КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Когнитивный уровень
Часть 9
Прологи: наука о сознании становится точной
Когнитивный уровень социальных систем
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Когнитивный уровень, часть 9
Темы:
Для того, чтобы когнитивный уровень вступил во взаимодействие с физическим или информационным, требуется посредник – осознающее или воспринимающее существо. Это может быть отдельный человек, но нас больше интересует, когда таким посредником является социальный организм, обладающий коллективным вниманием. Мы уже говорили о том, что чем больше индивидуальных сознаний объединены в коллективный социальный организм, тем меньшую роль в его поведении и решениях играют интеллект, функциональные смыслы – всё то, что мы обозначаем словом rationale. И тем более определяющее значение играет когнитивный уровень, то есть, самодостаточные смыслы и идеи. Поэтому именно социальная жизнь предоставляет удобную, "чистую" площадку для наблюдения за тем, как когнитивный уровень вступает во взаимодействие с физическим и информационным. Этот процесс взаимодействия мы будем именовать актуализацией и развёртыванием.
До сих пор, говоря о том, как смысл или идея накладывается на те или иные информационные факторы, мы считали этот процесс мгновенным: мы бросаем взгляд на набор точек и, кажется, мгновенно накладываем на него геометрическую идею квадрата или треугольника. Действительно, в индивидуальном восприятии наложение, развёртывание смысла (распознавание) происходит очень быстро, особенно если используются простые, привычные идеи или смыслы, вроде геометрических. Однако, даже в этом случае процесс актуализации не мгновенный, а постепенный и в нём есть важные закономерности, характерный рисунок.
Его лучше всего наблюдать на поле социальной жизни, поскольку коллективное сознание гораздо медленнее, нежели индивидуальное, к тому же значимые для социального анализа смыслы – мифы и парадигмы – разворачиваются медленнее, нежели геометрические идеи. Низкая скорость актуализации социальных идей приводит к тому, что в каждый момент времени социальное пространство представляет собой поле столкновения нескольких смыслов, находящихся в той или иной стадии актуализации, развёртывания.
Далее мы обсудим характерный след, который оставляет в социальном пространстве разворачивающийся в нём смысл или идея.
Самоподобные следы
Вспомним о том, что когнитивный уровень находится вне пространства и времени (он "трансцендентен" , как говорят философы). И он взаимодействует с видимой физической и социальной реальностью, которая находится в пространстве и времени. Мы уже знаем, что из-за этого актуализации когнитивного уровня не-локальны. Однако, неверно понимать не-локальность как равномерную размазанность – например, считать, что определенная социальная идея обладает одинаковым влиянием по всему социальному пространству. Да, она присутствует во всём пространстве, потому что невозможно провести границы её влияния. И тем не менее, наблюдаемые результаты действия идеи (видимые изменения поведения участников социума под действием идеи) не происходят одновременно по всему социальному пространству, а проявляются в первую очередь в некоторых его точках. Далее эти точки становятся центрами роста, постепенного развёртывания идеи в социальном пространстве, что приводит к формированию того самого характерного рисунка актуализации.
Чтобы выяснить, что это за рисунок, обратимся к упрощенному примеру. Представим себе, что на большом ровном поле к бою с варварами готовится римский легион в составе 4000 человек. Весь легион во главе с верховным командующим делится на четыре тысячи, во главе которых стоят тысячники. В каждой тысяче – десять сотен во главе с сотенными, далее - десятки во главе с десятниками. Представим теперь, что командующие разных уровней – большие эстеты и, забыв обо всех остальных факторах подготовки к бою, решили расставить свои подразделения в соответствии с простой геометрической идеей фигур с прямыми углами: квадрата и прямоугольника.
Тогда каждый десятник захочет расставить своих бойцов так, чтобы они образовали прямоугольник, а не какую-то другую фигуру. И есть только один способ это сделать:
Далее, естественно, имея по десять десятков, каждый сотенный расставит их также:
Далее, точно также поступит и каждый из тысячников:
Наконец, у командующего легиона будет выбор - расставить ли четыре тысячи в одну линию или выбрать квадратное расположение. Обострённое эстетическое чувство заставит его расположить тысячи квадратом:
Полагаю, внимательный читатель уже догадался: в результате действия эстетической идеи прямых углов на коллектив легиона, он выстроился в форму, которая является типичным фракталом.
Мы уже не раз говорили о фракталах (например, тут), поэтому здесь мы только скажем, что фракталы – это фигуры, обладающие свойством самоподобия – в них маленькие части фигуры по форме подобны более крупным частями или фигуре целиком. Например, в нашем случае строй сотни по форме подобен строю тысячи.
Хотя реальная социальная динамика много сложнее, нежели построение легионеров, и идеи, управляющие общественной жизнью не такие простые, как геометрическая идея прямого угла, результат оказывается таким же: в процессе актуализации, развёртывания в социальном пространстве, идеи и смыслы образуют фрактальные рисунки. "Краска", которой они рисуются – это особое наблюдаемое поведение представителей социума, а также видимые результаты этого поведения. В нашем примере наблюдаемым поведением было упорядоченное построение людей, а результатом – готовый строй.
В интернете по запросу "фрактал" вы найдете множество примеров изображений математических фракталов, построенных на компьютере. Во многих из них принцип самоподобия выполняется очень строго. Но фракталы, которые можно встретить в реальной жизни – в природе или обществе – не являются такими строгими. В них присутствует элемент случайности, так что самоподобие не всегда точное. Тем не менее, при известном навыке, можно научиться легко замечать самоподобные структуры. Для этого, например, воспользуйтесь собранной нами галереей "Фракталы в природе".
Генераторы и сценарии
Вспомним наше обсуждение архетипа и мифа. Архетип – это образ, несущий самодостаточный смысл. Миф – сценарий, в который развёрнут самодостаточный смысл. Архетипы могут разворачиваться в мифы, тогда образ раскрывается в определенном сюжете мифа, в сценарии как последовательности событий. Например, архетип Героя раскрывается в мифах о Прометее и Икаре, в истории Гагарина и Матросова, в мириадах других реальных и вымышленных историй. Тут Герой – образ, а конкретный сюжет – сценарий, в который разворачивается образ Героя.
Найдем наглядную аналогию. Пусть мы имеем сценарий превращения одной линии в две ("сценарий раздвоения"):
Такому сценарию, например, соответствует разделение реки на два одинаковых рукава. Вообразим теперь образ какого-то "Великого Разделителя", который разделяет на двое всё, к чему прикоснётся. Тогда Великий Разделитель – это архетипический образ, подобный образу Героя, а сценарий разделения, который мы изобразили графически – развертывание этого образа в конкретный сюжет.
Представим теперь, что Великий Разделитель получил власть над рекой. Тогда он сначала разделит её надвое, затем каждый из получившихся рукавов – снова надвое, и так до тех пор, пока река не разделится на множество мельчайших неделимых ручейков:
При этом если бы разные случайные помехи мешали бы Разделителю, он не всегда бы делил рукава точно поровну, так что окончательная форма реки выглядела бы примерно так:
И мы получаем классический древовидный стохастический (то есть, с элементом случайности) фрактал, форме которого соответствуют не только реки, но и растения (особенно деревья), а также электрические разряды, сосудистые системы животных и т. д. Обратим внимание, что в основе получившейся фигуры – последовательное применение сценария разделения, повторяющееся преобразование одной линии в две более тонких. В теории фракталов такое преобразование именуется генератором. Генератор фрактала – это преобразование, последовательное применение которого на все более мелких уровнях приводит к созданию фрактала, то есть генератор буквально порождает фрактал.
Точно также идея или смысл задают генерирующее преобразование, которое в результате постепенного развёртывания приводит к развитию в социальном пространстве наблюдаемого стохастического фрактального следа. При этом сама идея или смысл выступают в роли фрактального генератора.
Мы разобрали этот момент подробно, потому что наблюдая единичное действие генератора – например, единичное превращение русла руки в два рукава – мы в самой ясной форме можем распознать, какая идея или смысл стоит за этим преобразованием. Снова вспомним историю про Василия и Фёдора, о том, как они не поступили в лётное училище и какие разные выводы они сделали из этой неудачи. Всилий решил, что быть лётчиком – это не его, и поступил на повара. А Фёдор решил, что неудача – это испытание и его решимость стать лётчиком ещё более укрепилась. Опишем, например, ход мышления Фёдора так:
Смелая эстетичная цель - препятствие на пути к ней - оценка цели как ещё более желанной - усиление стремления к цели.
Эта последовательность – универсальный сценарий, который Фёдору диктуется архетипом Героя (или, иными словами, универсальное преобразование, которое диктуется генератором). Он может применять его для принятия и очень важных и совершенно малозначительных решений в жизни. Например, этот сценарий может привлечь его к девушке со строптивым характером, сформировать его вкус к острой пище и крепким напиткам, он даже оставит отпечаток на его мимике и походке. Так идея Героя превратит жизнь Фёдора в своего рода фрактал, который состоит из повторения базового сценария в различных масштабах и в различных аспектах его жизни.
Заметим, что в своём пределе этот сценарий прямо соответствует мифу о Герое:
Великая цель - смертельно опасные препятствия на пути к ней - решение достичь цели, не взирая на опасность, даже ценой жизни.
В жизни Фёдора этот миф проявляется в смягчённом виде, в форме желания сталкиваться с трудностями и преодолевать их, но при подходящих условиях он может вспыхнуть в полную силу и тогда Фёдор может стать настоящим героем.
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER