КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Мерцающие зоны
Обсуждение статьи
Прологи: наука о сознании становится точной
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Обсуждение статьи о мерцающих зонах
 
Обсуждаем статью Мерцающие зоны
1
с позиции меметики
мне хотелось бы присоедениться ,по крайней мере на время к вашей позиции.нужна такая система опосредований,которая нормально функционирует и в условиях реальности естественных наук (суша) и в болоте социального и в воде эстетического,индивидуального и тд.в моем опыте основой опосредования может быть представление о меме как об универсальном ,но искажающем посреднике,всегда проецирующим наши неявные неизвестные нам качества на опосредуемое.вторым приемом будет не проведение границ,то есть фактически мы пускаем постмодернистскую идеологию на свою территорию,признавая что видимости и кажимости настолько плотно сраслись с реальностью,что сама попытка разделения зерна и плевел до времени приведет к гибели большей части урожая.условности разделения каждой из дисциплин суть продолжение их достоинств,и требуя от них объективности мы требуем их самоубийства,не найдя средств для спасения зерен истины сохраняемой в самых отпетых "негодяях" и "мерзавцах" от науки и практики.итак нужен подход вне граничной логики и вне медиационого парадокса(мы видим посредника четче, чем опосредуемое)тогда само представление о моделировании хаоса изменит свое наполнение.хаосом в знаковом опосредовании грезится непостоянное и живое мерцание иного,того что не формализуется,то есть непредсказуемо и непрогнозируемо. и одновременно то, что не сохраняет форму какое то приемлемое для формализации время.Именно исследование проблемы хаоса привело к появлению понятия продлений.Приравнивание в меме всегда имеет место в конечном продлении,и несмотря на возможность самых разнообразных приравниваний, мы предпочитаем те в, которых продление нас устраивает. Однако эта метастабильность символа,или понятия суть следствие нашенго усилия: мы стабилизируем собою хаос тем самым ограничивая свой ресурс и теряя его мобильность.Посему пусть кочки на болоте качаются и пусть исчезают после нашего ухода,Мысль состоялась,что нам до последующих.
александр 4650255@mail.ru (28.11.2011 9:43)
2
метафора голограммы
меметическое опосредованиепредполагает приравнивание в продлении. в принципе любое приравнивание корректно и причина именно в интуитивном понимании голографичности универсума. любой фрагмент содержит все, если он взят не как спектр-аналитически,а как образ.В этом смысле любая аналогия суть метафорическая репрезентация идеи,каким бы вычурным образом она не объективизировалась.Границы хаоса в социальном суть поиски того участка спектра возможностей, где уровень нестабильности соизмерим с искусственно воздвигаемыми границами. Но ослабляя границы, мы находим хаос везде. снимая на время рациональное аналитическое опосредование ,во сне ли,в болезни либо в наркотических камланиях психоделических творцов,мыначинаем слыщать ,ощущать нестабильное вытесненное рационализацией мира в резервации хаотического. Суть проблемы в перераспределении, а не в избавлении. мир растет в обе стороны и к богатству и к нищете,диалектически увязывая противоположности в одно единое .социальные системы фактически создают нестабильность извлекая упорядоченности из наполняющих их индивидуумов. Мир застрял в реактивном движении, подобно ракете-ящерице,отбрасывающей хвост для движения вперед все дальше и дальше от себя отвергнутой.Время собирать отвергнутое, интегрируя его в здание иного неаналитического сознания,неграничного и недискретного.
Социальное действие производит не только порядок современных технологий но и современное искусство как выхлоп хаоса в сознании единого поля сознания.Приводя философию к тезису об исчерпании и перетасовывании колоды смыслов в бесконечно повторяющемся бульоне недомыслия.И новая наука-ненаука должна иметь ресурс преодалеть это болото,не прокладывая гать из постулатов и аксиом, а по иному распределяя творческое опосредование реальности,гибко и сообразно потребности момента.
александр 4650255@mail.ru (28.11.2011 10:08)
3
комментирую текст постранично.
предлагаемая схема -клеточно-хаотическое восприятие реальности может приводить к географической интерпритации. мир поделен на области стабильного и граничной нестабильности. но именно это мы имеем повсеместно и именно это и создает уже проблем больше нежели дает примуществ. рано или поздно возникнет потребность в едином соотносящем все клеточки посреднике,и в мире экономики это деньги,в организме кровь,в биосфере воздух,в науках математика,но произнося эти слова мы тут же наткнемся на посредника и его искажающие свойства,и на его границы. есть границы и есть посредник- и все верное в локальной области неверно или верно частично в другом месте. Значит наще видение несет в себе скрытое от нас клише,невидимый шаблон ,биологический или социальный контекст,который и структурирует естественые процессы организации по одним и тем же принципам.Что делать? Искать модели в которых самоорганизация отчетлива видна,и эксперементировать. Иначе из науки мы перемахнем к философам,а там все вышесказанное уже пронумеровано и лежит по своим полочкам в виде измов и цитат.Значит чтобы делать науку нам надо понять что есть социальный ,психологический и иной эксперимент,нужный как подтверждение каких то спорных идей.При этом именно здесь с моей точки зрения и пройдет граница,на время и для нашей пользы.Однако мы помним что есть, скажем критерий массовости(парадокс лысина),то что работает в малых группах, по иному выглядит в больших сообществах.Следовательно изначальное принятие неграничности методов поможет нам по иному структурировать наши усилия и сэкономит время ,силы и энергию.
Итак использование граничной терминологии приведет не сейчас так позже к массе споров. Смешение неграничного подхода с граничными понятиями может породить "гарбузеров","чайников по имени Джонатан" и прочих мутантов.Поэому всякая попытка выйти в граничный дискурс должна натыкаться на догматическую неграничность основных понятий. новое мышление не наливают в старые меха.Любое разделение на социальное и личн...
александр 4650255@mail.ru (28.11.2011 10:40)
4
историческое и внеисторическое.
жизненый цикл того или иного мема как цикл существования псевдоорганизма имеет свои закономерности,но одновременно они игнорируют сам процесс означивание мема. то есть означивая его своим существоованием идея доходит до границ на которых происходит расщепление и то что остается в рамках понятия уже потеряло свой потенциал,он перестал раскрываться в явлении и подчас продолжает существовать в его диалектической противоположности,как идеи коммунизма насытили практику антикоммунизма,а игра в шахматы скажем породила множество перформансов и иных зашахматных явлений.Креативное ядро либо удерживается идеей или областью, либо теряется в попытках сохранить достигнутое, как единственно верное и ценное. Это попытка свести вечный паттерн ядра к сиюминутному соответствию текущему положению дел.Такое расслоение не должно нас пугать, ибо то же самое креативное ядро порождает все новые и новые раскрытия наполняясь разнообразным и разнородным содержанием по иному структурируя его ,исповедуя свое сокровенное в новых и новых телах и временныхъ рамках.И вот все оно суть манифестации того или иного мема в его историческом продлении.То же самое мы можем видеть в пространстве знаковых систем,каждая из котрых игнорируя внезнаковое содержимое всего паттерна (или лучше некого икса- мема),постепенно в совокупности отделяет невыразимое в знаковых опосредованиях,создавая границы забвения и порождая бессознательные манифестации мемов вне логики означиваний,и вопреки их содержанию.
вернемся к коммунизму,как к социальному означиванию" мема справедливости и равенства". Но вот мем начинает означиваться социально,то есть численно.Чем больше людей вливают свою волю в хоровое пение пролетариата,тем корявее начинает звучать песнь революционных аскетов.Любое означивание скорее манифестирует свойства знаковой системы ,нежели мем. и именно социальный тон манифестации исчерпывает идею тем быстрее чем, больше носителей некомунистически ориентированных присоеденяются к "победившему пролетариату". озн...
александр 4650255@mail.ru (28.11.2011 11:20)
5
зоны устойчивого означивания.
для меметики собственно говоря такие зоны интересны лишь с позиции уместности распространения меметического опосредования на области где знаковые системы вроде бы торжествуют на математику ,физику и области бытового здравомыслия.имеет ли смысл сложно и неконкретно описывать и воспринимать простые и проверяемые явления,подразумевая именно наличие исключенной,вытесненной реальности?для чего городить огород?Но здесь мы найдем массу нужных и полезных аналогий, которые и сыграют свою решающую роль в областях непроходимых для бульдозера рассудка и логики .Стратегии выживания,освоения ресурса граничны органическим мемом ,и псевдоорганизованы единственным фактором- выживание и борьбой за существование формы. Если же мы рассмотрим выживание именно мема,вне зависимости от формы его проявления,то порою выгодно ,мему разумеется, принуждать своих носителей к мортидному поведению. устремляясь в водовороты противоречий и заблуждений. Если та или иная "технология" имеет в своей основе мем,то его его интересы могут вступать в противоречие с интересами экономики и экономического здравого смысла.Эту идею хорошо иллюстрирует модель основанная на самоорганизующемся спектакле типа хеппенинг. спектакль живущий участниками неминуемо начинает требовать от них таких действий,которые приводят к социальному и культурному краху всего проекта. Самоорганизация требует изменение форм и опосредований,что достигается сменой участников,вытеснением или уничтожением именно нового и прогрессивного,в угоду устоявшемуся и опробованному.Понимание логики развития мемов и неминуемой узости раз и навсегда заданных форм,должно либо готовить нас к внешней непоследовательности и псевдонестабильности ,либо к последовательной смене мемов-разворачивающихся в том или ином опосредовании.обобщая мы получаем либо дрейф направленности усилий ,либо смену руководящего мотива деятельности.
александр 4650255@mail.ru (28.11.2011 11:49)
6
пограничные зоны
в областях,где нет устойчивых и равновесных означиваний меметическое опосредование более динамично.фактически это области неопределенностей и зоны поисков и догадок.Попытки присоединить пограничные районы сопровождаются научными и терминологическими войнами,изахваченная территория насыщается текстами,гарнизонами,предприятиями,банками и иными форпостами означиваний.в меметическом же опосредовании преобладает здравомыслие. захваченная территория неминуемо будет упущена ,просто из соображений экономии сил. каждое опосредование метафорично и не претендует на догматическое содержание. это видится так и потому так означивается,причем минимально и противоречиво. дабы получить новое значение ,новый облик, новое детство.В граничных сомнительных случаях допускается меметическая целостность то есть сохранность ядра ,при слабом соответствии означиваний.например русское присутствует на территории Кавказа не как гарнизоны, инфраструктура, экономические связи и прочее,фактически сливаясь с территорией России,но как мем,как дух,как культура как тип мышления,ка ну продолжаем сами,и это скорее вопрос нежели ответ.Россия здесь метафора,вместо нее подставьте научное мышление в областях пограничных.Скажем в эзотерике и живописи в танце и в сновидении.В пограничных зонах меметическое опосредование требует сосредоточения не на форме,внешнем соответствии,а на всей совокупности и означиваемого и остающегося за пределами. возможностей дискурса,формата,языка,стиля,парадигмы и прочих ограничителей.
при этом пограничные состояния вовсе не надо где то искать они всегда здесь с нами и закономерности пограничного можно изучать практически на любом материале.
александр 4650255@mail.ru (28.11.2011 12:16)
7
зоны риска.болото
вот здесь теряется любое здравомыслие. введение терминов и понятий требует колоссальных усилий и создает иную реальность нежели опосркедует существующую.мы наносим на карту наши представления о том что должно быть (здесь будет город -сад!)а не то что тут есть и видимо будет всегда.как соприкоснуться собственым разумом с неразумным,понять моль и полюбить изнутри неторопливые игры червей.?как проанализировать манифестации архаического животного,органического а может и неорганического я ,не "оячивая"его собственным высокорганизованным сознанием,или наоборот постичь нечто божественное,к кому так же мы, как черви к нам, относимся?Словами как сказать о том что слов лишено как лишена ночь света а безумие рассудка?видимо в таких ситуациях содержание дискурса траенсвербально,оно вне слов ,хотя и словами,но слова суть музыка,а не смыслы.слово становится физическим фактом,мысль становится аргументами среды.Именно здесь опосредование в мемах возможно благодаря метафорическому дрейфу понятий. мы подменяя одно невысказанное его метафорой все же сохраняем какие то отношения с опосредуемым .и цепочки приравниваний подобно тропинкам сновидения постепенно переплетаются в узор ,соотносящий нас с зонами риска. они недоступны непосредственному наблюдению,они связаны с нам посредством коллективного сновидческого незнания,посредством культуры и искусства, а не науки и техники.в намеках, искажениях и оговорках коллективного сознания мы просматриваем реальное ,запредельное.Именно этот пласт может оказаться причиной приводящей к разбалансировке граничных областей. это еще не хаос. но логика здесь утонет подобно бульдозеру в чарусе.эти зоны еще ограничены временным соотнесением с реальностью,дальше же вневременное и внепространственное.
александр 4650255@mail.ru (28.11.2011 12:43)
8
выход за пределы
если рассматривать метафору как пролабс,протекание мема сквозь привычные означивания,как некую социальную оговорку,по типу фрейдовской,то мы вероятно окажемся в зоне рискованного смыслообразованеия. Будет или не будет метафорическое раскрытие,опознается ли оно?метафора как овраг,где обнажены эрозией подстилающие породы.Но в науке надобно исследование.Мы "копаем". Акцент перемещается в область прогноза,где копать,в какой области метафора забьет ключем,а где мы получим закисшие помоии с соседних дачных участков.Формально мы можем считать метафорой любое высказывание,любое представление.Копать мы можем где угодно.но только если это "артезианская" метафора коллективного бессознательного,а не грунтовые воды подсознательной активности.Иначе говоря. если мы собираемся сохранять словесное опосредование действительности,то не везде мы будем иметь метафору как смыслообразующий компас,сплошь и рядом такие метафоры локальны и обособлены областью привычного и приемлемого слова.В глобальном же дискурсе роль и ценность таких метафор невелика. выстраивание реперных точек метадискурса на основе подобных манифестаций на мой взгляд чревата ошибками и недоразумениями. скажем интересы нынешней России абсолютизируются вне исторического и прочих контекстов. Это приведет к напряженностям и породит новые локальные зоны риска .
Итак: 1)любой мем неполностью самотождественен как и метафора.2)
по причине неполной самотождественности возможна замена одних метафор другими ,в принципе любыми ,и этот принцип всегда работает в пределах мема приравнивания,в котором такие замены осуществимы.3)самоприравнивание ,то есть приравнивание в самом себе,возможная ,но не самая эффективная стратегия ,учтывая необходимость адекватных продлений нужных нам приравниваний. Поэтому социально приемлемые метафоры все же предпочтительнее,однако нет смысла тратить время на длинные цепочки,так как любая метафора в коротком продлении нам даст практически тот же ресурс устойчивости метадискурса.
александр 4650255@mai.ru (28.11.2011 13:23)
9
Метафора
Метафора в моем понимании это не феномен языка, дискурса, это нечто гораздо более глубокое. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ, которым гештальт может воплощаться, актуализироваться в сенсорно явленном мире. Не уверен, но кажется, вы это называете "означиванием мема". Если так, то говоря вашими словами, метафора - это единственный способ означивания мема. Других нет.
Теперь вообразим, что на общественную жизнь начал влиять некоторый гештальт. Настало его время актуализации. Тогда первое, что мы увидим - появление новых метафор. Некоторые появятся в дискурсе, некоторые будут натуральными, событийными метафорами. Некоторые будут внедрены кем-то сознательно, другие возникнут ниоткуда. Но если мы достаточно чутки, то мы сможем заметить, что перед нами серия родственных метафор, которые все указывают на один и тот же гештальт. Метафоры - это следы гештальта, когда он начинает ступать по субстанции нашего мира. Следы могут быть разные, но хороший следопыт поймет, кто их оставил и куда он направляется.
Роман Уфимцев (28.11.2011 20:47)
10
метод
хорошо бы найти способ улавливать натуральные метафоры.нужен инструмент. конечно магическое мировосприятие древних народов позволяло им видеть знаки опираясь на единый гештальт и полет птиц означал не только приближение осени, но и смену царств за морем,а муравьиная тропа - пустыню на пути каравана.в настоящий момент я не знаю иной годной метафоры нежели игра. что то вроде игры в бисер.Игра проходящая как музыка сквозь быт, ничего не подозревающих людей или уже догадавшихся о чем то странно-причинном,что не есть только череда событий и встречь. игра точнее Большая игра -метафора действий событий встреч и общения. любое событие быть может намек или лекция о самом главном,о том о чем ты молчишь сердцем. ответ -вопрос,в игре есть уровни событий и одно и то же может быть участником разных противоречащих друг другу игр.участие -переживание и есть цель и способ узнать.рассказ для трансляции должен быть живой,текст самоорганизующийся,и прошлое не слишком давить на плечи. игра. жизнь,и жизнь с которой можно играть добродушно и немного лукаво.стиль нужен не как костюм,просто такие карманы у слова- оттопыренные и сосредоточенные словно ушедшие куда то мысли,убежавшие за грибами пятки. в трансляции мемов важно не забыть про обороты речи и множество нужных так сказать . то что мниться содержанием можно снять и развесить на бельевых веревках ,я пишу музыку этого волшебного мира грез. тронь и капелью рассыпается нагруженные терминами тексты и буквы торопятся,хохоча в единую меру всего. мысля,я не существую как игра. мысль скована льдом грамматических подворотов и утянута шнурками концепций.из науки в пространство чистой радости и детской озорной непосредственности. не потерявшись в семи ветрах вползает на Фудзи бульдозер моего ума.жук в муравейнике.
опосредование модельным текстом. часть 1
александр  4650255@mail.ru (30.11.2011 22:06)
11
опосредование
столкновение с гештальтом,опознание его и фиксация того
что приходит в голову - способ писателям современным известный .иногда пишется какая то хрень. сплошной мат как у сорокина к примеру. но можно сменить язык и писать числа,или издавать звуки,или что то еще,опосредующее состояние. при помощи этого возможна трансляция состояния(подключение ).что это передача чего то или присоединение- еще предстоит выяснить. но истиность переданного ощущается всем существом ,как песня прошедшая изморосью по позвонкам. не умом ,а всем собою соприкасаешься,гештальт?как назвать ,верно озвучно,ладовито,вкладчиво,чтобы ни звук ни буква не прицарапывала ,не сломала гармонь души и этого ,и тут приходят имена. странные ,но звуками истино передающие то что выкладывал кирпичами и тушил пеною. воздух и вечный огонь ,морской ,шепчет,и чеканный шаг ,натянутый и тревожный . все ушло а он продолжается как арифметика.в длинный длиный урок.ощупывание собственного тела - чистое и мечтающее,вроде спящее,вылез и тронулся в путь- метры дороги искать .
раскрытие смыслов в метафорах неминуемо раскрывает и самого себя в личном,в тайном и заново понятном.
и здесь мем как не-граничность и неполная самотождественность освобождает зажим текста. все может стать иным,и то что нужно в словах не нужно при более интимном српереживающем соотнесении гештальтов?,чего то, в чем ты есть так же как и он и они. отражаясь в гранях слов ,текст трепещет раскладкой клавиатуры.и мнется тетрадными листами. слова копошатся и спорят и в самом теле начинается тряска новых понятий ставших синонимами.мем или все же гештальт,или это то, что подобно ракете-ящерице ,взлетев,утеряет актуальность ?станет прошлодымом.лодкою, парусом, сном.
трансвербальное опосредование.
в современном языке не хватает настоящих слов,слов ,понятных телу ,рожденных собственным языком,сокровенно-понятных.и из них вырастает новое понимание свое ,проросшее асфальт образования.слова единого гештальта тех ,кто творит новое из себя.
александр 4650255 (30.11.2011 22:35)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER