КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 1. Метафора
Что сопоставляет метафора
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
1.7 Что сопоставляет метафора
 
Принято считать, что метафора сопоставляет два предмета или две вещи. В самом деле, возьмем метафору Остапа Бендера "Железный конь идет на смену крестьянской лошадке". В метафорическом выражении "железный конь", кажется, легко определить, какие два предмета или вещи поставлены в соответствие: первый предмет - это трактор, второй предмет - реальный конь. И трактор и конь - это ясно определимые конкретные предметы мира.
Однако, не все метафоры основываются на столь отчетливых объектах. В метафоре, сравнивающей душу человека с чашей метафорические объекты далеко не так ясно определены. Если чаша - вполне конкретный ясный материальный предмет, то душа - метафизическое понятие и её нельзя назвать "предметом" или "вещью". Тем не менее, метафора ни в коей мере не становится от этого хуже. А в метафоре, которая сравнивает течение времени с течением реки сопоставляемые "предметы" и вовсе трудно определимы.
Мы видим, таким образом, что метафора может с успехом роднить материальное - с метафизическим, ограниченное - с неограниченным и  говорить о том, что метафора основывается на сопоставлении вещей или предметов (которые воспринимаются как нечто ограниченное, конкретное) невозможно .
Поэтому в современной теории метафоры принято говорить не о вещах или объектах метафоры, но о "концептуальных областях" или "пространствах" или просто концептах (от лат. conceptio - понимание, система). Если внимательней приглядываться к тому, что делает метафора, то мы заметим, что она сопоставляет не два предмета, но скорее две системы понятий, которые соответствуют различным областям опыта, это и есть концепты или концептуальные пространства. У Остапа Бендера железный конь - это метафорический образ, соединяющий воедино не трактор и коня, а два различных концепта: традиционный крестьянский уклад, который символизируется предметом "конь" и новый индустриальный порядок, символом которого является железный трактор. И конь и трактор являются только частью тех концептов, которые они символизируют.
В метафоре "человек - это волк" сопоставляются не только сами существа, но и их концепты - устремления и привычки, среда обитания и т.д. При этом метафора привносит в концепт волка человеческие антропоморфные мотивы, а в концепт человека - "законы волчьих стай".
С формальной точки зрения,  концепт - это система понятий с определенным множеством разрешенных связей или операций между ними . Например, концепт шахматной игры включает в себя понятия доски, хода, различных фигур. Шахматные понятия связаны системой принятых в шахматах операций и правил. Метафора привносит в один концепт разрешенные операции из другого.
Когда американский теоретик геополитики З.Бжезинский назвал свою знаменитую книгу "Великая шахматная доска", он привнес в геополитику концепт шахмат. Речь идет не только о двухполярности, "черно-белости". Шахматная метафора тянет за собой все особенности шахматного мышления, которые порой не слишком уместны, даже опасны в реальной геополитике: в шахматах оба игрока не могут выиграть или проиграть одновременно, а в реальности именно это чаще всего и происходит. В шахматах игроки ходят поочередно, за каждый ход двигается лишь одна фигура, а в жизни множество событий развивается одновременно. И наконец, фигуры в шахматах ходят по известным и одинаковым для обоих игроков правилам.
Если бы кто-то хотел эффективно противостоять американской геополитике, ему следовало бы действовать так, чтобы привычный шахматный концепт приводил американцев к ошибкам: выступать не одним хорошо определенным соперником, а рассыпаться на множество конфликтующих между собой противников; действовать не последовательно и не синхронизируя свои действия с ходами американцев, а параллельно и асинхронно; постоянно нарушать все "правила игры", особенно те из них, исполнения которых ожидает противная сторона. Не с этой ли трудностью сталкиваются американцы по всему миру сегодня, когда у них больше нет одного хорошо определенного соперника по игре в шахматы на мировой доске?
Далее мы еще вернёмся к понятию концептуального пространства и обсудим его детальнее.
Взгляд на метафору как на сопоставление концептов, а не объектов - шаг вперед. Будучи отпрыском традиционного структурного подхода к метафоре, о котором будет сказано далее, он помогает понять, как метафоры расшифровываются. Расшифровка - важная часть всего дела, но мы по-прежнему не знаем, как найти хорошую метафору. Поэтому, имея перед собой не теоретические, а практические задачи, нужно двигаться дальше.
Роман Уфимцев
1
Отличная статья
Спасибо за понятное объяснение. У вас четко и по делу. Спасибо! Определение хорошее и вот здесь http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/109-2012-09-18-07-19-50.html.
Читается интересно.
Анастасия 
Анастасия pycckoeslovo@mail.ru (18.07.2018 10:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER