КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 2. Гештальт
Неверные понимания
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
2.2 Неверные понимания
 
Гештальт – уникальное понятие, которое может открыть великолепную по богатству и возможностям перспективу на социальные, психологические, даже естественнонаучные проблемы. Однако, лишь при условии, что смысл этого понятия будет принят правильно. Самая распространенная ошибка, которую очень часто можно встретить в исследовательских работах и даже в энциклопедиях - отождествление гештальта и структуры. Вот, например, выдержка из словаря психологических терминов:
Гештальт (от нем. Gestalt— образ, форма) — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.
Поверхностное понимание гештальта также часто вызвано неверно понятыми словами гештальт-теоретиков о том, что вещь как целое отличается от суммы составляющих её частей. Эта идея очень напоминает известное высказывание Аристотеля, что вносит путаницу. Аристотель, говоря о принципах структурного и иерархического строения вещей писал:
Целое больше, чем сумма своих частей.
Мысль Аристотеля вполне ясна и бесспорна: он говорил о том, что свойства целой структуры не являются простой суммой свойств составляющих её элементов. Действительно, свойства молотка как целого предмета больше, чем свойства составляющих его деталей. Молотком можно удобно забивать гвозди, а его деталями, ручкой и головкой – нет. Поэтому, когда гештальт-теоретики стали говорить о целом, которое отличается от суммы частей, их идея была сразу принята в свете классической формулы Аристотеля. Но гештальт – это не целое, которое больше суммы своих частей, это целое, которое совершенно другое, нежели сумма частей. С самого начала гештальтистам приходилось обращать внимание на неверное понимание их термина. Как в 1935 г. писал Коффка:
Говорят: целое больше, чем сумма частей. Но правильнее говорить, что целое – это нечто иное, нежели сумма частей, потому что суммирование – лишенная смысла процедура, в то время как отношения между целым и частями наполнено смыслом.
В своих определениях смысла термина гештальт, гештальт-теоретики всячески старались подчеркнуть, что они говорят о целостностях, которые не следует понимать как надстройку над структурной суммой элементов, составляющих вещь. Целое, которое больше суммы частей – это лишь надстройка над структурной суммой элементов, образующих вещь. Гештальт не является такой надстройкой, он не больше этой суммы, он вообще другой, недели эта структурная сумма. Или, говоря определеннее,  гештальт не является производной структурного строения вещей, он существует отдельно и параллельно структурному строению .
Мелодия как гештальт – это не структурная надстройка над совокупностью отдельных нот, и мелодия не "больше", чем сумма нот, она независима от них, она другая, нежели ноты и их сумма. Она словно из другого мира, нежели ноты. Мелодия способна вызывать эмоции, в ней есть эстетика, а в отдельных нотах нет ни того, ни другого. Мы можем составить из нот сколько угодно структурных комбинаций, и каждая из них будет больше, нежели сумма нот - как и говорил Аристотель. Но лишь некоторые из этих комбинаций будут обладать мелодией, будут содержать гештальт. Это значит, что структура объектов и их гештальт – две разные вещи, не являющиеся простыми производными друг друга.
Ещё раз подчеркнем это на геометрической аналогии:
Пусть ноты - это точки, а их положение на листе соответствует высоте нот, их длительности, громкости и т.д. Тогда даже из трёх нот мы можем составить бесчисленное количество возможных комбинаций. Каждая из этих комбинаций будет представлять собой фигуру или структуру, образованную тремя точками-нотами. В каждой из них появляются пространственные свойства, которых не было в исходной комбинации точек-нот – всё в соответствии с высказыванием Аристотеля. Однако, только некоторые из этих структур будут выражать мелодию - только те из них, структура которых будет соответствовать особым требованиям простоты, симметрии, пропорциональности. Тогда эти избранные структуры будут соответствовать определенному мелодическому гештальту и превратятся в музыку. Мелодии оказываются не простой структурной надстройкой над любой комбинацией нот,  мелодии словно предъявляют некие особые требования к тем структурам, в которых могут проявится . Гештальты-мелодии происходят из другого источника, нежели структуры и тогда, когда они с ними достигают согласия, получается музыка.
Мы живем в другом культурном контексте, нежели контекст Германии начала 20-го века, и нам ещё легче неверно истолковать определения гештальта, данные основателями гештальт-теории. Поэтому, сегодня следовало бы иначе определять отношения между структурными элементами вещей и их гештальтом, например так:
Гештальт – это целостность, которое имеет совершенно другую природу, нежели структурная сумма составляющих вещь частей. Не каждая структура обладает гештальтом, хотя каждая как целое – больше, чем сумма своих частей.
Роман Уфимцев
1
Благодарность)
Спасибо большое! То что надо! на остальных сайтах херня какая-то)))
Аноним) (13.05.2012 17:53)
2
Всё новое - хорошо забытое старое
Зачем изобретать велосипед, когда лучше обратиться к наследию предков?!
В их трудах есть всё, что с таким надрывом пытаются изобрести (или заболтать) современные новодельщики и гораздо, гораздо большее. "Морфогенетическое поле" - это просто Астрал. Гештальт - эргрегор. И т.д. и т.п.
Все проблемы ищущих в зазеркалье в том, что они научены думать, что в древности была дремучая дикость, а сейчас век прогресса и просвещения. На деле - всё ровно наоборот. В трудах древних есть такое, что нам пока и не снилось. И вообще - копайте родную славянскую культуру. Найти истотные неуничтоженные и незаболтанные (нечаромутные) знания в ней нелегко. Но это поистине безценное наследие космических миров, отточенное за целую вечность.
Казак (6.12.2013 11:25)
3
К понятию гештальта
Разве не учат психологи в институтах на основах нейрофизиологии про сукцессивное и симультантное восприятие? При симультантном, человек сразу воспринимает целостный образ (который позже может анализировать), при сукцессивном - идет индуктивным методом - от частей к целостному образу. Конечно, Гете, в силу объективных причин, не знал, но сегодня-то... как то некрасиво забывать прописные истины. Да и Аристотеля тревожить - не совсем корректно. Целое "больше", чем сумма - это тот краеугольный камень - системный эффект, на котором стоит наука систематика. Любая разработка любой системы имеет конечной целью не только упорядочивание элементов, но и получение системного эффекта - новых, иногда неожиданных качеств. По поводу музыки. При всей моей отдаленности от этого искусства, даже я знаю, что три ноты - это аккорд, который может быть гармоничным или не быть таковым, что определяется законами гармонии, то бишь, математики. А уж, больше 3-х звуков - тем более - сплошная математика: что к чему идет, а что и не очень, как платья дамам. Так, что, с гештальтом, уважаемые психологи, как-то не убедительно. Разве что, может есть более современные нейрофизиологические объяснения?
Аnonуmоus rada.chudnaya@rambler.ru (8.02.2016 16:23)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER