КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Когнитивный уровень
Часть 6
Прологи: наука о сознании становится точной
Когнитивный уровень социальных систем
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Когнитивный уровень, часть 6
Темы:
Мы завершили краткий обзор некоторых типов объектов когнитивного уровня. Несмотря на их разнообразие и видимую разнородность – от геометрических, цветовых и кинетических до эстетических и этических – они все являются источниками самодостаточных смыслов, которые мы накладываем на события и явления реальности.
Существует простой способ говорить о когнитивных объектах – именовать их идеями, хотя тут следует помнить, что мы используем слово "идея" в более строгом значении, нежели обычно. Идея – это источник смысла. Например, источником смысла для набора точек может быть геометрическая идея окружности. Или источником смысла уже упоминавшихся беспорядков в Москве может быть идея национально-освободительного восстания.
Но что общего, скажем, между идеей квадрата, идеей красного цвета и идеей мифа о Прометее? Откуда берётся их смысловая самодостаточность, в чём её причина?
Обозначим эту причину пока так: во всех этих идеях есть какая-то интуитивно переживаемая лаконичность, простота, полнота, завершённость. Именно это качество делает перечисленные идеи самодостаточными. Это подводит нас к следующему рубежу в нашем исследовании.
Тело внимания
Две геометрических фигуры. Понаблюдайте за собой – в чём разница в восприятии этих фигур?
Вы легко заметите, что первая фигура "удобнее" для восприятия, внимание быстрее фиксируется на ней, она буквально "комфортнее" для глаза. Напротив, вторая фигура заставляет наше восприятие чего-то искать, внимание не фиксируется на ней спокойно, а начинает "ворочаться", как кошка в поисках удобной позы.
Первая фигура обладает геометрическим самодостаточным смыслом, а во второй его нет, и вы можете непосредственно наблюдать, как это затрудняет её восприятие. Очевидно, наше внимание предпочитает лаконичные, простые, завершённые формы. Нашему вниманию удобно, когда оно фиксируется на лаконичных формах и благодаря этому такие формы переживаются нами как самодостаточно осмысленные. Это и есть причина самодостаточности композиционных смыслов, о которых мы говорили ли до сих пор. Когнитивные объекты – это удобные, естественные для нашего восприятия конфигурации.
Поясним эту мысль простым сравнением. Вообразим комнату с пустыми стенами и без окон, в центре которой стоит кресло. Если в неё запустить человека и попросить его подождать 20 минут, с большой вероятностью человек усядется в кресло, и большую часть отведённого времени проведёт сидя в кресле. В принципе, он мог бы стоять, сидеть и даже лежать в любой точке комнаты, но в кресле удобнее. При этом никто не станет спрашивать, почему человек выбирает удобное расположение, потому что удобство обладает самодостаточным смыслом ("человек ищет где лучше, а рыба – где глубже").
Далее, какое расположение или поза удобнее для человека, определяется строением его физического тела, конституцией. Тело у разных людей имеет различную конституцию, гибкость, натренированность и это влияет на удобство и неудобство различных поз. Например, женщинам, в отличие от мужчин, неудобно сидеть на корточках из-за другого расположения центра масс. Кроме того, состав удобных поз физического тела меняется с возрастом – детям, в отличие от многих взрослых, удобно сидеть по-турецки.
По аналогии, мы могли бы сказать, что удобство той или иной настройки внимания определяется строением нашего "тела внимания", его конституцией, которая различается от человека к человеку и меняется с возрастом. Иными словами, текущее строение нашего тела внимания, его природа, и определяет текущее содержание нашего когнитивного уровня. Набор удобных поз тела внимания задаёт когнитивный репертуар или когнитивный словарь человека, то есть, определяет предпочтительные смыслы, которыми он сознательно или бессознательно оперирует в своей жизни. Фактически, этот репертуар полностью детерминирует характерное поведение человека, его решения, предпочтения и т.д.
"Тело внимания" – удобная аналогия, но возможно, это больше, чем просто аналогия. В этом можно убедиться на простых опытах со своим восприятием.
Итак, идея квадрата, идея красного цвета и идея Прометея являются самодостаточными когнитивными объектами, поскольку оказываются естественными, удобными позами нашего тела внимания, удобными конфигурациями восприятия. Поэтому наше внимание будет стремиться к этим конфигурациям, также как человек в пустой комнате стремится в кресло.
Когнитивные аттракторы
Вспомним подвешенную на верёвке гирю и аттракторы. У гири только один аттрактор – положение, в котором она висит строго вертикально. У человека в пустой комнате тоже только один аттрактор – кресло посредине. И гиря и наш человек будут стремиться к своему единственному аттрактору, и в конечном итоге большую часть времени будут находиться в его окрестностях.
Аналогично, объекты когнитивного уровня человека, удобные позы для его тела внимания – это тоже аттракторы, постоянно притягивающие внимание и мышление, хотя в отличие от гири на верёвке, у каждого человека не один, а множество аттракторов. И чем шире когнитивный словарь человека, тем их больше, тем сложнее и богаче его когнитивный ландшафт.
В физике часто используют энергетические диаграммы, на которых удобно показывать роль аттракторов. Например, аттрактор гири на верёвке имеет форму перевёрнутого колокола:
Гиря стремится в центр, потому что в этом месте её потенциальная энергия становится минимальной. Любое отклонение требует повышения энергии гири и приводит к возникновению силы, которая тянет гирю обратно к аттрактору.
Аналогичной энергетической диаграммой мы можем условно изобразить и когнитивный ландшафт, в котором имеется множество различных аттракторов различного масштаба и силы:
Тогда мышление человека можно сравнить с шариком, который двигается по этому сложному ландшафту: он будет охотно застревать у сильных аттракторов, неохотно и с затратами энергии задерживаться на перевалах между областями действия различных аттракторов и т.д.
В качестве простого примера возьмём восприятие цвета. Хотя с физической точки зрения различных цветов и оттенков существует бесконечное количество, наше внимание удобно фиксируется только на некоторых из них – их, в зависимости от культуры и возраста, от 3 до нескольких десятков, но обычно это 7 основных цветов. Наше внимание будет охотнее фиксироваться на цветах, соответствующих основным, они являются аттракторами, и мы можем изобразить соответствующую энергетическую диаграмму:
Если мы устроим опыт, в котором испытуемому будут предъявляться различные цвета, он будет склонен неверно узнавать в промежуточных цветах основные, быстрее распознавать и лучше запоминать цвета, соответствующие основным – так проявляется действие когнитивных аттракторов.
Другой известный опыт, демонстрирующий действие когнитивных аттракторов – показ испытуемому линий различного наклона. Выяснилось, что наиболее удобными наклонами для внимания человека являются: строго горизонтальное положение, строго вертикальное положение, и в меньшей степени – угол наклона в 45 градусов, эти наклоны являются когнитивными аттракторами:
При быстром показе люди склонны накладывать "горизонтальный" или "вертикальный" смысл даже на линии, которые отклоняются от горизонтали или вертикали на 10-15 градусов. Вспомним наш пример с неровно висящей картиной: она вызывает дискомфорт и желание выровнять картину точно также, как отклонение гири от вертикального положения порождает силу, стремящуюся вернуть гирю в строго вертикальное положение. В обоих случаях энергетическая диаграмма выглядит одинаково:
Итак, ландшафт когнитивного уровня образован областями притяжения множества различных аттракторов и его можно сравнить с пейзажем обширной горной страны, в которой низины и долины перемежаются вершинами и перевалами. Низины и долины – это области притяжения когнитивных объектов (аттракторы), а вершины и перевалы – области соприкосновения различных когнитивных объектов, в которых нашему вниманию находиться "неудобно":
Вновь обратимся к примеру с восприятием цвета. Пусть мы имеем цвет, спектрально находящийся между чистым жёлтым и чистым зелёным цветом. С учётом энергетической диаграммы, фиксация внимания на таком цвете неустойчива, потому что она требует, чтобы внимание расположилось на перевале между "жёлтым" и "зелёным" аттрактором:
Если мы проведём опыт и станем показывать этот цвет (с короткой экспозицией) разным людям с просьбой назвать цвет, то мы будем получать два основных ответа: "жёлтый" и "зелёный". Причины нам теперь понятны, но мы можем проделать опыт и над своим собственным восприятием и переключать внимание таким образом, чтобы воспринимать этот цвет то как жёлтый, то как зелёный. Конечно, это очень напоминает восприятие неоднозначной картинки "девушка-старуха", когда мы также можем переключать смыслы изображения.
Вспомним, что картинка "девушка-старуха" для нас была примером когнитивного терминала – информационного объекта, не привязанного жёстко к какому-то одному определенному смыслу. Точно также и цвет, находящийся где-то между жёлтым и зелёным является когнитивным терминалом, поскольку он также не привязан жёстко к одному определённому цветовому смыслу.
Мы говорили, что ценность когнитивных терминалов для исследователя в том, что они позволяют яснее наблюдать когнитивный уровень отдельной персоны или целого социума. И теперь, воспользовавшись аналогией когнитивного уровня с горным ландшафтом, мы можем сказать: когнитивные терминалы находятся на вершинах и перевалах этого ландшафта, в которых смыкаются области притяжения различных когнитивных аттракторов.
Если вы хотите обозреть горную страну, вы должны забраться на самую высокую гору или перевал. А если вы хотите обозреть когнитивный уровень, вам следует найти самую "неудобную" точку внимания, в которой пересекается действие нескольких сильных когнитивных аттракторов, область максимальной неоднозначности – именно в таких местах следует искать самые полезные для наблюдения когнитивные терминалы.
Так мы подошли к методам практического исследования когнитивного уровня социума. Хотя до сих пор мы главным образом говорили о когнитивном ландшафте отдельной персоны, те же самые рассуждения приводят нас к представлению о коллективном теле внимания или просто коллективном внимании (Юнг называл его "коллективным бессознательным"). Для каждого социума в каждый момент времени имеется набор предпочтительных, удобных настроек внимания, которые задают содержание его когнитивного уровня. И также, как в случае индивидуального сознания, действующий когнитивный репертуар в виде ряда архетипов и социальных мифов детерминирует коллективное поведение социума, его предпочтения, характерные реакции на события – то есть, фактически, определяет его настоящее и будущее.
1
Опыты с восприятием
А я вот не понял про простые опыты с восприятием, их уже нет по предлагаемой ссылке или это такой опыт:)
Ден denis118.13.82@gmail.com (29.01.2019 10:42)
2
Да, смотрите-ка, неверная ссылка
Вот верная: 
http://www.cognitivist.ru/er/novice/040.xml
Роман Уфимцев (30.01.2019 0:33)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER