КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Карта органической логики
Органическая логика природы
Прологи: наука о сознании становится точной
Карта органической логики
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Вернуться к карте органической логики
Органическая логика природы
 
До сих пор мы главным образом говорили о применении идей органической логики для изучения и инженерии социальных систем. Действительно, представление о существовании трех уровней систем - материального, информационного и когнитивного, кажется, приложимо только к социальным системам. Когнитивный уровень, уровень смыслов, казалось бы, может присутствовать только в человеческом сознании, а значит, его нужно учитывать только в человеческих, социальных системах.
Но мы теперь уверены: когнитивный уровень присутствует во всей природе, он действует в природных системах также, как в социальных. Мы не можем более отрицать, что  существуют природные гештальты, натуральные, не связанные с действием человеческого сознания смыслы, которые руководят природой . К естественной, природной реальности в полной мере применимы все понятия и модели, которые мы до сих пор рассматривали только в контексте социальных систем. Более того,  социальные системы, обитающие в определенной природной среде, обладают с ней единым когнитивным уровнем , не распадающимся на "социальную" и "природную" зоны.
Жизнь как развертывание гештальта
Одна из основных идей органической логики - самоподобное, фрактальное развертывание смыслов-гештальтов в информационном и материальном уровне систем.
Живая природа дает неисчислимое количество самых разных примеров этого процесса:
Древо эволюции
Растения как живые организмы имеют принципиально фрактальное, самоподобное строение. Вот что происходит: система смыслов, гештальт растения в процессе его роста последовательно развертывается в самоподобную материальную структуру, которую мы воспринимаем как растение. До тех пор, пока в земле лежит семя, гештальт растения находится в латентном состоянии.
Животные, как и растения, в процессе развития от первых делящихся клеток организма двигаются по пути последовательного развертывания самоподобной материальной и информационной структуры: первые клетки нового организма не специфичны, но затем среди делящихся клеток начинает возникать специализация, которая в дальнейшем приводит к возникновению отдельных органов и частей взрослого организма. Этот процесс постепенной специализации прямо соответствует накапливанию вариаций в разворачивающемся фрактале - как это происходит на изумрудной фазе актуализации гештальта (см. фазовый анализ). ДНК с этой точки зрения неким образом связана со свернутой, латентной системой смыслов биологического организма.
Весь ход эволюции жизни является процессом разворачивания одного великого фрактала, с возникновением эволюционных вариаций, самоподобных ветвей. Возможно, в этом процессе в мире разворачивается один "великий гештальт жизни". И судя по всему, этот процесс близок к завершению или уже завершен. Вариабельность проявлений жизни снижается, вероятно, сейчас гештальт жизни находится на желтом уровне - фазе расцвета, апогея, но и начала упадка. Важная часть процесса снижения вариабельности проявлений жизни - цивилизационная унификация человеческого рода, которая стремительно нарастает.
Когнитивный уровень неживой природы
Еще более поразительно, что даже в "мертвой" природе, состоящей из лишенных даже зачатков сознания камней, газов, частиц и полей - во всей неживой материи, кажется, также разворачиваются системы гештальтов-смыслов, еще более глубоких и фундаментальных, чем "великий гештальт жизни". Конечно, у нас есть только косвенные свидетельства этого, слишком уж еретична мысль об активно действующих в неживой природе смыслах с современной точки зрения:
В основе нынешней науки о неживой природе лежит физика. Фундаментальную роль в физике играют так называемые законы сохранения - энергии, импульса, момента импульса, электрического заряда и т.д. (Эти сохраняющиеся во время любых физических процессов параметры называются инвариантами) Физики верят, что эти законы сохранения природа выполняет неукоснительно, и на благодаря этому, например, можно рассчитать, как будет вести себя система физических тел, исходя из того, что с ними было раньше. И нужно признать: до недавнего времени это у физиков получалось очень хорошо. Но на дело можно посмотреть иначе, чем физики:  законы сохранения являются проявлением природных смыслов, которые самоподобно разворачиваются в каждом наблюдаемом физическом взаимодействии . И мы знаем: развертываниям смыслов свойственна вариабельность, а значит  законы сохранения в физике могут иметь не абсолютную, а только усредненную верность . Измерительные эксперименты всегда дают погрешности, которые считаются игрой случая. Но, может быть, во флуктуациях "инвариантных" физических величин и "констант" мы можем услышать живое дыхание природных смыслов?
Еще большие подозрения вызывает квантовая физика. Парадоксальность квантовых явлений и их странная связь с сознанием исследователя (например, "эффект наблюдателя", когда электроны ведут себя по-разному, в зависимости от того, находятся ли они под наблюдением или нет) навела известного физика Дэвида Бома на собственную идею устройства мироздания, в котором объекты легко дрейфуют между состоянием "свернутости" и "развернутости". К примеру, локальная, дискретная форма электрона, когда он ведет себя как частица - это его свернутое состояние. Когда электрон ведет себя как бесконечная волна квантовомеханических вероятностей - он находится в развернутом состоянии. Теория Бома заслуживает отдельного обсуждения, а возможность эффекта наблюдателя с позиций органической логики ясна: когнитивный уровень человека и когнитивный уровень неживой природы неотделимы друг от друга.  Человеческие и природные смыслы могут взаимодействовать .
Поразительные  сходства между поведением наделенных сознанием людей и животных и неодушевленных явлений природы . Например, одиноко стоящее дерево одинаково привлекает внимание людей, животных и "притягивает" молнии. Сегодня это объясняется в каждом случае совершенно разными причинами, но возможно, что за подобными сходствами стоят общие для всей природы свойства когнитивного эфира и его смыслов. Поведение шаровых молний очевидцы вообще часто описывают как "разумное".
Наконец, широчайшая распространенность фрактальных структур в природе также может служить косвенным свидетельством в пользу существования когнитивного уровня природы. Кажду из них можно видеть результатом материальной развертки природных гештальтов-смыслов.
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER