КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Меметика
3. Ахиллесова пята меметики
Прологи: наука о сознании становится точной
Меметика
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
3. Ахиллесова пята меметики
 
 Главная слабость меметики - отсутствие ясного ответа на вопрос, что такое мем.  Ген, говорят критики, - ясно определенная вещь. Это кусок биологически закодированной в ДНК информации, на него можно посмотреть в микроскоп, процесс его репликации можно точно проследить. Но что такое мем?
Идеи способны распространяться среди людей, но механизм этого распространения отличается от простого имитирования одним человеком мыслей и поведения другого.
Одни приверженцы меметики отвечают, что мем - это кусок информации, закодированный в нейронах человека, аналогично тому, как информация кодируется в ДНК. Другие, как например, Сюзан Блэкмор, избегают таких грубовато-прямолинейных определений и говорят, что мем - это все, что может быть скопировано одним человеком у другого: куски поведения, слова, идеи и т.д. Ни тот ни другой ответ не дает возможности изучать мемы и процессы их репликации объективными методами. А раз так, говорят критики, то и ни о какой меметике говорить не стоит, мем - просто аналогия, которой слишком увлеклись. Но к меметике в ее нынешнем виде есть и более серьезные претензии.
То, что идеи способны распространяться среди людей - объективная истина, но зачастую механизм этого распространения радикально отличается от простого имитирования одним человеком мыслей и поведения другого. Очень хорошо это известно в практической психологии и, например, в сфере управления связями с общественностью.
Простой пример - так называемая "поляризация". Она проявляется как полярная реакция одного человека на поведение другого. Поляризация позволяет передаваться "мемам" не через прямую имитацию, а через двойную антиимитацию. В частности, этим хорошо описывается распространенный феномен, когда характер и личные склонности ребенка больше соответствуют характеру и склонностям не родителей, а бабушек и дедушек, то есть, повторение характера происходит через поколение: мамы и папы полярно отражают характер своих родителей, а их дети - полярно отражают их самих.
Другой пример - практика рекламы и PR, где считается, что антиреклама работает зачастую не хуже, чем реклама. То есть, отрицательный мем, который транслируется рекламой, каким-то образом полярно отражается в самом слушателе или в его окружении в свою противоположность, в положительный мем. И это лишь самый простой пример трансляции идей, происходящей без прямой имитации. Но ведь само понятие "мем" произошло от слова имитировать... Оказывается, дело не в имитации и не в точном копировании информации. Но тогда в чем же? Тогда что передается от человека к человеку?
До тех пор, пока меметика не ответит на этот вопрос содержательно, она не станет убедительной дисциплиной, а лишь темой популярных спекуляций. Чтобы ответить на него, нужно двигаться глубже, нужно уходить от прямой, слишком механистичной аналогии с генетикой. Нам пришлось это сделать в интрамаркетинге.
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER