КОГНИТИВИСТИдейное ядро²
Манифест когнитивиста
Прологи: наука о сознании становится точной
Манифест когнитивиста
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Манифест когнитивиста
Темы:
Когнитивист – это человек, исследующий мир научно. Он стремится к знанию, и его наука – наука в исконном смысле этого слова. Но когнитивист отличается от многих учёных нынешнего времени. Это отличие заключается не в особом поле исследований и не в особых приёмах исследования, а в особой метафизике, на которую он опирается. И эта метафизика иная, нежели та, на которой стояла наука со времён Ньютона и за которую из последних сил держится и сегодня.
Что есть метафизика? Метафизика – это первозакон мысли, который играет такую же фундаментальную роль в любой системе знаний, как конституция в современной правовой системе. Ещё до того, как мы найдем научный ответ на свой вопрос, сам вопрос вносит в наше исследование мира ту или иную метафизику. Ещё до того, как мы выясним, что раньше – курица или яйцо, метафизика диктует нам: что-то одно должно быть раньше. Измени метафизику – и изменятся не только вопросы, которые мы задаём миру, и его ответы, изменится наше восприятие, манера определять область своего исследования и мыслить о наблюдениях, вся логика. Изменится вся наука, хотя и останется наукой.
Итак, когнитивист – это не тот, кто изучает механизмы восприятия. Когнитивист – это тот, кто считает: метафизика нынешней науки исчерпала себя, и нужна новая метафизика, новый первозакон научной мысли, который только и может открыть действительно новые возможности для нашего понимания мира. Когнитивист ищет вторую метафизику и использует свои находки для исследования и понимания тех вещей, которые нельзя удовлетворительно понять на основе старой метафизики.
Когнитивист называет себя когнитивистом, потому что «cognitio» по латыни означает «познание». Его первый шаг – осознание, что людям дано удивительное право познавать мир, и, что ещё более удивительно, мир создан так, что у нас есть возможность его познавать. Потому когнитивист, стремясь к познанию мира, одновременно стремится к познанию своего собственного разума. Он знает, что больше невозможно отрывать познание мира от познания своего мышления и восприятия, как это делала наука на протяжении последних веков. Это есть главный пункт метафизики когнитивиста.
Когнитивист не отрицает классическую науку, он считает её логику, метод и удивительные достижения в познании мира настоящими сокровищами. Но когнитивист убеждён: наука, которая опирается на метафизику Аристотеля, на разделение субъекта и объекта, на силлогизмы и категории, достигла своего предела. Наука оказалась в бесплодных пустынях, в которой ей остается лишь созерцать миражи и тосковать о временах, когда она большими глотками утоляла жажду познания. Когда она ещё не разучилась ставить вопросы природе так, что природа их понимала.
Чтобы выбраться из тупика, наука должна вернуться к своему первоисточнику – к вере, что гармония и закономерности мира не скрыты от нас в непроходимых дебрях абстрактных формализмов и вычислений. Они не спрятаны от нас за непроницаемой пеленой сложности, превосходящей возможности нашего разума. Мы должны вспомнить то, что знали раньше: разум людей устроен так, что его устройство соответствует устройству мира. Наше сознание прекрасно приспособлено к тому, чтобы воспринимать и познавать мир. С этой идеи начиналась наука и вдохновлялась ею в свои лучшие времена. И к ней следует вернуться, чтобы найти новую тропу к знанию.
Эту тропу ищет и двигается по ней когнитивист. Он пересматривает способности своего восприятия и мышления, находит то, что было упущено метафизикой Аристотеля. И, формулируя вторую метафизику, применяет её к научному познанию мира.
Цель когнитивиста – новое знание, и он верит, что это знание позволит увидеть многие ошибки прежней науки, которые доставили людям много бед и разочарований. И прежде всего, исправить порок старой науки – её безразличие к этике и эстетике. Метафизика когнитивиста такова, что этика и эстетика становятся научными категориями. Новое знание даст людям и новые возможности, в том числе и опасные, но когнитивист не сможет отмахнуться от этой опасности, как это было принято в науке раньше – теперь он познает мир в рамках представлений о добре и зле, о красоте и уродстве. Такова его метафизика.
Когнитивист – человек науки, и он не собирается отвергать старую науку как более негодную, а напротив, он желает дать ей второе дыхание, обогатить её. Он видит себя преемником научной традиции, и не отбрасывает знания, которые были получены его предшественниками. И он протягивает руку тем, кто до сих пор бродит в плену старой метафизики. Для этого он прилагает особые усилия к тому, чтобы быть понятным им, он старается говорить на доступном им языке, старается следовать сложившимся научным манерам – когда это возможно.
И всё же, он не тешит себя иллюзиями: нет ничего труднее для интеллектуала, чем пересмотреть свою метафизику. Для некоторых это труднее, чем изменить веру. Поэтому когнитивист не рассчитывает на широкое признание своих идей в нынешних научных кругах, и накладывает на себя обязанности первопроходца. В частности, для него гораздо важнее не отшлифовывать до блеска новые понятия и теории – это сделают следующие за ним – а показать основные направления, открыть новые перспективы и альтернативные пути.
Есть лишь один способ доказать, что у старой метафизики есть альтернатива. Для этого бесполезно противопоставлять её могучим теориям и понятиям другие теории и понятия. Для этого нужно наблюдение и описание простых, доступных для каждого исследователя природных или социальных феноменов, которые бы не имели внятных объяснений с позиций старой метафизики, но были бы ясно объяснимы с позиций новой. Поэтому когнитивист ищет такие феномены, коллекционирует и описывает их, и наконец, показывает возможность их практического использования. Он помнит: устаревшие теории отступают не под действием новых теорий, а под действием практики. Поэтому быть когнитивистом значит быть практиком, и его стремление – находить решения конкретных научных и практических задач, которые не осилила старая метафизика и наука.
Когнитивист осознаёт, что развитие новой метафизики и новой науки – задача фантастической сложности. Он уверен, что история науки скрывает имена многих проницательных исследователей, которые предвосхищали эту задачу и делали шаги к её решению. Их наследие – ценнейшее подспорье, которым нельзя пренебрегать. Поэтому когнитивист особо внимателен к идеям, которые пришлись не ко двору науке своего времени, были вытеснены на обочину, забыты как курьёз. Но в этом «чердачном хламе» сокрыты бриллианты, и когнитивист ищет их и находит, воздавая должное замечательным мыслителям прошлого, которые не были оценены по достоинству.
Новая метафизика и новая наука может быть только результатом коллективных усилий, поэтому когнитивист ищет единомышленников и главным критерием для него является не согласие в частных идеях и терминах, а согласие в философских предпосылках, из которых предстоит вырасти новой метафизике. И одной из таких предпосылок является убеждение, что закономерность мира не исчерпывается законами физики и информации. Что кроме них, составляющих первый порядок, имеется второй порядок, который если не главенствует в мироздании, то во всяком случае, не менее значим, нежели первый. Когнитивист ищет закономерности второго порядка, исследует, как они пересекаются с закономерностями первого порядка в каждом явлении мира.
Рассказывая о своём занятии непосвященному, когнитивист идёт на сознательное упрощение и говорит: всякое явление природы есть одновременно явление физическое, информационное и когнитивное. Кроме материальной и информационной реальности, подчиняющейся физическим законам, существует иная, скрытая когнитивная реальность, которая, однако, является главенствующей. Когнитивист исследует законы этой реальности и пути, которыми она влияет на видимый мир.
Да, это звучит как идеализм. Но когнитивист не боится прослыть идеалистом – во всяком случае, в глазах нынешней учёной братии, гордо провозглашающей себя «материалистами» и не замечающей, что их наука давно потеряла связь со своими идеалистическими истоками и потому стала бесплодной.
Объясняя непосвященному исторический контекст и роль второй метафизики в развитии науки, технологий и общества, когнитивист использует термин «когнитивная парадигма», потому что это оставляет ему больше шансов быть понятым:
XIX Физик. XX Кибернетик. XXI Когнитивист.
XIX век стал столетием великих открытий в физике, за которыми последовало бурное развитие техники. Это привело к промышленной революции и общественному переустройству западной цивилизации.
XX век раскрыл потенциал физики до предела, и выдвинул новую точку развития науки и общества – кибернетику. Кибернетика совершила ещё одну, информационную революцию. Она породила информационные технологии, ещё раз преобразившие мир (и продолжающие его преобразовывать у нас на глазах).
Наступил XXI век. И мы можем предполагать, что будет с обществом и наукой в этом новом веке. Кибернетика и информационные технологии полностью раскроют свой потенциал, и возникнет новый фокус развития науки и технологий, когнитивная парадигма. Она даст новый толчок к развитию наших знаний о мире и о самих себе, приведёт к расцвету когнитивных технологий, которые бы показались нам сейчас чем-то волшебным – как ещё в начале прошлого века люди сочли бы за чудо привычные нам продукты информационных технологий. Наконец, она приведёт к очередной, когнитивной революции западного общества. Мы хотим предвидеть, какие общественные трансформации это вызовет, и быть к ним готовыми.
Или, в краткой формуле, которая выражает суть и задачу этого Манифеста:
XIX век – век физика. XX век – век кибернетика. XXI век – век когнитивиста.
Роман Уфимцев
29 апреля 2011 года, Калининград
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER