КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 1. Метафора
Что мы хотим узнать
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
1.6 Что мы хотим узнать
 
Наверное, самая интригующее свойство метафоры - её творческая и выразительная сила, метафора созидает. Любое исследование метафоры должно найти объяснение этому важнейшему свойству - и от того, насколько это ему удастся, зависит успех или неудача любой теории. Но лучшая теория метафоры должна не только объяснить её творческую силу, но и показать, как следует использовать эту силу, как создавать продуктивные метафоры или хотя бы создавать условия для их возникновения – ведь мерило любой теории – практика. В данном случае, практика творчества.
Британский языковед Айвор Ричардс, чьи работы начала 20-го века стали началом современной волны исследований метафоры, определил достойную цель так:
Задача теории метафоры — не в том, чтобы вытеснить практику или же сообщить нам, как делать то, что мы не можем делать, но в том, чтобы защитить наше естественное умение от влияния на него упрощенных взглядов и, главное, помочь передаче этого искусства — владения метафорой — от человека к человеку.
Помочь передаче искусства метафоры от человека к человеку – вопреки мнению Аристотеля, который считал, что этому люди не могут научить других. И наше исследование ставит перед собой родственную цель: мы не хотим придумать ещё одну классификацию метафор и не стремимся к тому, чтобы дать исчерпывающее описание её строения или роли в языке, мышлении. Прежде всего,  мы желаем понять, что делает метафору незаменимым инструментом творчества, и как правильно использовать этот инструмент , как научиться обращению с ним.
Двигаясь к решению этой задачи, мы попутно познакомимся с новыми специальными понятиями, обрисуем возможные контуры новой теории метафоры, но всё это будет лишь попутными, второстепенными результатами на движении к главной цели – научиться использовать метафору для решения творческих и практических задач, которые перед нами ставит жизнь.
Итак, мы не будем искать научно корректной теории метафоры. Но более того, я уверен, что логически стройная и рациональная теория метафоры попросту невозможна.  Метафора может быть описана только с помощью метафоры . Возможно, по этой самой причине за столетия мыслители так мало приблизились к её сути – они пытались изучать и описывать метафору попросту непригодными средствами. Самые содержательные, интересные мысли исследователей метафоры сами всегда выражались в форме метафоры. Вот, например, выдержка из известной статьи "Метафора" философа Макса Блэка, опубликованной в середине 20-го века:
Предположим, что я смотрю на ночное небо через закопченное стекло, на котором в некоторых местах прорисованы чистые линии. Тогда я буду видеть только те звезды, которые лежат на этих линиях, а картину звездного неба можно будет рассматривать как организованную системой этих линий. Нельзя ли считать метафору таким же стеклом, а систему общепринятых ассоциаций фокусного слова — сетью прочерченных линий?
Так Блэк выразил ключевую идею своего понимания метафоры. Теперь этот подход именуют "теорией концептуального смешивания", но несмотря на наукообразные названия, его суть заключается именно в этой метафоре о метафоре Макса Блэка: метафора – это закопченное стекло с прочерченными на нём линиями. При этом он сам проницательно замечает:
Я не вижу ничего плохого в использовании метафор в разговоре о метафоре. Наоборот, их надо использовать сразу несколько, чтобы предупредить однобокость понимания.
А вот метафора о метафоре Хосе Ортеги-и-Гассета:
Метафора служит тем орудием мысли, при помощи которого нам удается достигнуть самых отдаленных участков нашего концептуального поля. Объекты, к нам близкие, легко постигаемые, открывают мысли доступ к далеким и ускользающим от нас понятиям. Метафора удлиняет «руку» интеллекта; ее роль в логике может быть уподоблена удочке или винтовке.
Ещё один красноречивый пример – выдержка из статьи философа Дональда Дэвидсона "Что означают метафоры", в которой он спорит с Блэком, утверждая, что метафора не создает никаких новых смыслов и означает именно то, что означают слова, из которых она состоит. Но вдруг Дэвидсон перестает рассуждать о лингвистике и говорит:
Метафоре присуща следующая эстетическая особенность: она заставляет читателя каждый раз реагировать и испытывать чувство новизны, подобно тому, как мы, вновь и вновь слушая 94-ю симфонию Гайдна, испытываем восхищение при появлении обманчиво знакомых каденций.
Он точно подметил характерную черту хорошей метафоры - её постоянно сохраняющуюся "свежесть". Чтобы выразить свою мысль (на мой взгляд, самую яркую во всей статье), ему пришлось воспользоваться сравнением метафоры с мелодией - как и Блэк, Дэвидсон предлагает нам метафору о метафоре.
Истинные мастера метафоры никогда не пробовали описывать её суть логически корректно, рационально - как Гёте или Пушкин. А когда мыслители, "по долгу службы" вынужденные быть логически корректными, начинают говорить о метафоре, для выражения своих идей им всё же приходится прибегать к ней самой, к метафоре.
Извлекём из этого урок. Говоря о метафоре, мы будем осознанно пользоваться самой метафорой. Мы не будем пытаться говорить о ней только логически строго и рационально корректно - дабы не упустить её суть, её ключевые свойства. Если в результате наших поисков мы построим новую теорию метафоры, то это будет метафорическая, а не логическая теория метафоры, это будет метафора о метафоре. И только такая теория метафоры возможна.
Роман Уфимцев
1
Отличная статья
Спасибо за понятное объяснение. У вас четко и по делу. Спасибо! Определение хорошее и вот здесь http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/109-2012-09-18-07-19-50.html.
Читается интересно.
Анастасия 
Анастасия pycckoeslovo@mail.ru (18.07.2018 10:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER