различает собак и лошадей, в его мире нет лошадей , его восприятие не способно различить этих животных. Однако, когда он усвоит признаки лошади, его мир расширяется, кроме собак в нем появляются и лошади. Совершенно аналогично происходит всякий раз, когда человек усваивает новую конфигурацию реальности, новый Bildung-гештальт. Его мир расширяется, становится богаче, в нем появляются предметы и связи, которых человек раньше просто не замечал. По сути, каждый новый гештальт в когнитивном словаре - это новый орган восприятия.
Гёте называл людей с развитым когнитивным словарем и навыкшим к не-аналитическому исследованию природы "людьми с живым умом". Он писал о них:
"Мир людей с живым умом радикально отличается от мира тех, кто выбрал теоретические идеи в качестве своего поводыря."
Люди, подходящие к исследованию сложной и многогранной реальности с багажом простых схем и теорий оказываются в выхолощенном, искусственно обедненном мире. Напротив, мир людей "с живым умом" богат явлениями и возможностями, подобно тому, как мир слепого гораздо беднее мира наделенных зрением.
1
Важно-не важно.
Хочу отметить теорию японских подсвечников .Теории уже 300 лет .Простые
приемы помогают принять верное решение для инвестиций .В основе лежит понятие важных и не важных перемен во времени .По этой теории человеческая психика выдерживает только 8-10 важных перемен в одну сторону.Имеется в виду нарастание негатива или позитива .Далее происходит почти полный разворот .который может полностью компенсировать предыдущее движение в поиске новой парадигмы. В упрощенном виде считается что 3 перемены подряд- это прогресс в развитии идеи.
Владимир vvgsv@yandex.ru (5.08.2014 15:07)
2
НАЧИНАЮ ЗАИНТЕРЕСОВАНО ЗНАКОМИТЬСЯ
Случайно попал на ваш сайт, изучая прафеномен относительно математики (с "подачи" Гейзенберга).
Очень заинтересовался более широким планом (что такое "культура " по Шпенглеру).
Намереваюсь ознакомиться более глубоко. Возможно, тогда и приму какое-то участие, а сейчас - рад знакомству!!!
доктор кибернетики, профессор по теории систем
Вячеслав Фоменко
vfomenko fomenko.vyacheslav@gmail.com (20.11.2014 10:14)
3
Двойная настройка
Если использовать метафору настройки внимания, можно ли сказать, что при открытии нового смысла мы настраиваемся, сначала, на некий известный нам объект, а затем настраиваемся на некое состояние этого объекта, которое в тоже время является самостоятельным смыслом. НО все-таки мы не можем как бы напрямую воспринять этот новый смысл(как, например, на картинке девушка-старуха, два смысла существуют как бы парралельно). Даже когда мы внесли этот смысл в свой когнитивный словарь, мы все равно можем настроится на него ЛИШЬ после первоначальной настройки на некий объект, который как бы является проводником этого смысла. Прошу прощения за возможную тавтологию, но хочу задать вопрос максимально понятно, и готов пожертвовать при этом литературной красотой.
Странник (21.12.2016 16:36)
4
Если новый предмет связан метафорически с каким-то старым и хорошо знакомым, то первое время мы его воспринимаем через призму старого, при этом внимание фокусируется на некоем общем. Со временем новый предмет образует новую уникальную "запись" в нашем когнитивном словаре, и после этого 1) мы его начинаем воспринимать уникально, 2) теперь уже его мы можем использовать как когнитивную опору для восприятия новых предметов. При этом сам когнитивный словарь организован древовидно - от одной ветви (старый предмет) вырастает новая (новый принятый предмет). Ветви более-менее родственны друг другу, но каждая по-своему уникальна.
Роман Уфимцев (22.12.2016 0:18)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER