КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 2. Гештальт
Гештальт вне пространства
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
2.5 Гештальт вне пространства
 
Отношение гештальта к пространству и времени также принципиально отличает его от структур.
Что есть пространство? Обычно оно понимается как вместилище предметов, как ровная пустота, в которой пребывают все материальные вещи мира. При этом наше представление о пространстве тесно связано со структурным, множественным взглядом на вещи: чтобы видеть, ощущать пространство, знать о его существовании, нам необходима множественность вещей. Требуется по меньшей мере два предмета, чтобы увидеть вместительную пустоту пространства в промежутке между ними. Если вообразить, что всё пространство как вместилище занято только одной вещью, одним предметом, в котором нельзя выделить отдельные части и который невозможно соотнести с другими предметами, тут же возможность наблюдать пространство исчезает: мы не сможем оценить ни его протяженности, потому что нам нечем будет ее оценить, ни его вместительность, потому что у нас только один предмет и ничего больше.
Когда мы переходим от множественного, структурного взгляда на мир к гештальтному, целостному, пространство теряет возможность проявиться. Гештальт не имеет составных частей, он единственен, и способность пространства вмещать различные предметы, соотносить их друг с другом, для гештальта оказывается лишенной смысла.  Гештальт не соотносится с пространством, он является вне-пространственной сущностью .
Однако, как заметил Иммануил Кант, пространство является для людей необходимой категорией, без которой мы не способны организовывать свои мысли, попросту не можем ни о чём думать. Любую вещь, о которой мы мыслим, мы помещаем в реальное или воображаемое пространство. Оно выступает в роли чистого листа бумаги, на котором мы рисуем свои представления о мире, о соотношении вещей в нём. Например, мы располагаем свои знания о предметах физического мира, об их местоположении, размерах на "листе" физического пространства - реального или внутренне представляемого. Свои представления об общественных объектах и явлениях мы расставляем на листе воображаемого "социального пространства" и т.п.
Пространство является необходимой для мышления категорией, а гештальт имеет вне-пространственную природу. Как мы тогда можем мыслить о нём, воспринимать его? Единственный возможный ответ:  мы мыслим и воспринимаем гештальт как бесконечную, неограниченную в пространстве и поэтому не имеющую определенного пространственного местоположения сущность . В отличие от структур, которые всегда конечны и занимают конкретную область, гештальт охватывает всё пространство, у него нет границ. Или, говоря иначе, гештальт любой вещи как абсолютная целостность выражает целостность всего мира.
Глядя на дерево как на биологическую структуру, мы видим его как предмет ограниченных размеров, занимающий только маленькую область мира. Но глядя на него как на гештальт, мы должны охватить вниманием весь мир, потому что гештальт дерева не имеет границ, он буквально "простирает свои ветви" на весь мир.
Звучит довольно эзотерически, но вот ещё пример. Должно быть так: элементарная частица, электрон, лишь тогда ничтожно мал, когда проявляет себя как структура. Но когда он проявляет себя как гештальт, он "размазывается" на всю вселенную. И о том, что нечто подобное действительно случается с электронами, когда они одновременно присутствуют во всех точках мира, говорят не гештальт-теоретики, а физики – люди, занимающиеся одной из самых структурно-ориентированных наук. И не только говорят, но находят этому опытные подтверждения.
Итак, гештальт, существуя вне пространства, но спроецированный на пространство, теряет конкретность местоположения и границы, представляется бесконечным. И при этом он, парадоксальным образом может быть связанным с той или иной структурой, имеющей конечный размер и определенное местоположение (может быть, потому что гештальты вполне могут существовать и самостоятельно, не привязанные к определенным структурам).
Этот парадокс лежит в основе отношений гештальта и структуры. Наше восприятие и мышление, использующее как структурный, так и гештальтный взгляд на вещи, часто использует очевидный способ его обходить: мы бессознательно "собираем", "стягиваем", локализуем бесконечный гештальт к месту и размеру связанной с ним структуры. Так он, с одной стороны по-прежнему остается в принципе бесконечным, размазанным по всему пространству, но с другой - обретает некоторую конкретность размера и местоположения:
Локализуя гештальт подобно "ауре" вокруг структур, восприятие предлагает нам компромисс, согласующий бесконечность гештальта и конечность структур. Вот как это происходит в элементарном сенсорном опыте: рассмотрим фигуру ниже сначала как структуру, а затем попробуем взглянуть на него как на гештальт.
Чтобы настроить восприятие на структуру фигуры, следует её словесно описать, перечисляя её составные части или посчитать их. Мы говорили, о том, что языковые конструкции сами являются структурами и поэтому вербализация, словесное описание вещей, настраивает восприятие и мышление на структурную сторону реальности:
Наше словесное описание фигуры в конечном итоге сведётся к описанию следующей структуры:
Структура имеет совершенно определённое местоположение и размер - наше восприятие не испытывает в этом отношении никакой неопределённости.
Теперь попробуйте взглянуть на эту фигуру как целостность. Для этого попробуйте охватить вниманием её целиком и на секунду остановить внутренние вербализации. Обычно в такие моменты наше восприятие "расширятеся" и вокруг видимых деталей изображения возникают воображаемые дополнения, которые накладывают тот или иной смысл на детали фигуры. Например,.. (раскройте примеры)
Примеры переживания целостности
Так:
Или:
Разумеется, это только некоторые возможности.
 Эти воображаемые дополнения не являются гештальтом, они им вызываются . Так - накладывая образы, смыслы на вещь - наше сознание реагирует на восприятие гештальта.
Попробуйте мысленно определить местоположение силы, порождающей эти воображаемые дополнения к фигуре - где они локализуются, где они проявляются интенсивнее всего? И вы можете получить примерно следующую картину:
Как мы говорили, стягивая гештальт в колоколообразную форму, восприятие справляется с парадоксом между ограниченностью структуры и бесконечностью гештальта. Однако, при достаточно внимательном само-наблюдении можно заметить, что в чистом виде целостность этой фигуры переживается не в окрестностях её визуальных деталей, а по всему визуальному полю, словно действительно охватывая всё пространство, как и положено гештальту.
Обратимся теперь к отношению гештальта и времени. В западной культуре время переживается как бесконечная протяженность, как направленная в одну сторону стрела времени. Главным образом, этому способствовало изобретение письменности и других последовательных средств фиксации опыта и переживаний. Напротив, языческие культуры скорее опирались на циклическое переживание времени, которое диктуется природными регулярностями. Между линейной и циклической моделью времени есть различия, но обе они представляют протяженность, разновидность одномерного пространства (в действительности, в нашей культуре две модели времени - линейная и циклическая – смешаны и это приводит к некоторым интересным следствиям).
Как и в случае обычного пространства, мы можем воспринимать вещи и события во времени структурно или гештальтно. Когда мы видим события и вещи как структуры, у них имеется конкретная длительность и местоположение в потоке времени. Напротив, когда мы смотрим на них как на гештальт, хронология вещей "размазывается" на всю вечность. И также, парадокс соотношения между структурой и гештальтом наше восприятие решает, хронологически локализуя гештальт вокруг структуры событий. Структура события – это описание череды происходящего в форме множественных хронологически выстроенных явлений:
Хорошим примером структуры, разворачивающейся во времени, является музыка. Её составными элементами являются отдельные ноты. Мелодии – гештальты, соответствующие музыкальным структурам. Наверное, каждый вспомнит пример того, как настроение, дух любимой музыки продолжает "ощущаться" даже после того, как она закончилась. Так переживается нелокальность музыкального гештальта.
На пересечении пространства и времени лежит феномен движения. Движение одновременно разворачивается и в пространстве и во времени. Очень показательно, что основополагающим опытом гештальт-теории стал эксперимент, проведенный Максом Вертгеймером с восприятием мнимого стробоскопического движения.
Суть опыта заключалась в том, что испытуемым предлагалось наблюдать несколько последовательно вспыхивающих на темном фоне световых пятен, расположенных в один ряд, причём пятна вспыхивали последовательно. Начиная с длинных промежутков времени между вспышками, Вертгеймер постепенно их уменьшал, до тех пор, пока испытуемый не сообщал о том, что он видит не последовательно вспыхивающие отдельные пятна, а одно движущееся пятно света. Переход от восприятия многих неподвижных пятен к одному движущемуся происходил резко и в довольно схожий для разных людей момент, когда промежутки времени между вспышками сокращались до определённой критической планки. Этим результатом Вертгеймер демонстрировал, что восприятие движения является не результатом какого-то суммирования восприятий отдельных вспышек, а появляется как пороговый эффект, целостно, как гештальт движения.
Вот как это выглядит на диаграмме расстояние-время:
До определённого момента мы воспринимаем вспышки как множественную пространственно-временную структуру. После определённого порога, когда структурный взгляд достигает физических ограничений зрения, восприятие перестраивается в гештальт-модальность и мы начинаем видеть только одно движущееся пятно. При этом гештальт движения, как и всякий гештальт, имеет вне-пространственную и вне-временную природу, но компромиссно локализуется в районе воспринимаемой структуры - наблюдамое движение как облако "обволакивает" исходную структуру.
Опыт Вертгеймера: большой промежуток между вспышками
Опыт Вертгеймера: маленький промежуток между вспышками
К сожалению, анимацию не удалось ещё ускорить, но разница с медленным вариантом очевидна. Эффект можно усилить, если не глядеть на пятна прямо, а только боковым зрением. Попробуйте определить: воспринимается ли движение внутри движущегося пятна или оно скорее вокруг структуры?
Гештальты существуют вне пространства и времени. Они просты и не подвержены изменениям, если изменение понимать как перестройку структуры, ведь у гештальтов её нет (но отсутствие структурных изменений вовсе не означает каменной неподвижности и отсутствие динамики). Эти свойства чрезвычайно напоминают метафизические свойства идей или первообразов Платона, который считал, что над миром существует Гиперурания, сфера идей, которая содержит идеальные, вечные праобразы вещей. Они накладываются на бесформенную субстанцию мира и порождают всё видимое многообразие реальности. В частности, одной из таких идей Платон считал душу человека.
Далее мы убедимся в том, что Платон был, кажется, прав, и обрисуем некоторые "особенности ландшафта" страны Гиперурании.
Роман Уфимцев
1
Благодарность)
Спасибо большое! То что надо! на остальных сайтах херня какая-то)))
Аноним) (13.05.2012 17:53)
2
Всё новое - хорошо забытое старое
Зачем изобретать велосипед, когда лучше обратиться к наследию предков?!
В их трудах есть всё, что с таким надрывом пытаются изобрести (или заболтать) современные новодельщики и гораздо, гораздо большее. "Морфогенетическое поле" - это просто Астрал. Гештальт - эргрегор. И т.д. и т.п.
Все проблемы ищущих в зазеркалье в том, что они научены думать, что в древности была дремучая дикость, а сейчас век прогресса и просвещения. На деле - всё ровно наоборот. В трудах древних есть такое, что нам пока и не снилось. И вообще - копайте родную славянскую культуру. Найти истотные неуничтоженные и незаболтанные (нечаромутные) знания в ней нелегко. Но это поистине безценное наследие космических миров, отточенное за целую вечность.
Казак (6.12.2013 11:25)
3
К понятию гештальта
Разве не учат психологи в институтах на основах нейрофизиологии про сукцессивное и симультантное восприятие? При симультантном, человек сразу воспринимает целостный образ (который позже может анализировать), при сукцессивном - идет индуктивным методом - от частей к целостному образу. Конечно, Гете, в силу объективных причин, не знал, но сегодня-то... как то некрасиво забывать прописные истины. Да и Аристотеля тревожить - не совсем корректно. Целое "больше", чем сумма - это тот краеугольный камень - системный эффект, на котором стоит наука систематика. Любая разработка любой системы имеет конечной целью не только упорядочивание элементов, но и получение системного эффекта - новых, иногда неожиданных качеств. По поводу музыки. При всей моей отдаленности от этого искусства, даже я знаю, что три ноты - это аккорд, который может быть гармоничным или не быть таковым, что определяется законами гармонии, то бишь, математики. А уж, больше 3-х звуков - тем более - сплошная математика: что к чему идет, а что и не очень, как платья дамам. Так, что, с гештальтом, уважаемые психологи, как-то не убедительно. Разве что, может есть более современные нейрофизиологические объяснения?
Аnonуmоus rada.chudnaya@rambler.ru (8.02.2016 16:23)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER