КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 1. Метафора
Оправдание метафоры
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
1.9 Оправдание метафоры
 
Всеобщая история это история нескольких метафор.
Хорхе Луис Борхес
Люди склонны верить, что мир устроен как-то единообразно. Именно это является основой метафор, мы верим: что можно сказать об одной вещи, можно сказать и о совершенно другой.
Люди всегда ощущали единообразие устройства мира, но каждая цивилизация и эпоха находила свои универсальные законы мироздания. Выраженные в мифах, в духовных и философских текстах своего времени, они образовывали парадигму цивилизации и становились оправданием принятых в ней аналогий и метафор - сперва философских и научных, а потом и бытовых.
Парадигма - это ключевая, корневая концепция, определяющая интеллектуальные привычки, традиции мышления, мировосприятие своего времени. Этот термин ввел в обиход Томас Кун. В книге "Структура научных революций" он показал, как одна научная парадигма естественным образом сменяет другую, что приводит к переосмыслению предмета и методов науки. Аналогично происходит смена культурных парадигм и вместе с ними изменяется мировоззрение общества.
Этой картинкой-перевертышем Томас Кун проиллюстрировал революционный процесс смены парадигмы. Вот, мы видим утку, а потом происходит переключение парадигмы и теперь перед нами уже кролик. Картинка не изменилась, но изменилась парадигма.
Почему мир единообразен и закономерен, а не просто хаотическое нагромождение неповторимых бесформенностей? Посмотрим, как отвечали на этот вопрос в разные эпохи западной цивилизации.
До начала эпохи Возрождения общее миропонимание можно выразить словом “царство”. Вселенная представлялась иерархически устроенным государством, в котором все находится на своем определенном месте и даже планеты находятся на соответствующем “государственном посту”, выполняют свои обязанности и соподчиняются друг другу. Вся природа, каждая былинка, отвечала общему нравственному миропорядку. Возможно, в средние века, людьми двигало стремление завершить строительство единого вселенского царства, желание установить во всем единый материальный и духовный иерархический порядок. Именно это стремление, а не только мракобесие, руководило инквизицией, за этим отправлялись в крестовые походы, а исследователи тех времен страстно искали в неживой природе поводы к своим нравственным аллегориям.
Эпоха Просвещения принесла образ машины и тут не только вселенная и природа, но и сам человек стал превращаться в куклу, двигающуюся благодаря неведомому часовому мастеру – начало этому процессу положил Гален, описавший работу системы кровообращения в механических терминах безо всякой метафизики. Замечательные успехи того времени быстро обновляли мир. В Англии была изобретена паровая машина – и она стала замечательным символом всей эпохи. Та же Англия начала обширную колониальную экспансию, заглатывая в себя, словно паровая машина в топку, ресурсы со всех краев света, горделиво наслаждаясь своей мощью. Интересно, что колониальное освоение мира стало возможно лишь после того, как изменилось общее настроение: теперь каждая часть мира, каждый народ – это шестерня машины, а не непослушный и неверный слуга в едином вселенском царстве. Его не нужно обращать в свою веру, если он функционирует как следует, то от него не нужно ничего другого.
В Эпоху Просвещения весь мир виделся хорошо устроенной механической шкатулкой, а Творение представлялось как "импет" вечному двигателю вселенной, после которого она развивается самостоятельно по законам универсальной механики, как часы после завода.
Когда же в первой половине двадцатого века механистический взгляд дошел до своего предела, когда и сама душа человека представилась машиной, тогда страшная мировая война сотрясла механическую парадигму человечества, и на сцене появилась ныне продолжающая набирать силу новая парадигма: вселенная стала организмом. В ней все оказывается взаимосвязанным и уравновешенным, она растет, развивается и в ней открываются все новые и новые грани. Земля представилась живой клеточкой вселенского организма, человек стал клеточкой Земли, а сама живая клетка стала образом, накладывающим отпечаток на все современное мышление – наступила эра экологии и поисков равновесия с природой. Теперь уже человечество не ищет мощи, но устойчивости и экономичности, рискуя, как переросший фикус, вывалиться из своей кадки. Такой образ мира принято называть “органической парадигмой”, хотя различных названий придумано множество. Главной же задачей человечества в наши дни считается обеспечение устойчивого, бескризисного развития в условиях ограниченных ресурсов.
Нет смысла оценивать истинность или ложность той или иной парадигмы. Каждая естественно возникала в свое время и каждая дала цивилизации богатые плоды. Парадигма внушает убеждения об общих чертах в разнообразии мира и становится основанием характерного букета аналогий и метафор своего времени. За каждой парадигмой стоит универсальная концептуальная структура, с которой сравниваются все остальные явления мира. Особенность этой структуры определяет те качества мира, которым мыслители эпохи уделяют большее внимание.
Каждая парадигма сама по себе является метафорой. Парадигма - это метафора мира, в которую верят люди: мир как царство, мир как машина, мир как организм...
Роман Уфимцев
1
Отличная статья
Спасибо за понятное объяснение. У вас четко и по делу. Спасибо! Определение хорошее и вот здесь http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/109-2012-09-18-07-19-50.html.
Читается интересно.
Анастасия 
Анастасия pycckoeslovo@mail.ru (18.07.2018 10:19)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER