КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Прологи
Пролог 55. Волокна и легенды, часть 2
Прологи: наука о сознании становится точной
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
Пролог 1. Когнитивный порядок
Пролог 2. Сигнатура характерного масштаба
Пролог 3. Степенной закон
Пролог 4. Три типа степенных распределений
Пролог 5. Закон Зипфа, сигнатура β = 1
Пролог 6. Цветные шумы, сигнатура α = 1
.
Пролог 7. Розовый шум и модель Бака-Снеппена
Пролог 8. Розовый шум и модель релаксации
Пролог 9. Розовый шум: шипелки и фрактальное блуждание
Пролог 10. Население городов и закон Зипфа
Пролог 11. Масштабно-инвариантные сети
Пролог 12. Фракталы и закон Зипфа
Пролог 13. Дробление континуума
Пролог 14. Социально-географические волокна
Пролог 15. Закон Зипфа в случайных текстах
Пролог 16. Тексты как фракталы
Пролог 17. Когнитивные фракталы
Пролог 18. β и размерность Хаусдорфа
Пролог 19. Образы когнитивных фракталов
Пролог 20. Когнитивные волокна
Пролог 21. Математика когнитивных фракталов
Пролог 22. Стохастические когнитивные фракталы
Пролог 23. Сравниваем Россию и Польшу
Пролог 24. От Швейцарии до Афганистана
Пролог 25. Гармониум
Пролог 26. Шум когнитивных фракталов
Пролог 27. Шум когнитивных процессов
Пролог 28. Розовый шум в поведении людей
Пролог 29. Шум в динамике зрительного внимания
Пролог 30. Изображения и двухмерный розовый шум
.
Пролог 31. Физическая и когнитивная релаксация
Пролог 32. Когнитивная релаксация и цветные шумы
Пролог 33. ВТОРОЙ ЦИКЛ. Дробление времени
Пролог 34. Когнитивное дробление времени
Пролог 35. Время как текст
Пролог 36. События и причинность
Пролог 37. Четыре причины Аристотеля
Пролог 38. Экзогенные причины
Пролог 39. Генеративные модели причинности
Пролог 40. Генеративные модели причинности, часть 2
Пролог 41. Гештальт-причинность
Пролог 42. Тау-модель
Пролог 43. Я-состояния и тироны
Пролог 44. Параметры тау-модели
.
Пролог 45. Параметры тау-модели, часть 2
Пролог 46. Параллельный тирон
.
Пролог 47. Параллельный тирон, часть 2
Пролог 48. Свойства тирона
.
Пролог 49. Свойства тирона, часть 2
.
Пролог 50. Семейства тирона
Пролог 51. Эволюция как тирон
Пролог 52. Я-состояния и девиации
Пролог 53. Эволюция и морфогенез
Пролог 54. Волокна и легенды
Пролог 55. Волокна и легенды, часть 2
Пролог 56. ТРЕТИЙ ЦИКЛ. Я-состояния и их структура
Пролог 57. Я-состояния и их структура, часть 2
Пролог 58. Спиральная структура
.
Пролог 59. Информация и её типы
Пролог 60. Информация и симметрия
Пролог 61. Информация и закон Вебера-Фехнера
Пролог 62. Натуральная пропорция
Пролог 63. Апекс Я-состояний
.
Пролог 64. Генеративные модели Я-состояния
Пролог 65. Нейрон
Пролог 66. Критические случайные графы
.
Пролог 67. Блохи и табакерки
Пролог 68. Чаши, табакерки и прочее
.
Пролог 69. Интерлюдия
Пролог 70. Гештальт числа e
.
Пролог 71. Гештальт числа e, часть 2
Пролог 72. ЧЕТВЁРТЫЙ ЦИКЛ. Тиронный рост
Пролог 73. Обобщённые процессы
Пролог 74. Обобщённые процессы, часть 2
Пролог 75. Обобщённые процессы и энтропия Реньи
Пролог 76. Дельта-процессы
.
Пролог 77. Дельта-аддитивные процессы
Пролог 78. Дельта-мультипликативные процессы
Пролог 79. Дельта-мультипликативные процессы, часть 2
Пролог 80. Дельта-мультипликативные процессы, часть 3
Пролог 81. Структурно-временной изоморфизм
Пролог 82. Тау-процесс и время
Пролог 83. Знаки состояний
Пролог 84. Мерные знаки и случайное блуждание
.
Пролог 85. Именные знаки и графы состояний
Пролог 86. ПЯТЫЙ ЦИКЛ. Простые числа
Пролог 87. Числа и их компоненты
Пролог 88. Время и простые числа
Пролог 89. Т-информация
Пролог 90. Новый прототип статистики Зипфа
Пролог 91. Новый прототип и гармоническая информация
.
Пролог 92. Не-целочисленные симметрии
Пролог 93. Спектры симметрии
.
Пролог 94. Преобразования симметрий
Пролог 95. Комплексные симметрии
Пролог 96. Cимметрии и структурные модальности
Пролог 97. Симметрии и характерная динамика
Пролог 98. Симметрия, энергия, излучения
Пролог 99. Симметрия системы
Пролог 100. Симметрия континуумов и траекторий
Пролог 101. Симметрия континуумов, часть 2
Пролог 102. Симметрия и масштаб
Пролог 103. Симметрия и вероятность
Пролог 104. Симметрия и вероятность, часть 2
.
Пролог 105. Преобразование симметрии континуумов
Пролог 106. Cимметрия многомерных континуумов
Пролог 107. Опыты с взаимодействием форм
Пролог 108. Опыты с взаимодействием форм, часть 2
Пролог 109. Омега-преобразование
Пролог 110. Омега-линзы
Пролог 110 (2). Омега-линзы, часть 2
Пролог 111. Геометрическое среднее и максимум энтропии
Пролог 112. Мультипликативные коллизии
Пролог 113. Смысл принципа максимума энтропии
Пролог 114. Варианты модели мультипликативных коллизий
Пролог 115. Свойства модели мультипликативных коллизий
Пролог 116. Геометрическая энтропия
Пролог 117. Специальные энтропии. Последний Пролог.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Пролог 55. Волокна и легенды, часть 2
 
Роман Уфимцев
12 сентября 2012 года, Калининград
В предыдущем Прологе мы вновь приступили к теме волокнистой структуре тирона, стремясь к более общему, универсальному пониманию этого свойства имея в виду, что тирон для нас является общей моделью взаимодействия когнитивного и физического порядка. Волокнистое строение тиронов служит для нас основанием считать, что волокнистое строение свойственно вообще феноменам, в которых присутствует сознание, вне зависимости от их природы. Волокнистое строение имеет мышление и поведение человека как воплощение, реализация, манифестация его индивидуального сознания. Волокнистое строение имеет общественная жизнь, которая является реализацией, проявлением коллективного сознания. Волокнистое строение имеет эволюционный процесс, в результате которого возникло все разнообразие жизни - и тут мы тоже должны усматривать манифестацию какого-то "сознания живой природы".
Мы уже делали попытку уяснить что такое эти волокна применительно к социально-географическим организмам, которыми являются страны, провинции и прочие географически распределенные сообщества людей. Однако, нам необходим гораздо более общий взгляд, общее понимание. Нам необходимо, например, увидеть, что общего между волокнами индивидуального сознания и волокнами эволюционного процесса, что общего между волокнами натуральных текстов (а они тоже представляют собой тироны) и "текстов исторического процесса" в обществе.
В предыдущем Прологе мы пришли к пониманию волокон как последовательностей Я-состояний. Это довольно универсальное описание, позволяющее, например, смоделировать поток индивидуального мышления человека - оно представляется как движение внимания вдоль волокон когнитивной структуры личности. Точно также мы можем описывать общественную динамику как последовательность Я-состояний, в качестве которых выступают складывающиеся в обществе коллективные мнения или формы поведения, сменяющие друг друга. (В реальности, движение социального внимания происходит одновременно по многим волокнам, это обуславливает сложность социальных феноменов. Однако, если мы опираемся на знание их волокнистости, "распутать клубок" во многих случаях все же можно - со временем мы попробуем применить этот подход к анализу нынешних социальных процессов. К слову, это же относится и к индивидуальному мышлению и поведению - оно также часто развивается вдоль нескольких нитей одновременно.)
В этом Прологе мы разовьем тему волокон как последовательностей Я-состояний и попробуем уяснить, что связывает их воедино, в одно волокно.
Легенды
Как мы говорили, с некоторой долей условности можно полагать, что в каждом тироне имеется коренное, "самое главное" волокно, которое протягивается от верхнего уровня до самого нижнего, связывая первые объекты каждого уровня - мы назвали такое волокно легендой. В реальности, из-за стохастичности развития тирона, легенда может объединять не самые "древние" объекты, и в тироне вообще не всегда имеются волокна, которые пронизывают все его уровни. Тем не менее, это не искажает главную особенность такого волокна - его развитие отражает развитие тирона, основных семейств каждого уровня. Проиллюстрируем сказанное примером:
Видно, что одна из четырех ветвей тирона, возникших на втором уровне - то есть, одно из семейств второго уровня - оказалась гораздо более развитой, чем прочие как по общей персистивности, так и по глубине. Аналогично, внутри самого развитого семейства также имеется самое развитое под-семейство и т.д. Легенда тирона часто проходит через самые развитые семейства каждого уровня, и поэтому является как бы красной нитью основного направления развития тирона.
В предыдущем Прологе мы уже сопоставили тирон с когнитивной структурой индивидуального или общественного сознания. Отдельные Я-состояния тирона личности или тирона социума - это доступные для них формы внимания, разрешенные гештальты. Попросту говоря, это идеи, образы и впечатления, которые могут составить содержание индивидуального или коллективного мышления. Имеющийся совокупный набор Я-состояний можно назвать когнитивным словарем, "лексиконом сознания".
В этом свете легенда индивидуального или коллективного тирона описывает наиболее типичную траекторию мышления индивидуума или коллектива. Это самая характерная последовательность смены Я-состояний как фиксаций внимания на той или иной когнитивной форме, образе или идее. (Траектории мышления - это те же траектории формообразования. Только вместо развивающейся органической формы мы тут имеем развивающуюся форму "Я" личности или форму "Я" общества.)
Говоря о социальном, коллективном сознании общества, наиболее типичная последовательность фиксаций внимания должна быть сопоставлена с мифологией, архетипическими сценариями, легендами данного общества. Именно по этой причине мы именуем "главное" волокно легендой. Легенда есть базовый, матричный сюжет, действующий в обществе или в индивидуальном сознании. Легенда задает наиболее характерные траектории мышления и поведения индивидуума или общества, типичную последовательность их морфогенеза.
Однако, иногда в тироне имеется несколько выраженных ветвей развития, сравнимых по персистивной мощности. В этом случае в каждой из ветвей имеется своя легенда. Это ситуация конкурирующих сюжетов, конкурирующих сценариев мышления и поведения, что особенно выражено в социальной жизни в форме общественных конфликтов. Тем не менее, чаще всего одна из легенд всё же является основной, и тогда легенды менее развитых ветвей развития тирона мы именуем (чуть иронично) "местными легендами".
Легенды как смысловые конвейеры
Теперь, на основе представления о волокнах тирона как траекториях обхода когнитивных структур, вернемся к нашему раннему описанию волокон в социально-географических организмах как "смысловых конвейерах". Мы говорили о том, что эти волокна связывают представителей крупнейших городов стран и провинций с жителями самых малых населенных пунктов через представителей нескольких промежуточных уровней. Эти волокна являются каналами встречного движения двух комплиментарных типов ресурсов, которые мы обобщенно обозначили как "энергия" и "информация". "Энергия" - это материальные и демографические ресурсы, которые движутся с нижних уровней социально-географических организмов на верхние, то есть, от малых населенных пунктов к крупным. "Информация" - это культурные, организационные, технологические и прочие ресурсы, имеющие информационную насыщенность - этот тип ресурсов движется сверху вниз, от крупных поселений к малым. Во встречном движении два потока вступают во взаимодействие на нескольких промежуточных уровнях социально-географических организмов, образуя "перевалочные пункты", в которых происходит творческое взаимодействие двух типов ресурсов.
Мы также подошли к более общему пониманию волокон как "смысловых конвейеров", производящих необходимые для жизни социально-географического организма "питательные вещества", под которыми мы понимаем формы осмысленной жизни, уклады (в широком смысле), смысловые ниши для жителей страны.
Хотя получившаяся картина потоков, управляющих жизнью социально-географических организмов, оказалась достаточно содержательной, она все же адекватна только для данного конкретного примера, для понимания развития географически распределенных сообществ людей. Трудно, например, приложить эту картину к теме эволюции жизни, которую мы также рассматриваем как развитие когнитивного фрактала.
Конечно, мы попробовали найти и еще более обобщенное представление о природе когнитивных волокон: мы попытались взглянуть на "энергию" и "информацию" как на два взаимодополняющих типа метафизических сил - "мужское" и "женское", "янь" и "инь":
Такое обобщенное представление, безусловно, полезно, но мы стремимся к большей ясности и конкретности, а потому не можем удовлетвориться лишь общей метафизикой.
Итак, если волокна в когнитивных фракталах и тиронах представляют собой встречные потоки двух комплиментарных типов ресурсов, как следует описывать эти ресурсы в предельно обобщенном, но при этом конкретном ключе?
К настоящему моменту у нас в распоряжении уже есть необходимые возможности для такого описания. Двумя комплиментарными типами ресурсов, которые движутся навстречу друг другу по уровням тирона, являются два типа причинности - экзогенная физическая причинность и экзогенная когнитивная причинность, которые нам также известны в терминах Аристотеля как движущая и целевая причинность.
Верхние уровни тиронов и когнитивных фракталов поставляют нижним целевую причинность, нижние верхним - движущую. Каналы встречного движения двух типов причинности - это и есть волокна в тиронах:
Припомним наше обсуждение четырех типов причинности. Мы говорили о том, что движущие причины - это причины, являющиеся ответом на вопрос "Почему?". Почему упало яблоко с дерева, что побудило его к этому, что заставило? Почему летят облака - что их заставляет двигаться? Целевые причины - это причины, отвечающие на вопрос "Для чего?". Для чего птицы осенью улетают на юг? Какова цель эволюции жизни на Земле? Причины придают вещам и событиям смысл - если у вещи или у события нет причины (движущей, целевой или другой), у него нет и смысла. Именно поэтому мы именовали волокна "смысловыми конвейерами" - верхние уровни тирона транслируют нижним смыслы, связанные с целевой причинностью, а нижние верхним - комплиментарную причинность движущую. Попросту говоря, верхние уровни дают нижним ответ на вопрос "Для чего, с какой целью, с каким умыслом?", а нижние верхним позволяют ответить на вопрос "Почему? Какими силами, на каких основаниях, по какому поводу?".
Вероятно, несколько необычно рассматривать причинность как ресурс, но это позволяет уяснить обобщенную суть встречных потоков, которые образуют волокна в когнитивных фракталах различной природы. И это гораздо более конкретное описание, нежели метафизические полюса "мужского" и "женского", "янь" и "инь". (Хотя одно другому вовсе не противоречит - мужское диалектическое начало вполне созвучно источнику целевой причинности, а женское - источнику движущей. Тут дело вкуса, как говорить о вещах - наверняка найдутся те, кому больше по душе видеть в волокнах встречные потоки энергий "янь" и "инь", нежели встречные потоки причинности.)
Итак, "энергия" как ресурс в социально-географических организмах - это ресурс движущих смыслов, движущей причинности. Действительно, пища, материальные и демографические ресурсы - всё это производится на нижних уровнях социально-географических организмов и обеспечивает их возможностью достижения целей, которые формулируются отнюдь не на этих же уровнях. Целеполагание, целевые причины приходят с верхних уровней в форме институтов власти и законодательства, образования, культуры, моды и т.д. - это и есть всё то, что мы именовали "информацией". Верхние уровни поставляют нижним целевую причинность. Прибегая к биологическому сравнению, нижние уровни социально-географических организмов можно сопоставить с двигательной системой организма - с мышцами, скелетом, связками. Верхний уровень - это нервная система и мозг. Мозг определяет цели движения, а двигательная система предоставляет средства, обеспечивает возможность движения. А между нижними и верхним уровнем лежат уровни промежуточные, в которых целевая и движущая причинность переплетаются, взаимодействуют - и их можно сравнить со всеми прочими системами живого организма.
На социально-географическом примере удобно продемонстрировать ещё одну пару определений, пригодных для описания полярных типов причинности: слово и движение (или "дело"). Верхние уровни социально-географических организмов поставляют нижним слово, под которым мы понимаем законодательное, культурное, технологическое и прочее целеполагание, которое как правило опирается на слово как основной носитель. Проще говоря, большие города заняты индустрией слов, и используют слова для создания и трансляции целевой причинности. Напротив, нижние уровни заняты индустрией движения, и транслируют движущую причинность. Говоря о социально-географическом случае, это выглядит не очень ясным описанием вещей, но мы увидим далее, что понимание слова как источника целевой причинности имеет метафизически глубокое основание.
Цели и ценности
Верхняя точка каждого волокна - целевая причина, самая нижняя - движущая причина. Когда две точки соединяются волокном, у цели появляются средства достижения, и она достигается. Если глядеть на дело так, то волокно тирона - это история, хроника, в которой запечатлены взаимные встречные шаги целевой и движущей причинности. Весь же тирон, образованный множеством волокон - это сборник историй, летопись о том, как достигалась разными, ветвящимися путями высшая цель, сосредоточением которой является прародитель тирона, Я-состояние первого уровня.
И тут у нас появляется еще одно описание тирона, которое удобно для рационального описания когнитивной структуры индивидуального или коллективного человеческого сознания. Мы можем понимать древовидную структуру тирона как иерархию целей или ценностей. На вершине иерархии - Я-состояние, обозначающее высшую цель личности или общества, его высшее предназначение и главную ценность, ультимативную целевую причину, самое главное "Для чего?".
На втором уровне находятся целевые причины второго порядка. Заметим их двоякую роль. Относительно первого уровня Я-состояния второго уровня - это средства достижения, то есть, источники движущей причинности. Но с точки зрения еще более низкого третьего уровня они есть источники целевой причинности. Иными словами, Я-состояния промежуточных уровней одновременно являются и целевыми причинами и движущими. Они есть ответы на вопрос "Почему, в результате чего?" для Я-состояний более высокого уровня и ответами на вопрос "Для чего, с какими целями?" для Я-состояний более низкого уровня:
Глядя на тирон с "самого низа", мы увидим его как пирамиду целей - от локальных, промежуточных целей низкого порядка до высшей цели. Пусть наша ультимативная цель - перебраться через лесной ручей. Тогда мы, в зависимости от своей фантазии, разработаем несколько планов переправы. Одним из них может быть поиск брода, другим - конструирование мостика, третьим - прыжок через узкое место, и.т.д. Каждый из вариантов - это средство для достижения высшей цели. Однако далее каждый из вариантов предлагает нам дальнейшие шаги. Так, если мы решили сделать мостик, мы начинаем искать подходящее бревно или дерево - и тут уже целью является создание мостика, а поиски бревна - средством достижения (вспомним как мы обсуждали решение сложных задач, когда наше мышление в поисках решения вырисовывает фрактальное древо траекторий). Разумеется, и стремление миновать ручей - тоже не самоцель, а лишь средство достижения цели еще более высокого порядка:
Эта картина вполне в духе рациональных теорий человека и общества, в которых люди рассматриваются как сугубо целесообразные и ценностно-ориентированные существа (ценности - это цели высших порядков). Её преимущество в том, что она не противоречит общепринятому здравому смыслу, не требует ссылки на Я-состояния как носители сознания и т.д. На её основе можно "безопасно" сформулировать одну из задач когнитивного исследования сознания человека или общества - воссоздание, реконструирование архитектуры целевой причинности, которую обычно называют "системой ценностей".
И, вроде бы, это вполне решаемая задача, и методы ее решения известны и уже широко применяются - мы расспрашиваем человека о его целях и ценностях, разбираемся в их отношении друг к другу, выстраиваем иерархию, и т.д. Аналогично, мы можем прислушиваться к тому, что о своих целях и ценностях говорит общество и точно также воссоздавать архитектуру его системы ценностей.
Увы, все не так просто, и следует избежать ловушки излишнего рационализма. Я-состояния тирона - это далеко не цели и не ценности в обычном смысле этих слов. По привычке мы понимаем цели или ценности как некие вещи, объекты (как оно-состояния) - "деньги", "здоровье", "благополучие", "мир на Земле". Но Я-состояния - это субъекты, они обладают самосознанием и уникальным характером, который нельзя свести к той или иной предметной ценности или цели. То есть, сознание, мышление и поведение человека действительно пронизано "силовым полем" различных целей и ценностей, но их источником являются самодостаточные, осознающие себя Я-состояния, а не иерархически организованные записи в какой-то "скрижали ценностей". Это приводит к тому, что люди часто видимо не следуют собственно провозглашенным целям и ценностям. Человек, ратующий за всеобщую законность, требует особого отношения лично к своим преступлениям. Страна, говорящая о высшей ценности прав человека, беззастенчиво творит насилие над целыми народами. И в таких типичных противоречиях лишь в малой доле случаев мы сталкиваемся с прямым лицемерием, обманом. Гораздо чаще это примеры типичной иррациональности людей и целых обществ, которые преследуют вовсе не те цели и ценности, которые провозглашают и в которые, быть может, сами верят.
Причина этой иррациональности в том, что Я-состояния адаптивны, гибки, и видимая целевая причинность, которую они транслируют, может изменяться в зависимости от обстоятельств. То, что в одних обстоятельствах выглядит как следование высшим ценностям демократии и прав человека в других обстоятельствах выглядит как предельный эгоизм и преследование личных интересов любой ценой. Точно по той же причине, по какой мы обычно не можем достоверно описать характер человека простым списком характеристик, мы не можем достоверно связать с Я-состояниями конкретные предметные цели или неизменные ценности. Единственная неизменная ценность и цель, источником которой являются Я-состояния - их собственное продление и экспансия, и, в зависимости от обстоятельств, это может приводить к диаметрально противоположным видимым предметным целям.
И все же, представление о Я-состояниях тирона как о целях или ценностях мы будем использовать как ещё одно альтернативное описание, иногда полезное, хотя и не забывая о его условности.
Волокна как сегменты сюжетных линий
Мы до поры сознательно не обращаемся всерьез к очень важному примеру тиронов - натуральным текстам. Как мы давно уже выяснили, натуральные тексты имеют структуру когнитивного фрактала и могут быть представлены как тироны. Анализ текстов как развивающихся когнитивных структур, анализ их волокон - настолько важная и интересная тема, что она заслуживает особого рассмотрения. Мы непременно ею займемся, но несколько позже. Пока же мы лишь отметим на еще одно представление волокон, которое после всего вышесказанного кажется уже очевидным.
Если волокно есть некоторая последовательность форм, история достижения цели или легенда, то оно очень сходно с сюжетной линией какого-либо повествования. Но тексты, которые пишут люди, редко бывают полностью линейными изложениями событий и редко имеют только одну сюжетную линию. Как правило, они состоят из явно различимых частей, в которых описываются события, случающиеся с разными героями, места, времена и наборы героев чередуются. Каждый из таких кусков является сегментом одной из сюжетных линий текста, а сами сюжетные линии постепенно сближаются друг с другом, как правило, сходясь к кульминации текста. Нетрудно заметить, что отдельные сегменты текстов вполне сходны с отдельными волокнам тирона, а в совокупности они вырисовывают когнитивную структуру литературного произведения, в которой отдельными Я-состояниями выступают образы, герои или идеи, руководившие творцом текста (мы кажется даже умеем уже выделять их с помощью статистических методов анализа текста - вспомним Я- и оно-слова в "Капитанской дочке", "Войне и мире" и "Феноменологии духа").
С этой точки зрения лейтмотивом, основным сюжетным сегментом текста как тирона, является его "главное" волокно, легенда. Как и положено легенде, она объединяет ключевые Я-состояния тиронной структуры. Например, в "Капитанской дочке" Александра Сергеевича Пушкина лейтмотивом является описание взаимоотношений главного героя, Гринева, и Пугачева. Оба персонажа, как показывает статистический анализ, относятся к основным Я-состояниям текста (Я-словам), и закономерно, что именно встречи Гринева с Пугачовым образуют сюжетный каркас, задают силовые узлы произведения - от их первой случайной встречи во время пурги до сцены судилища Пугачева над пленниками. Однако, повторимся, это тема для отдельного исследования.
А пока, чуть-чуть разобравшись с волокнами, мы приступим к не менее важной теме. Мы попробуем разобраться с тем, что же все-таки представляют из себя Я-состояния и какова их внутренняя структура (если она у них есть). Пора навести некоторый порядок в этом вопросе.
1
Прочитав эту статью не могу не спросить у вас:
Какова цель эволюции жизни на Земле? :)
Наталия  n.b.morozova@gmail.com (26.10.2012 10:08)
2
Ну, знаете, у вас и вопросы.
Жизнь и есть цель. Её полнота, разнообразие и великолепие.
Роман Уфимцев (26.10.2012 10:10)
3
Ромн, я согласна с вами по поводу цели жизни :)
но. есть мнение о том, что человечество по многим критериям (если вам будет интересно я найду эту статью) живет сейчас в период нисходящей стадии эволюции...
мне интересно, как соотносится теория о росте тирона, актуальное перенаселение планеты Земля и отсутствие разнообразия-полноты-великолепия в жизнях большинства "туловищ"?
Наталия  n.b.morozova@gmail.com (26.10.2012 16:11)
4
Это важная тема и трудная
Факты обстоят так, что объективно ни один реальный тирон - этнос, биологический вид или жизнь в целом, или даже индивидуальное сознание какого-то человека - не вечны. Они объективно переживают стадию развития, стадию остановки развития, и стагнацию. Но пока в модели тирона нет стагнации и разрушения - он может только развиваться. Уловка (а может, и не уловка) заключается в том, чтобы постановить: говоря о когнитивном уровне, ничто однажды появившееся больше не исчезает. Динозавры пропали с лица земли, но они существуют и продолжают жить в каком-то когнитивном пространстве. Ни одна мысль или восприятие, "подуманные" человеком не могут пропасть, исчезнуть, даже если сам человек уйдет, и т.д. Так и персистивность городов может определяться не их текущим населением, а совокупным населением за всю историю.
В этом есть что-то. Но это не решает практической проблемы - очень желательно, наблюдая систему или организм, видеть начало и предугадывать динамику их физической деградации. Но пока в модели тирона этого нет совсем. Тирон - это модель сознания, а сознание вечно. Чтобы описывать неизбежную физическую стагнацию и деградацию, нужна какая-то другая модель. И её, уверен, можно найти, и скоро её найдем.
Возвращаясь к эволюции. Сокращение числа биологических видов, снижение биологического разнообразия - объективный факт. И это можно трактовать как движение в противоположную сторону от истинных целей эволюции. Да, началась анти-эволюция, когда выживает воистину сильнейший - а сильнейшие не обязаны быть разнообразными. Что-то происходит тут. Я даже начал писать один Пролог как про это, но отложил тему, потому что пока нет модели.
Роман Уфимцев (26.10.2012 23:38)
5
мы бессмертны:)
суета заставляет забыть, но не отменяет этого.
Сильнейшие разве не должны быть самыми разнообразными чтобы быть сильнейшими?
Константин (19.05.2013 13:25)
6
Сильнейшие и разнообразнейшие
Иногда совпадает, иногда нет. Люди например, самые разнообразные по поведению животные. И они оказались сильнейшими. Но разнообразие дает долгосрочное преимущество. В короткой перспективе, когда условия среды можно считать постоянными, преимущество приобретают сверх-специализированные существа. Например, имеющие самую большую пасть. В стабильных условиях они более эффективны и в короткой перспективе берут верх над более гибкими, разнообразными, но менее специализированными и эффективными.
Вообще вопрос о соотношении силы и разнообразия интересный.
Роман Уфимцев (19.05.2013 18:58)
7
то есть разнообразие и сила и есть те саамые \"инь\" и \"янь...
термин "динамическая стабильность" подходит?
Константин  (20.05.2013 17:43)
8
Лучше инь и янь
"Динамическая стабильность" длиннее, а смысл, видимо, тот же.
Роман Уфимцев (23.05.2013 10:30)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER