КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Меметика
2. Начало меметики
Прологи: наука о сознании становится точной
Меметика
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
2. Начало меметики
 
В 90-х годах 20-го века мемы Докинса оказались востребованными. Развитие сетевых и коммуникационных технологий сделало тиражирование и распространение информации хорошо наблюдаемым процессом. Стало появляться множество книг, посвященных анализу процесса распространения идей в обществе. Вновь возник интерес к аналогичным теориям, забытым до времени, например, к теории диффузии инноваций Эверетта Роджерса. Естественно, что мем Докинса оказался тут удобным термином, поскольку давал наукообразную эволюционную базу этим исследованиям. Тогда же заговорили и о "меметике". По аналогии с тем, как генетика изучает генетические механизмы развития жизни, меметика обозначила свою область интересов как исследование меметических механизмов развития человеческой культуры.
В ряду книг по меметике, опубликованных в последующих годы, заметное место занимает книга британского психолога Сюзан Блэкмор "Меметическая машина". Меметической машиной Блэкмор назвала человека - по аналогии с генетическими машинами, которыми являются все живые существа. Генетические машины нужны для репликации генам, а люди как меметические машины нужны для репликации мемам, которые настолько же "эгоистичны", как и гены, потому что являются аналогичными репликаторами.
Изложенную в этой книге систему взглядов называют "радикальной меметикой", поскольку Блэкмор утверждает: мемы - это не просто удобная аналогия, а реальный механизм, который по своей значимости уже превысил значимость генов и биологической эволюции. Из-за того, что человеческая цивилизация остановила действие биологического естественного отбора, биологическая эволюция на человека более не действует. Мемы и их "эгоизм" стали важнее генов как для человеческой цивилизации, так и для Земли в целом, именно меметическая, а не генетическая эволюция сегодня задает векторы развития человечество и мира. Более того, утверждает Блэкмор, эгоизм мемов и их стремление к репликации привело к появлению на Земле особого биологического вида, обладающего самам развитым мозгом, который нужен им как механизм репликации, то есть, человека.
Блэкмор считает, что меметика позволяет объяснить то, что не могла объяснить обычная генетическая эволюционная теория. В качестве примера она приводит распространенную в некоторых культурах практику отказа от сексуальных связей - такой обет, например, берут на себя монахи. С точки зрения обычной эволюционной теории это нонсенс, поскольку закрывает такому человеку - как правило, достаточно успешному члену своего общества - возможность продолжения рода и репликации своих генов. Тем не менее, обет о безбрачии и аналогичные формы воздержания - распространенная во многих культурах практика, от которой нельзя отмахнуться как от тупиковой ветки развития человека. Меметика, говорит Блэкмор, все расставляет на свои места. Да, принявший обет безбрачия священник больше не служит первому репликатору, генам. Зато он все силы направляет на службу второму репликатору. Он полностью посвящает себя тиражированию и распространению мемов, связанных с религией. Это, говорит, Блэкмор, доказывает, что вторые репликаторы мощнее и еще более эгоистичны, чем первые. К слову, современные меметики вообще увлеченно рассуждают о религии как об агрессивном меметическом вирусе (сам Докинс написал об этом уже не одну книгу), видимо, по каким-то "конъюнктурным" соображениям.
Далее, говорит Блэкмор, мемы объединяются в комплексы, "мемплексы", такие как религия, отдельные ремесла, виды искусств, науки, социальные представления. Даже сознание человека, является, по мнению Блэкмор, всего лишь сложным комплексом мемов, мемплексом. Эта радикальная точка зрения дает представление о том, какие амбиции у меметики как дисциплины - ни много, ни мало, сыграть роль новой эволюционной теории, способной объяснить развитие человеческой цивилизации и само сознание человека - как это пытается сделать другой известный меметик Дэниел Деннет в книге "Объяснение сознания".
Сегодня меметика - весьма популярная на Западе тема (благодаря, например, книге знаменитого эссеиста Сэта Година "Разоблачение идеавируса"), интерес к ней нарастает и у нас. Ее привлекают для описания механизмов "вирусного маркетинга", особенностей распространения информации в электронных социальных сетях и т.д. Однако, не все так гладко с меметикой. У нее есть очень слабое место, в которое не устают бить критики. И приходится признать - несмотря на привлекательность меметики как идеи, пока она остается лишь красивой аналогией.
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER