КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Прологи
Пролог 52. Я-состояния и девиации
Прологи: наука о сознании становится точной
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
Пролог 1. Когнитивный порядок
Пролог 2. Сигнатура характерного масштаба
Пролог 3. Степенной закон
Пролог 4. Три типа степенных распределений
Пролог 5. Закон Зипфа, сигнатура β = 1
Пролог 6. Цветные шумы, сигнатура α = 1
.
Пролог 7. Розовый шум и модель Бака-Снеппена
Пролог 8. Розовый шум и модель релаксации
Пролог 9. Розовый шум: шипелки и фрактальное блуждание
Пролог 10. Население городов и закон Зипфа
Пролог 11. Масштабно-инвариантные сети
Пролог 12. Фракталы и закон Зипфа
Пролог 13. Дробление континуума
Пролог 14. Социально-географические волокна
Пролог 15. Закон Зипфа в случайных текстах
Пролог 16. Тексты как фракталы
Пролог 17. Когнитивные фракталы
Пролог 18. β и размерность Хаусдорфа
Пролог 19. Образы когнитивных фракталов
Пролог 20. Когнитивные волокна
Пролог 21. Математика когнитивных фракталов
Пролог 22. Стохастические когнитивные фракталы
Пролог 23. Сравниваем Россию и Польшу
Пролог 24. От Швейцарии до Афганистана
Пролог 25. Гармониум
Пролог 26. Шум когнитивных фракталов
Пролог 27. Шум когнитивных процессов
Пролог 28. Розовый шум в поведении людей
Пролог 29. Шум в динамике зрительного внимания
Пролог 30. Изображения и двухмерный розовый шум
.
Пролог 31. Физическая и когнитивная релаксация
Пролог 32. Когнитивная релаксация и цветные шумы
Пролог 33. ВТОРОЙ ЦИКЛ. Дробление времени
Пролог 34. Когнитивное дробление времени
Пролог 35. Время как текст
Пролог 36. События и причинность
Пролог 37. Четыре причины Аристотеля
Пролог 38. Экзогенные причины
Пролог 39. Генеративные модели причинности
Пролог 40. Генеративные модели причинности, часть 2
Пролог 41. Гештальт-причинность
Пролог 42. Тау-модель
Пролог 43. Я-состояния и тироны
Пролог 44. Параметры тау-модели
.
Пролог 45. Параметры тау-модели, часть 2
Пролог 46. Параллельный тирон
.
Пролог 47. Параллельный тирон, часть 2
Пролог 48. Свойства тирона
.
Пролог 49. Свойства тирона, часть 2
.
Пролог 50. Семейства тирона
Пролог 51. Эволюция как тирон
Пролог 52. Я-состояния и девиации
Пролог 53. Эволюция и морфогенез
Пролог 54. Волокна и легенды
Пролог 55. Волокна и легенды, часть 2
Пролог 56. ТРЕТИЙ ЦИКЛ. Я-состояния и их структура
Пролог 57. Я-состояния и их структура, часть 2
Пролог 58. Спиральная структура
.
Пролог 59. Информация и её типы
Пролог 60. Информация и симметрия
Пролог 61. Информация и закон Вебера-Фехнера
Пролог 62. Натуральная пропорция
Пролог 63. Апекс Я-состояний
.
Пролог 64. Генеративные модели Я-состояния
Пролог 65. Нейрон
Пролог 66. Критические случайные графы
.
Пролог 67. Блохи и табакерки
Пролог 68. Чаши, табакерки и прочее
.
Пролог 69. Интерлюдия
Пролог 70. Гештальт числа e
.
Пролог 71. Гештальт числа e, часть 2
Пролог 72. ЧЕТВЁРТЫЙ ЦИКЛ. Тиронный рост
Пролог 73. Обобщённые процессы
Пролог 74. Обобщённые процессы, часть 2
Пролог 75. Обобщённые процессы и энтропия Реньи
Пролог 76. Дельта-процессы
.
Пролог 77. Дельта-аддитивные процессы
Пролог 78. Дельта-мультипликативные процессы
Пролог 79. Дельта-мультипликативные процессы, часть 2
Пролог 80. Дельта-мультипликативные процессы, часть 3
Пролог 81. Структурно-временной изоморфизм
Пролог 82. Тау-процесс и время
Пролог 83. Знаки состояний
Пролог 84. Мерные знаки и случайное блуждание
.
Пролог 85. Именные знаки и графы состояний
Пролог 86. ПЯТЫЙ ЦИКЛ. Простые числа
Пролог 87. Числа и их компоненты
Пролог 88. Время и простые числа
Пролог 89. Т-информация
Пролог 90. Новый прототип статистики Зипфа
Пролог 91. Новый прототип и гармоническая информация
.
Пролог 92. Не-целочисленные симметрии
Пролог 93. Спектры симметрии
.
Пролог 94. Преобразования симметрий
Пролог 95. Комплексные симметрии
Пролог 96. Cимметрии и структурные модальности
Пролог 97. Симметрии и характерная динамика
Пролог 98. Симметрия, энергия, излучения
Пролог 99. Симметрия системы
Пролог 100. Симметрия континуумов и траекторий
Пролог 101. Симметрия континуумов, часть 2
Пролог 102. Симметрия и масштаб
Пролог 103. Симметрия и вероятность
Пролог 104. Симметрия и вероятность, часть 2
.
Пролог 105. Преобразование симметрии континуумов
Пролог 106. Cимметрия многомерных континуумов
Пролог 107. Опыты с взаимодействием форм
Пролог 108. Опыты с взаимодействием форм, часть 2
Пролог 109. Омега-преобразование
Пролог 110. Омега-линзы
Пролог 110 (2). Омега-линзы, часть 2
Пролог 111. Геометрическое среднее и максимум энтропии
Пролог 112. Мультипликативные коллизии
Пролог 113. Смысл принципа максимума энтропии
Пролог 114. Варианты модели мультипликативных коллизий
Пролог 115. Свойства модели мультипликативных коллизий
Пролог 116. Геометрическая энтропия
Пролог 117. Специальные энтропии. Последний Пролог.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Пролог 51. Я-состояния и девиации
 
Роман Уфимцев
5 сентября 2012 года, Калининград
В предыдущем Прологе мы подошли к необходимости выбора одного из альтернативных описаний эволюционного процесса как процесса развития тирона. Первая альтернатива - представление о биологических родах как о Я-состояниях тирона, персистивность которых определяется популяцией вида. Вторая альтернатива - описывать как Я-состояния не виды, а биологические рода, персистивность которых определяется числом входящих в них видов, то есть, величиной видового разнообразия рода. Этот выбор важен для нас не только в контексте обсуждения эволюции жизни на Земле. Он важен, поскольку эволюция тирона как модель развития когнитивных структур имеет универсальную применимость - идет ли речь о биологической эволюции, о развитии стран как социально-географических фракталов, о динамике восприятия и мышления людей и их коллективов, или о любом другом явлении, в котором участвует когнитивный порядок.
Но являются ли эти альтернативы несовместными? Не является ли каждая из них лишь двумя разноуровневыми описаниями одного и того же механизма? Разберемся в этом.
Спектр детализации
Изобразим Я-состояние в каждой из альтернатив:
В первом случае Я-состояние это вид, и его перистивность складывается из особей данного вида - чем больше популяция, тем выше персистивность Я-состояния. Второй случай - Я-состояние это биологический род, и его перистивность определяется числом видов, то есть, видовым разнообразием. Мы говорили о том, что в первом случае развитие Я-состояния видимо направлено на рост популяции, во втором - на рост разнообразия, и казалось бы, разница существенная. Но изобразим ситуацию так:
Смысл вполне очевиден: в первом случае в качестве персистивных единиц мы говорим об особях вида и считаем их тождественными, неразличимыми. Во втором случае персистивными единицами выступают биологические виды, которые вроде бы принципиально различны между собой. Однако, ясно, что разница только в степени детализации: если наш взгляд достаточно внимателен, мы увидим уникальные различия и у особей одного вида (например, начнем различать сорта, или будем дифференциировать особи по месту обитания). Напротив, если мы глядим на вещи обобщенно, то мы можем перестать замечать разницу между различными биологическими видами и будем обращать внимание только на разницу между различными родами. То есть, имеется целый спектр возможных степеней детализации и модель тирона может охватывать любой его участок.
Рассмотрим это на примере городов и их населения. Если наш взгляд не детализирован, мы полагаем, что персистивными единицами для городов как Я-состояний выступают обобщенные жители, которых мы считаем абсолютно тождественными между собой. Складывается впечатление, что коллективное сознание населенного пункта есть арифметическая сумма сознаний его жителей, при этом каждое слагаемое в этой сумме, то есть, сознание каждого жителя, делает одинаковый вклад в мощность коллективного Я-состояния. Естественно, это чересчур большое упрощение: скорее следует думать, что роль конкретного жителя в коллективном Я-состоянии зависит от его возраста, рода занятий, образа жизни, судьбы и т.д. Каждый крупный город и даже каждая небольшая деревушка рождает своих героев, которые, видимо, делают больший вклад в Я-состояние своего населенного пункта, нежели прочие жители.
Учесть это можно, если рассматривать каждого жителя не как стандартную и неотличимую от других единицу, не как особь определенного вида, а как целый биологический вид. Это более высокая степень детализации взгляда - и как видим, она тоже может описываться в рамках модели тирона: тогда населенные пункты аналогичны биологическим родам, а жители - биологическим видам в составе того или иного рода. Но если так, и если жителя какого-то города, человека, можно воспринимать как целый вид, то чем являются отдельные особи этого вида?
Это очень интересный и важный вопрос, которому мы посвятим особый разговор. А пока только кратко ответим: этими "особями" являются повторяющиеся в поведении и мышлении человека индивидуальные шаблоны. Именно из них составляется "популяция" личности.
Отметим один момент. Тирон - не произвольная иерархическая структура, а обладающая строго определенными свойствами. И если древо жизни (или, например, социально-географический организм) соответствует структуре тирона не только на уровне детализации "род-вид", но и на уровне "вид-особь", то было бы разумно предположить, что и на более высоких и на более низких уровнях жизнь также повторяет эту закономерность. Но это значит, что в живой природе степень разнообразия закономерным образом распределена по уровням: на определенное число различий родового масштаба приходится определенное число различий видового масштаба, на определенное число видовых различий - определенное число индивидуальных различий между особями, и т.д. Это весьма примечательный факт, и речь наверное идет вообще об особой роди когнитивного порядка в мироздании.
Стали общим местом рассуждения о том, что такие феномены как жизнь или сознание сопровождаются "критическими" состояниями - вспомним, например, популярную теорию самоорганизующейся критичности. Часто эти состояния определяют как находящиеся на рубеже между состоянием полного хаоса и состоянием полной упорядоченности ("граница хаоса"). Но хаос - это состояние бесконечной вариабельности, полное отсутствие какой-либо упорядоченности и систематичности. Это изменчивость, доведенная до предела, когда никакие из двух последовательных состояний феномена не связаны друг с другом какой-либо систематичной связью. С другой стороны, полная упорядоченность - противоположное состояние отсутствия вариабельности, полная детерминированность, самотождественность и отсутствие разнообразия. Граница хаоса - это некоторое промежуточное состояние, в котором "хорошая" мера вариабельности сочетается с "хорошей" мерой упорядоченности. Роль когнитивного порядка, который организует явления в тиронные структуры, может заключаться как раз в поддержке "хорошего" баланса между вариабельностью и тождественностью, между разнообразием и унифицированностью на различных уровнях организации явлений мира. Впрочем, говорить о таких обобщениях нам еще рано.
Итак, оказывается, две альтернативы, по сути, вовсе не являются альтернативами. Выбор той или иной зависит только от степени детализации нашего взгляда на явление. Из этого вероятно следует, что по меньшей мере для биологической эволюции стремление к максимальной популяции есть только замаскированное стремление к максимальному разнообразию. Может быть, это верно и не только для биологической эволюции.
Далее мы будем иметь в виду, что говоря об одной альтернативе - например, исчисляя персистивность городов количеством их жителей - мы можем сдвигаться на более высокую степень детализации и приходить к точке зрения второй альтернативы.
Я-состояния и их девиации
Итак, закономерности когнитивного порядка поддерживают определенное соотношение разнообразия на различных уровнях организации явления. "Тонкая механика" этих закономерностей проявляется в отношениях между Я-состоянием и его отпрысками, дочерними Я-состояниями, которые мы будем именовать девиациями родового Я-состояния.
Как мы знаем, попадая в распоряжение того или иного объекта тирона (то есть, того или иного Я-состояния), налетающая частица, "квант сознания", может быть либо поглощена этим объектом, либо стать его отпрыском. Чем выше персистивность Я-состояния - то есть, чем больше "квантов сознания" оно поглотило - тем меньше вероятность, что очередная налетающая частица станет отпрыском и образует девиантное Я-состояние. Конкретная видимая причинность этого процесса зависит от природы явления.
Например, в случае социально-географических организмов, чем больше жителей в городе, тем сильнее его притяжение, тем менее охотно он отпускает из себя людей, которые бы могли основать новый населенный пункт. Сознание города есть коллективное сознание его жителей, и чем больше их, тем большую "мощность" имеет это коллективное сознание, тем выше его персистивность. Каждый новый житель города становится носителем общего Я-состояния, он поддерживает и развивает его своими мыслями, решениями и поведением: работает ли человек на заводе, строит ли дом, растит ли детей, гуляет ли по улицам и паркам, напитываясь любовью к своему месту обитания - почти все, что может делать нормальный человек в своем городе, есть поддержка его общего Я-состояния. Это особенно заметно, когда мы переезжаем жить в другой населенный пункт. Тогда очень постепенно новое, доселе непривычное нам Я-состояние постепенно становится нам привычным, становится частью нашего сознания - по мере того, как мы привыкаем к новому месту жительства, по мере того, как обрастаем привычками, знакомыми, любимыми местами, знаниями, занятиями. Так мы становимся очередной маленькой частицей, составляющей общую персистивность, общую мощность Я-состояния своего города.
Но что происходит, если возникает девиация Я-состояния - почему она происходит? Попробуем это понять на нашем социально-географическом примере. В какой-то момент некоторое число жителей города, находясь под безусловным влиянием его Я-состояния, а значит, находясь в поле его притяжения, тем не менее, решает основать новый населенный пункт - обычно поблизости от старого, хотя может быть и наоборот, далеко. Почему это происходит?
Рассмотрим правдоподобный пример. Пусть рост числа жителей приводит к тому, что рядом с населенным пунктом не остается свободных мест для возделывания земли, для исполнения промыслов и т.д. В этом случае некоторым пассионарным жителям, не имеющим доступа к полноте ресурсов своего родного поселения, приходит естественная мысль оставить насиженное место и отправиться на новые свободные территории. Попросту говоря, им надоедает жить в старом месте - и они начинают думать о том, чтобы основать "социально-географическую вариацию" своего города - новое поселение.
На первых этапах переселенцы часто остаются носителями прежнего Я-состояния. Однако постепенно новое место, новые заботы и возможности, а также отношения и вероятные конфликты с жителями старого поселения создают условия для развития девиации Я-состояния: оно приобретает новые качества, собственный дух, идентичность. Новое возникшее Я-состояние при этом обычно имеет ясные родственные черты с прежним, и может быть даже с некоторых позиций неотличимо от прежнего (так иностранцы не различают, например, украинцев и русских), однако, оно достаточно отличается от прежнего для самих жителей нового поселения - и это имеет первостепенную важность для того, чтобы возникло новое самостоятельное Я-состояние. Заметим, жители прежнего поселения могут по-прежнему считать переселенцев своими "странными" земляками, но переселенцы смотрят на вещи иначе: в их коллективном сознании неминуемо развивается особое собственное Я-состояние.
Этому примеру, видимо, более-менее соответствует большинство реальных историй создания новых поселений. Есть и несколько другие истории, когда группа переселенцев не просто по своей воле ищет свободные территории, а осваивает ценный географический пункт в качестве службы - морскую гавань, переправу, месторождение, источники воды и т.д. Например, таким образом средневековые рыцарские ордены осваивали земли восточной Европы - расставляя замки на расстояниях дневного перехода, в ценных географических пунктах (возвышенностях, пересечениях дорог и рек и пр.) Однако, и в этом случае происходит девиация исходного Я-состояния в возникает новое уникальное Я-состояние.
Итак, вопрос: как соотносятся родовое Я-состояние и девиантное, порожденное Я-состояние? Мы уже замечали, что переселенцы гораздо яснее и живее переживают и осознают свое отличие от жителей родового поселения. Именно это позволяет развиться их собственному коллективному самосознанию, новому Я-состоянию. Новое Я-состояние при этом на первых этапах заимствует большинство видимых характеристик у родового Я-состояния (язык, социальную организацию, образ жизни, промыслы, мифологию и т.д.), отличаясь от него лишь в географически обусловленных деталях. Но затем происходит постепенная перестройка характеристик, происходит поиск новой целостной жизнеспособной конфигурации совокупных факторов жизни людей в новом поселении - и когда новая устойчивая конфигурация находится, новое Я-состояние можно считать сложившимся. С этого момента новое Я-состояние является не просто мутацией, искажением родового Я-состояния, но новым уникальным Я-состоянием, хотя и имеющим отдельные родственные черты с родовым.
Нужно подчеркнуть, что новое Я-состояние действительно не является лишь мутацией или искажением родового Я-состояния в каких-то отдельных деталях. Изменение отдельных деталей нарушает замкнутость, равновесность, самоподдерживающееся состояние образа жизни людей в новом поселении, и для того, чтобы найти новый баланс, требуется большая или меньшая перестройка всех факторов жизни. Например, если новое поселение находится в местности, в которой можно вести хороший охотничий промысел, переселенцы могут отойти от своих ремесленных и земледельческих традиций и заняться охотой. Но это изменение неизбежно вызовет и изменение остальных характеристик образа жизни людей - изменит их распорядки, материальное окружение, язык, культурные стереотипы, мифологию и т.д. Чтобы подчеркнуть этот момент, мы называем порожденное Я-состояние не вариацией и не мутацией родового, а его девиацией.
Читатель, знакомый с терминами гештальт-теории, поймет, что новая устойчивая конфигурация, новая особая сборка факторов жизни людей в новом поселении - это новый социально-географический гештальт.
Мы уже кратко упоминали, что Я-состояния это гештальты, которые мы рассматриваем как фундаментальные носители сознания в нашем мире. Конечно, этой важной теме мы посвятим отдельный разговор.
Затем, спустя некоторое время, новое поселение само становится родовым поселением для новых волн переселенцев, уходящих еще дальше на не освоенные территории и устраивающие там свои новые места обитания. Так развиваются Я-состояния третьего уровня, и они, в свою очередь, являются девиациями Я-состояний второго уровня и т.д. Так развивается фрактальное древо социально-географического организма.
Биологические девиации
Попробуем теперь увидеть отношение между Я-состоянием и его девиациями на примере биологической эволюции. Нам нужно как можно больше разнообразных примеров, потому что это отношение - одна из самых тонких тем. Девиация - это не просто любое изменение исходного Я-состояния, это самоподдерживающееся, устойчивое изменение, обладающее какой-то внутренней связностью и симметрией.
Ценность эволюционного примера в том, что он гораздо более ясен и нагляден с точки зрения сравнения тиронных родителей и их отпрысков, на нем гораздо яснее видна суть девиаций, возникающих когда Я-состояние порождает другое Я-состояние. Пусть даже мы знаем, что город А является отпрыском-девиацией города B. Чтобы уяснить суть девиации, необходимо тонкое и комплексное исследование культуры, образа жизни, истории, ландшафта и прочих социальных и географических аспектов жизни населенных пунктов. Это требует "вживания" в каждое из Я-состояний, и когда речь идет о двух разных городах, это сделать не просто.
Сравнение двух биологических видов гораздо более наглядно. (Сейчас нам удобно обратиться к первой альтернативе, в рамках которой биологические виды - это Я-состояния, персистивность которых определяется популяцией, числом особей данного биологического вида.) Обратимся к одному конкретному примеру, который попался на глаза автору.
На своей даче, в городском парке или просто на пустыре в каком-то тенистом месте вы можете встретить не особо примечательное растение, которое можно заметить по маленьким и не ярким бордово-фиолетовым цветкам. Если приглядеться, цветки этого растения имеют причудливую форму, напоминающую раскрытую пасть дракона - даже имеются "клыки":
Это пикульник обыкновенный - сорняк, к тому же слегка ядовитый, так что его не рекомендуется есть коровам в больших количествах (впрочем, у него есть и "положительные" лекарственные свойства, а еще это хороший медонос). Пикульник обыкновенный - биологический вид растений, имеющий латинское название Galeopsis tetrahit. Этот вид - наиболее типичный и распространенный вид уже упоминавшегося нами рода Galeopsis, в котором кроме обыкновенного пикульника имеется еще 15 видов.
Но где-то - обычно вне населенных пунктов, на опушке леса или поляне - вы можете встретить другой вид пикульника - пикульник красивый:
Это вид Galeopsis speciosa, прямой родственник пикульника обыкновенного и, по всей видимости, он является его эволюционным отпрыском. Пикульник красивый действительно красив по сравнению со своим обыкновенным родственником. Он буквально "нарядный" - у него изящно раскрашенные в желтые и фиолетовые тона цветы, и они несколько крупнее. Само растение выглядит более пышным, "радостным" по сравнению с обыкновенным пикульником. Наверное, не случайно, что и его лекарственные свойства более обширны и ярче выражены, чем у обыкновенного пикульника - в пикульнике красивом словно "больше жизни", а это наверное выражается и в более высоком содержании биологически-активных веществ.
Но не все можно передать устными описаниями и фотографиями. Только наблюдая эти растения "живьем", в их реальном окружении, можно получить тонкое впечатление истинных отношений между этими двумя видами. Биологически они имеют очень близкие свойства, и почти не различаются генетически. Однако, они производят совершенно разное непосредственное впечатление, имеют разный дух. Они словно две сестры - одна скромная, невзрачная, но трудолюбивая и непритязательная, а вторая - нарядная, красивая, даже праздничная, но гораздо менее деятельная, праздная.
Почему природа создала два этих вида, но не создала какие-то переходные, промежуточные формы? Почему, например, нет пикульника, который отличается от обыкновенного только более яркой, двухцветной раскраской цветов? Или почему нет вида, который бы имел такую же пышную зелень, как пикульник красивый, но имел бы при этом скромные цветки пикульника обыкновенного?
Это не праздные вопросы. Они касаются самой сути Я-состояний и их девиаций. Каждый из видов пикульника является уникальным и самостоятельным, самооддерживающимся "комплексом жизни", гештальтом, Я-состоянием. И по какой-то причине нельзя взять пикульник обыкновенный и приставить к нему пышные цветы пикульника красивого - такое растение оказывается не жизнеспособным, оно не создает самоподдерживающийся комплекс - также как нельзя взять скромную и работящую сестру, обрядить ее в праздничные одежды и ожидать, что она по-прежнему будет скромной и трудолюбивой. Она или превратит праздничные наряды в невзрачное рабочее платье или забросит свои труды, третьего не дано. Другие варианты не способны к самопподдержке, не создают гештальт. Именно по этой причине между пикульником обыкновенным и пикульником красивым нет переходных видов. (Можно искусственно скрестить два вида и временно получить промежуточный вид, но окажется не способным к самоподдержке, и либо вернется к одному из исходных видов либо исчезнет - таким образом, скрещивая кобыл и ослов получают бесплодных мулов).
Отношения между двумя видами пикульника - простая и наглядная иллюстрация отношений двух родственных Я-состояний - идет ли речь о биологических видах, о городах или Я-состояниях человеческого сознания. Они безусловно родственны друг другу - это заметно по общности признаков, например, по сходству формы цветов и листьев. Но каждый из них есть самостоятельное "Я", уникальный образ жизни, уникальный коллективный дух. Точно также и два города, один из которых является отпрыском другого - с первого взгляда примерно те же материальные формы, архитектура, образ жизни, язык. Но чуткий наблюдатель сразу отметит разность атмосферы, духа, а внимательное исследование, "вживание" позволит обнаружить те объективные "мелочи", которые выражают эту разницу.
И всё же, этих двух примеров - социально-географического и биологического - нам недостаточно, чтобы уяснить тонкую и поразительно интересную связь между Я-состояниями и их девиациями. В этой связи - особый синтез притяжения и отталкивания, гармония единства и множественности, точный баланс сходства и различия – по сути, в этой связи всё, что привносит в мир когнитивный порядок.
1
Спасибо за статью. очень интересен
сценарий перехода (девиации) исходного Я-состояния в новое уникальное Я-состояние. Очень интересен сценарий сборки новых факторов жизни в процессе формирования девиации. Роман, вы могли бы представить это на каком-то удобном для вас примере?
Наталия  n.b.morozova@gmail.com (25.10.2012 15:51)
2
Непростой вопрос
Но удобен и полезен пример, который наверное есть в жизни каждого - переезд на новое место жизни ;)
Тогда происходит постепенное изменение твоих привычек, шаблонов мышления, поведения. И вот однажды обнаруживаешь, что новое место стало "своим" - и тут можно сравнить что было "до" и что стало "после". Это и есть пример Я-состояния и его девиации.
Роман Уфимцев (25.10.2012 15:57)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER