КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Когнитивный уровень
Часть 4
Прологи: наука о сознании становится точной
Когнитивный уровень социальных систем
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Когнитивный уровень, часть 4
Темы:
Спектр композиционных смыслов
Итак, содержанием когнитивного уровня являются композиционные, самодостаточные смыслы.
В качестве основного примера такого рода смыслов мы не случайно использовали круг как самую гармоничную и простую геометрическую форму, "геометрический смысл". И другие простые геометрические фигуры также обладают такого рода самодостаточными композиционными смыслами:
Особенность этих фигур – их симметрия. Именно симметрия является в них "генератором смысла", и как мы далее увидим, симметрия вообще является распространенным индикатором когнитивных объектов, не только геометрических.
Цветовые смыслы: более тонкие самодостаточные смыслы несут цвета: красный, белый, чёрный, и другие чистые цвета:
Вспомним наш способ фокусироваться на когнитивном уровне: мы должны обнаружить самодостаточный, а не функциональный смысл в самом объекте. И при достаточно развитом восприятии, в каждом чистом цвете обнаруживается такого рода смысл, который переживается интуитивно как собственное эмоциональное значение цвета. На тему "значения цветов" имеется множество популярных спекуляций, но даже самый нечувствительный к цветовым смыслам человек чувствует разницу между "тёплыми" и "холодными" цветами. На мой взгляд, самое глубокое исследование и описание цветовых смыслов принадлежит Гёте (о его теории цвета можно прочесть тут), хотя следует принимать во внимание, что Гёте описывал значения цветов для людей немецкой культуры 18-19 века, а не для современного жителя России.
Одним из самых простых и странно достоверных психологических тестов является цветовой тест, в котором испытуемому предъявляется карточки с простыми цветами и предлагается выбрать одну из них, которая "больше нравится", "импонирует" или выделяется для него как-то ещё. После выбора первого цвета, испытуемому предлагается выбрать второй цвет из оставшихся, затем третий. Комбинация и порядок выбора трех цветов может многое рассказать о душевном состоянии и характере испытуемого. Механизм теста для нас теперь понятен: выбирая цвета, испытуемый приоткрывает свой когнитивный уровень, внутренний ландшафт смыслов. Так, выбор в первой паре жёлтого и фиолетового цвета часто является признаком депрессивного состояния. Говоря иначе, "жёлто-фиолетовый аромат" часто сопутствует смысловым системам, которыми оперируют люди в состоянии подавленности.
Ещё одна разновидность самодостаточных смыслов связана с явлением движения, их можно назвать кинетическими смыслами. Тремя самыми простыми являются 1) прямолинейное равномерное движение, 2) равномерное вращательное движение вокруг центра, и 3) равномерное колебательное движение. Возможно, кинетические смыслы сперва могут показаться чем-то непонятным, ведь мы привыкли считать, что движения имеют определенную функциональную нагрузку: винт вертолета вращается, чтобы создать тягу, автомобиль едет, чтобы добраться до пункта назначения и т.д. Но в действительности, простые движения являются особыми типами симметрии, обладающими самодостаточным смыслом, как и простые геометрические формы.
Вращение и прямолинейное движение прямо соответствуют двум простым геометрическим объектам – окружности и прямой линии. Разберёмся, как именно.
В математической теории симметрии различают симметрию окружности и симметрию вращающейся окружности, которая обозначается как окружность со стрелкой, указывающей направление вращения:
Эти два типа симметрии различаются, потому что плоский круг можно перевернуть и он совпадёт сам с собой. Но если мы перевернём вращающийся круг, он не совпадёт сам с собой – направление вращения изменится на противоположное. Поэтому неподвижный круг и вращающийся круг обладают разными, хотя и похожими типами симметрии:
Аналогичное отношение и между прямой бесколнечной линией и прямым равномерным движением, которое обозначается как вектор, направленная линия:
Развернув простую линию, мы ничего не изменим, но развернув вектор, мы изменим его направление на противоположное. Таким образом, простая линия и направленная линия (движение) являются разными, хотя и похожими типами симметрии.
Кинетические смыслы проявляются также, как геометрические смыслы – например, круговое движение в форме хоровода также распространено во всех культурах, как и каменные круги кромлехи:
Русский хоровод
Индейский хоровод
В форме инстинктивных двигательных шаблонов эти три типа смыслов чрезвычайно распространены в живой природе. И даже неживая природа пронизана кинетическими смыслами, особенно теми, которые связаны с равномерными колебаниями и вращением (физики знают, что эти колебания образуют фундамент предметной реальности, а также, что колебательное движение родственно равномерному вращению).
Мы уже говорили о скучающих людях и играющих детях (и животных), которые часто действуют под влиянием композиционных, самодостаточных смыслов. Например, человек, лежащий на пляже, находится в ситуации, в которой у него нет необходимости что-то предпринимать, исходя из функциональных, утилитарных нужд и открывается возможность для проявления композиционных смыслов. Именно поэтому люди начинают выкладывать из гальки круги и линии, копать ямки и строить башни и заборы из песка. Всё это – действие композиционных смыслов. Поэтому когнитивно подкованный наблюдатель может, пройдясь по пляжу, многое рассказать о коллективном психологическом состоянии отдыхающих, также, как цветовой тест позволяет диагностировать когнитивный уровень отдельного человека.
Поведение скучающих людей (и играющих детей) – это когнитивный терминал, поскольку их мышление в такие моменты лишено жёсткой привязанности к одному функциональному смыслу и на поверхность выходят свободные композиционные смыслы. Где-то я уже писал о том, что при анализе когнитивного уровня организаций, важность представляют курилки, где сотрудники компании выходят из жесткого функционального пресса и дрейфуют к композиционным смыслам. Ещё пример – каракули на листке бумаги, которые черкает скучающий на заседании сотрудник. Они представляют такой же интерес для когнитивного аналитика, как и пляжные фигуры.
Возвращаясь к кинетическим смыслам: во вне-пляжных контекстах скучающие и ожидающие люди часто их демонстрируют – они прогуливаются взад-вперёд, равномерно качают ногой, подталкивают висящий в салоне автомобиля освежитель, чтобы он начал качаться, дети туда-сюда машут игрушкой и т. д. Одна из хитростей, к которой иногда прибегают искушённые специалисты – скрытое наблюдение за человеком, когда он ожидает приёма. Как мы теперь знаем, скука и ожидание высвобождает смыслы когнитивного уровня и это может использоваться аналитиком.
Эстетика когнитивных объектов
Говоря о геометрических фигурах, цветах, симметрии, мы близко подошли к теме эстетики. Эстетичные объекты, по-настоящему красивые вещи самодостаточны, как форма круга или красный цвет. Эстетика, таким образом, является существенным когнитивным индикатором, поскольку указывает на действие того или иного когнитивного объекта.
То, что именуется "чувством прекрасного" или "эстетическим чутьём" – это чуткость к большому семейству когнитивных объектов, которые можно обозначить как эстетические смыслы. К ним относятся не только геометрические формы и симметрии, но также огромное многообразие природных форм, которые радуют глаз и вдохновляют художников.
Например, многие животные эстетически совершенны, форма их тел обладает самодостаточной красотой, которой не требуется функциональное оправдание:
Между прочим, явная "эстетическая нагрузка" форм животных является трудно объяснимой с точки зрения дарвинистской теории эволюции, мутаций и естественного отбора. Напомню, в соответствии с ней, все нынешние биологические виды являются результатом случайных мутаций и естественного отбора, который закреплял те мутации, которые оказывались полезными для выживания и повышения приспособляемости вида. Обратим внимание, что под полезными мутациями понимаются признаки, которые обеспечивают функциональные преимущества для приспособления к среде, например, развитие шерстяного покрова для животного, обитающего в холодном климате. В этих условиях шерсть имеет функциональный смысл.
Действительно, тело любого животного – воплощение функционального совершенства, великолепного приспособления к среде обитания. Однако, кроме функционального смысла, оправдывающего форму тела животного необходимостью приспосабливаться к окружающей среде (то есть, черпающего оправдание вне самого животного), обычно есть что-то ещё. Взгляните на форму глубоководных рыб:
Они уродливы – вы можете найти в интернете множество других примеров. В их теле, как и в телах других животных и рыб, присутствует функциональная целесообразность, каждая деталь имеет функциональное оправдание. Но они явно лишены самодостаточного эстетического смысла.
Возникает вопрос, на который теория Дарвина не может ответить (во всяком случае, в исходном виде): почему Земля не населена животными такими же уродливыми, как эти глубоководные рыбы? Какое эволюционное преимущество может давать животному эстетически прекрасная форма тела? Природа словно предпочитает прекрасные формы, но прячет уродливые туда, где мало шансов их кому-то увидеть – в глубину пещер и чёрные бездны океанов.
Дарвинист может заявить: "красота тела даёт животному преимущество, потому что это способствует привлечению внимания со стороны особей противоположного пола". Но если так, то мы должны считать, что животные наделены таким же развитым эстетическим чувством, как и мы, люди.
В таком случае какое функциональное значение, какое адаптивное преимущество может это давать животному? Зачем животным ценить прекрасное? Нет, дарвинистской теории эволюции недостаточно – она может объяснить только функциональное строение организмов, но не их целостную эстетику. И, кстати, не потому ли динозавры вымерли, что они были уродливы, и в их существовании не было самодостаточного смысла?
Позже мы ещё вернемся к этому вопросу.
Итак, в числе прочих смыслов, когнитивный уровень содержит самодостаточные эстетические смыслы природных форм - животных, растений. Кроме собственно эстетики, эти смыслы несут также и дополнительную эмоциональную, идейную нагрузку. Так, льва называют "царём зверей" не потому, что он находится на вершине пищевой цепи, а из-за особой царственности и достоинства в его облике. Эти эмоциональные оттенки включены в эстетический смысл льва, также как идеи активности, энергии, агрессии включены в цветовой смысл красного цвета.
Очень любопытен пример вымышленного животного, эстетический смысл которого тоже присутствует в когнитивном уровне – дракона.
Дракон - мифическое существо, занимающего важное место во многих древних культурах. Образ крылатого змея присутствует в преданиях народов, между которыми не было контактов в древности – в западно-европейской и китайской цивилизации, в исчезнувшей великой цивилизации американских индейцев. Это является признаком существования соответствующего когнитивного объекта, при том универсального для разных культур. В образе дракона есть свой самодостаточный эстетический смысл, что удивительно, ведь он не является реальным продуктом миллионов лет биологической эволюции, а скорее созданным людьми мифом. Образ дракона настолько правдоподобен, что во времена средневековья его считали реальным существом, обитающим "где-то там". И эта правдоподобность происходит именно из самодостаточной эстетики этого гипотетического существа, схожей с эстетикой реальных животных.
Дракон нас естественно подводит к обширному и важному в практике социальной инженерии полю архетипов и мифов, которые, как принято говорить, находятся в "коллективном бессознательном" общества. Говоря кратко, мифы и архетипы – это композиционные смыслы, проявляющиеся как самодостаточные образы и сюжеты, универсально присутствующие в различных культурах мира.
1
драконофобия
Роман, а если Дракон - не вымышленное животное? Мы же не знаем этого наверняка. Неспроста же в былинах происходят схватки со Змеем Горынычем, былинный герой всегда Змея побеждает, но что если желаемое выдается за действительность? Кто-нибудь задумывался: почему треугольник с глазом Ящера присутствует в Георгиевском зале Кремля, Успенском соборе и во многих других местах?
Боюсь Ящеров. Вдруг они победят?
Татьяна (24.02.2015 10:30)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER