КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Когнитивный уровень
Часть 3
Прологи: наука о сознании становится точной
Когнитивный уровень социальных систем
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Когнитивный уровень, часть 3
 
Уровень смыслов
Вспомним, как непросто было людям отделить информационный уровень от физического и разглядеть его ясно и самостоятельно. С подобной же трудностью мы сталкиваемся, стараясь ясно различить когнитивный уровень реальности, научиться отличать его от информационного.
Когнитивный уровень содержит смыслы и мы должны научиться различать, абстрагировать информацию и смысл. Информация принадлежит информационному уровню, смысл – когнитивному.
До тех пор, пока человек 18-го века не понял бы, что текст выражается чернильным узором на бумаге, но не является его производной, он бы не понял, что такое информационный уровень. До тех пор, пока мы не поймём, что смысл может быть связан с той или иной информацией, но он не является её производной, мы не сможем увидеть когнитивный уровень реальности.
Поясним дело наглядно.
Пусть мы имеем текст и изображение – два информационных объекта. И мы имеем два различных материальных объекта – лист бумаги и экран монитора. Мы можем произвольно связать любой из двух информационных объектов с любым из двух материальных объектов-носителей:
У нас есть эта свобода, потому что материальный уровень и информационный уровень различаются, они не переплетены друг с другом каким-то раз и навсегда данным способом, у нас есть свобода проводить между ними связи по своему усмотрению.
Теперь возьмем два различных информационных объекта, например, два коротких текста, и два когнитивных объекта, в качестве которых выступают два различных смысла, например, упрощенно, две различных эмоции или идеи:
По давней традиции, мы обозначаем когнитивные объекты символом спирали. Это не случайно.
И тут у нас тоже есть свобода попарно сопоставлять тексты и смыслы на своё усмотрение, в любой комбинации. Между текстами как информационными объектами и смыслами как когнитивными объектами нет какой-то одной, раз и навсегда заданной связи – информационный и когнитивный уровень различаются.
Вот конкретный пример. Пусть нашими двумя текстами (объектами информационного уровня) являются:
  1. "Она подняла на меня глаза. В них стояли слёзы."
  2. "Она глядела куда-то вдаль. На её лице блуждала слабая улыбка."
Далее, пусть двумя смыслами (объектами когнитивного уровня) являются следующие эмоции или контексты:
  1. Радость от предложения руки и сердца.
  2. Печаль от известия о расставании.
Легко убедиться, что мы можем связать попарно любой из этих информационных и когнитивных объектов, а это значит, что это объекты разного порядка и принадлежат разным уровням реальности. И главное – смысл информации вовсе не определяется самой информацией, также как текст сообщения вовсе не определяется материальными свойствами бумаги, на котором написано письмо.
Особенно наглядно различие между информационным и когнитивным уровнем можно показать на примере неоднозначных картинок, например этой известной:
Это изображение как информационный объект – последовательность битов информации в памяти вашего компьютера, которые отображаются в точки на экране монитора. Первая особенность этого набора точек в том, что он может восприниматься осмысленно, как рисунок девушки или как рисунок старухи (не все наборы битов могут дать какое-то осмысленное изображение). Второе, более интересное его свойство – оно неоднозначно по смыслу. Мы можем переключать его смысл произвольно, выбирая или девушку или старуху. Управляя таким образом своим восприятием, мы переключаем смысл, когнитивный объект, связанный с этим изображением. То есть, один неизменный информационный объект может быть связан с различными когнитивными объектами. И обратно, один и тот же когнитивный объект может связываться с различными информационными объектами.
Заметим, кстати, что это "когнитивное развлечение" – произвольное переключение смысла вещей – доступно не только людям, но и животным в форме игры. Кот, гоняющийся за клубком шерсти, знает, что это не мышь, но переключает воспринимаемый смысл клубка, чтобы развлечься.
Эти факты наглядно демонстрируют независимость, "самость" когнитивного уровня, также как наблюдение экрана терминала, легко изменяющего своё информационное содержание, иллюстрирует независимость информационного. Экран, будучи материальным объектом, переключает информационное наполнение, а эта картинка, будучи информационным объектом, легко переключает своё смысловое наполнение.
Конечно, электронный экран обладает тут гораздо большей свободой, ведь он способен отображать огромное количество разнообразной информации, а наша картинка может иметь только два альтернативных смысла. Но для нас важно сходство принципов, так что по аналогии с экранами электронных терминалов мы можем назвать объекты, слабо привязанные к какому-то единственному смыслу когнитивными терминалами.
Мы подробнее поговорим о когнитивных терминалах и об их роли в анализе и проведении когнитивных интервенций далее, но прежде следует лучше уяснить природу и свойства объектов когнитивного уровня, которые мы до сих пор называли "смыслами".
Смысл – это оправдание
Мы говорим, что на когнитивном уровне находятся смыслы вещей. Это действительно так, но нам придётся немного уточнить житейское значение этого слова.
Смысл вещи оправдывает, объясняет её существование в том состоянии, в котором она существует. Имеется два сорта таких оправданий и, соответственно, два вида смыслов. Их удобно проиллюстрировать на примерах:
1. Функциональный смысл: смысл вещи заключается в том, что она имеет своё предназначение в более широком контексте. Например, смысл дверной ручки в том, чтобы быть "хваталищем" для двери. Именно это определяет её форму и местоположение. Но если ручку привинтить у самого пола или у дверных петель, она теряет свой смысл, потому что пользоваться ею становится очень неудобно.
Ещё пример: смысл полиции в том, чтобы нейтрализуя отдельных нарушителей, поддерживать общественный порядок и законность. Но её смысл теряется, если законности и порядка нет во всём государстве, в том числе и в самой полиции. Или: полиция как социальный институт имеет смысл, когда соблюдается условие "единицы против единиц", то есть, сравнительно немногочисленные полицейские силы противостоят сравнительно немногочисленным преступникам. Но когда ситуация скатывается к "многие против многих", полиция теряет изначальный смысл и превращается в орган, служащий не интересам общества, а своим собственным. "Единицы" – это десятые доли процента от всего общества. "Многие" – когда доля правоохранителей и преступников в обществе вырастает до 1-2% соответственно, и больше. К сведению, в 2009 году официальные сотрудники МВД составляли около 1% населения России. Заключёнными преступниками же являлось около 0,8% населения. С учётом неофициальных сотрудников и преступников, гуляющих на свободе, наша страна уже приблизилась к порогу "потери смысла" полиции. Ситуация в США ещё хуже, но это личное дело самой развитой демократии в мире.
2. Композиционный смысл: если вещь проста, гармонична, эстетична, красива, лаконична, в ней появляется свой собственный смысл, который может и не быть функциональным. Взгляните на этот интерьер:
Мы сразу понимаем, что в нём не так – картина должна висеть прямо, в ином случае нарушается наше чувство порядка, гармонии, эстетики. В том, чтобы картина на стене висела строго прямо нет никакого функционального смысла – её содержание видно и так. Но в этом есть композиционный смысл, и потому вешая на стену картины мы тщательно следим за тем, чтобы они висели ровно.
Другой пример. В древних культурах всего мира было принято выкладывать камнями круги на полях, кромлехи. Их можно встретить по всему миру:
Их предназначение, функциональный смысл, загадочен. Обычно считают, что таким образом язычники отмечали "места силы" или священные места, в которых они совершали языческие обряды. Однако, даже если это так, мы не получаем объяснения, почему для этого используется круг, а не, например, простая куча камней. Ситуация проясняется, если мы предположим, что кромлехи в первую очередь несут композиционный смысл. Камни выкладывались по кругу, потому что это самая простая и гармоничная форма, которую можно выложить из нескольких камней. Именно поэтому на песчаных пляжах очень часто можно встретить маленькие кромлехи, выложенные из гальки:
Они выкладываются руками играющих детей и скучающих взрослых и не несут функционального смысла, а только композиционный. Возможно, пляжные фигуры и древние кромлехи являются феноменами одного порядка, и в древних каменных кругах не следует искать какие-то таинственные функциональные смыслы. Может быть, кругами камней просто отмечались какие-то места, не обязательно священные. Например, кругом камней могло отмечаться место для предстоящей встречи или он мог служить удобным ориентиром на местности, вроде верстового столба.
Композиционные смыслы доступны и животным. Среди домашних животных развитым композиционным чутьём отличаются кошки. Кошки тщательно выбирают места для отдыха, и часто руководствуются композиционными смыслами – в отличие от собак, они никогда не "бухаются" прямо там, где стоят. Однажды мне довелось прогуливаться вдоль длинного парапета на морском побережье, представлявшего собой совершенно однородную бетонную стену высотой около метра и длиной в несколько сот метров. Стена была чистой на всем обозримом пространстве, кроме одного места, на котором была прилеплена какая-то предвыборная листовка. И точно под листовкой сидела скучающая кошка. В том, чтобы расположиться точно под листовкой у неё не было никакого функционального смысла, а только композиционный.
Смысл и самодостаточность
Функциональные и композиционные смыслы связаны между собой. Разберёмся, как именно. Пусть у нас есть несколько точек, которые нужно как-то осмысленно расставить на плоскости. Мы выбираем круг (как древние люди или отдыхающие на пляже), "кромлех":
Весь набор как целостность несёт композиционный смысл, точки образуют простую и гармоничную фигуру. Но положение точек по отдельности имеет при этом функциональный смысл: каждая из является частью окружности. Если какая-то точка не будет рассматриваться как часть круга, её положение в данном конкретном месте теряет смысл. Получается: круг из точек как целое черпает композиционный смысл в самом себе, а каждая точка по отдельности не имеет его сама по себе, в заимствует его у круга как функциональный смысл.
Это важное различие между композиционным и функциональным смыслом: композиционный не требует контекста, он содержится в вещи самой по себе, а функциональный смысл вещь может иметь только если её рассматривать в контексте, в связи с другими вещами мира. Дверная ручка как утилитарный предмет не имеет смысла, если её не рассматривать как функциональный элемент двери. Полиция как утилитарная общественная форма не имеет собственного композиционного смысла, а имеет только функциональный смысл в рамках общества, порядок и законность в котором она поддерживает. Говоря кратко: вещи с композиционным смыслом самодостаточны, их оправдание – в них самих, а вещи с функциональным смыслом зависимы и находят своё оправдание в чём-то другом.
И тут мы подходим к важному пункту: содержанием когнитивного уровня являются только композиционные смыслы. Когнитивные объекты – это самодостаточные композиционные смыслы, которые мы можем связывать с теми или иными вещами, событиями и явлениями мира.
Напротив, функциональный смысл вещей является таковым только в житейском значении слова ("А какой смысл в этой штуковине?"), и далее, говоря о смыслах и смысловых системах как о когнитивных объектах мы всегда будем говорить только о композиционных смыслах. Путаница в двух видах смыслов, собственно, и является основным препятствием в понимании когнитивного уровня. К счастью, избежать её довольно легко. Чтобы сфокусироваться на композиционном смысле вещи, следует найти её оправдание в ней самой, а не в её роли и назначении среди других вещей. Если такое оправдание находится, это и есть её композиционный смысл.
Когда мы понимаем разницу между функциональным назначением и композиционным, самодостаточным смыслом, становится немного легче ответить даже на самые сложные вопросы. Например, на извечный вопрос о смысле жизни.
Подумайте: может быть, жизнь не имеет функционального смысла, а только композиционный? То есть, мы живём, и весь мир существует не для чего-то "вселенски-утилитарного", и нет такой вещи как "миссия человека на земле". Что, если всё живое и весь мир существуют только потому, что они прекрасны, гармоничны, эстетичны? И смысл жизни каждого человека заключается в ней самой?
Жизни, как и любви, не нужно оправдание и обоснование, она сама себе есть великое оправдание и обоснование.
1
Великолепная работа
... имеющая право на существование даже вне всякого контекста.
Хорошо, если бы пиарщикам кто-нибудь так же красиво объяснял, что смысл информации вовсе не определяется самой информацией. У них в учебных пособиях написано птичьим языком (попробую воспроизвести по памяти) // смысловое послание организации должно быть "завернуто" в привлекательную оболочку - информационный повод и закодировано таким образом, чтобы декодировалось общественностью без искажений.///Но что именно "заворачивать" в оболочку никто не расскажет. Потому что никто в организации этого не знает ))
Спасибо, Роман.
С уважением,
Татьяна Ягужинская хх (24.06.2013 18:36)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER