КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 2. Гештальт
Гештальт и симметрия
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
2.7 Гештальт и симметрия
Темы:
Среди других пониманий гештальта это – одно из наиболее глубоких и плодотворных.
В общепринятом смысле, симметрия – это сходство геометрической формы различных частей предмета. Существует множество различных видов симметрии. Лист березы симметричен относительно центрального русла листа, права и левая его половинки зеркально симметричны друг другу. Квадрат и другие правильные многоугольники обладают симметрией вращения - при его повороте на прямые углы относительно центра, он будет совпадать сам с собой. Существуют виды симметрии, которым не нужен центр или ось, например, бесконечная решетка из пересекающихся на равном расстоянии вертикалей и горизонталей обладает симметрией сдвига: сдвигая ее на длину одной или нескольких ячеек, мы будем получать ту же картину решетки. Таким видом симметрии, например, обладают кристаллы. Особой разновидностью этого типа симметрии является ритм, он представляет собой симметрию сдвига во времени.
Далее, обобщая понятие симметрии, можно говорить о том, что симметричны, например, молекулы воды в сосуде: каждая частица жидкости схожа с другой – по форме, по строению, по свойствам. То есть, симметрию можно рассматривать не только как геометрическое свойство, но как сходство частей структуры в общем смысле.
Асимметрия понимается как отсутствие симметрии. Однако, это не просто отсутствие симметрии. В действительности, асимметрия – другое проявление симметрии, и как симметрия может быть разных типов, разной может быть и асимметрия. Например, круг обладает высшим типом симметрии вращения среди других плоских фигур: он совпадает сам с собой при повороте на любой угол относительно центра. Правильный восьмиугольник обладает симметрией вращения порядка 8: он совпадает сам с собой при повороте на 7 различных углов плюс один нулевой поворот. Наконец, квадрат обладает симметрией вращения 4:
По отношению к кругу, восьмиугольник менее симметричен, более асимметричен. Но по отношению к квадрату он, напротив, более симметричен, у него ниже степень асимметрии.
Как мы видим, симметрия и асимметрия представляют собой тесно связанные свойства вещей, по сути, просто два разных способа говорить об одном и том же.
Хотя симметрию проще всего описывать как свойство структуры вещей (как тождественность одних частей структуры другим) симметрия не определяется их структурой, как это ни парадоксально звучит.  Симметрия относится только к вещи целиком, это гештальт-качество.  Поэтому, во-первых, одинаковыми видами симметрии могут обладать структурно совершенно различные вещи:
Во-вторых, если из структуры, состоящей из многих элементов, изъять один, то её симметрия не изменится "чуть-чуть", а изменится или разрушится сразу и совершенно - как изменяется или разрушается мелодия, если в ней изменить хотя бы одну только ноту:
То есть, симметрия, как и другие проявления гештальта, обладает пороговым эффектом: минимальное изменение структуры приводит к резкому изменению связанного с нею гештальта.
Глубину связи между гештальтом и симметрией/асимметрией удобно продемонстрировать на примере явления движения. Мы уже познакомились с опытами Вертгеймера, который показал, что движение – это гештальт, целостное переживание, а не свойство структур и их трансформаций. Однако, гештальт-природа движения обнаруживается и в совершенно другой области - в физических законах природы. Совершим небольшой экскурс в физику.
Современная физика уже давно пришла к осознанию огромную роль симметрии в фундаментальных основах природы. Например, законы сохранения, являющиеся столпами всех естественнонаучных дисциплин оказываются глубочайшим образом связанными со свойствами симметрии физического пространства и времени. Простейший пример – закон сохранения импульса. Импульс – механическая величина, равная произведению массы тела на его скорость. Раньше эту величину называли количеством движения, а открытие этого закона принадлежит Ньютону. Вообразим неподвижное ядро, готовое взорваться и разлететься на куски. Его импульс равен нулю, потому что равна нулю его скорость, он неподвижен:
Представим теперь, что снаряд разорвался на две части. Эти части полетят в прямо противоположных направлениях друг от друга, а не под каким-либо иным углом. При этом сумма импульсов каждой из двух частей по-прежнему будет равняться нулю (поскольку только одно направление в системе координат считается положительным, то и скорость одного куска будет положительной, а другого – отрицательной, в сумме получится ноль). Этот закон соблюдается и в движениях планет и в движениях мельчайших частиц материи, это фундаментальный закон мироздания:
Выдающаяся женщина-математик Эмма Нетер в начале 20-го века показала, что этот и прочие законы сохранения (а их современной физике известно более десятка) связаны с симметрическими качествами мира, в частности, закон сохранения импульса связан с изотропностью пространства, то есть с одинаковостью, симметричностью свойств физического пространства по всем направлениям. Попробуем понять как именно.
Вообразим, что куски только что разорвавшегося снаряда повели себя странно: один остался неподвижным, а другой устремился в какую-нибудь сторону. Если мы будем проводить опыт в чистых условиях пустого пространства, в котором нет трения и силы тяжести, то это – чистая фантазия. Но если бы это все же случилось, что бы это значило?  Это бы означало, что отлетающий кусок выбрал как-то одно из бесконечного числа возможных направлений и устремился именно по нему, а значит, пространство не во все стороны одинаково.  Многочисленные опыты, которые проводятся до сих пор показывают: такого никогда не случается, а значит, пространство во все стороны одинаково, симметрично, и если один кусок устремляется в одну сторону, другой кусок отлетает в прямо противоположную, так что общее количество движения остается неизменным – пространство не изменяет его. Самое интересное здесь заключается в том, что пространство ведет себя так, чтобы сохранить суммарно неизменной количество движения, импульс, а не какую-то другую характеристику движущегося предмета, скажем, скорость. Для мира оказывается важным сохранить симметрию именно в отношении количества движения.
С каждым известным науке законом сохранения связана такая “чувствительная” для мироздания величина, они не меняются сами по себе и называются инвариантами. В естественной науке они выражаются числами и формулами: импульс, момент импульса, энергия, заряд и т.д. Каждый из этих инвариантов оказывается исключительно важным для описания состояния физической системы и для предсказания ее поведения в будущем. Вселенная ведет себя так, чтобы сохранять эти инварианты, они имеют отношение к самой сути физической реальности.
 Суть движения – нарушение симметрии пространства : движение выделяет во всей бесконечности возможных направлений только одно - то, в котором движется вещь. Это понимание, с одной стороны, глубоко соответствует физическому взгляду на явление движения, а с другой - соответствует пониманию движения как гештальта из опытов Вертгеймера. Не часто физика и психология находят такое согласие в своих основах.
Итак, движение как гештальт имеет самое прямое отношение к симметрии/асимметрии. Но возможно, точно также эмоции как гештальты имеют прямое отношение к каким-то симметриям/асимметриям в душевном состоянии человека. Или социальные феномены могут быть отражением каких-то симметрий и инвариантов, управляющих жизнью общества, также, как симметрии и инварианты физического пространства задают основные законы природы. Не этот ли смысл имеет, например, принцип справедливости, который лежит в устоях человеческого общества? Ведь "око за око", "карма" - всё это, по сути, утверждение неизбежной симметрии между действием человека и воздаянием за него. Эти вопросы ещё ждут своего ответа...
В заключение мы упомянем ещё об одном обобщенном типе симметрии, который чрезвычайно важен для понимания отношения гештальта и структуры – это симметрия самоподобия. Самоподобными называются фигуры, части которых по форме совпадают или похожи по форме на фигуру в целом. Например, маленькая ветвь дерева по форме напоминает большую, а та, в свою очередь, похожа по форме на всё дерево целиком. Такие фигуры известны сегодня как фракталы. Симметрия фрактала – это симметрия, не учитывающая размеры вещи и её частей, она сопоставляет формы, не взирая на их масштаб. Как мы увидим далее, самоподобие – весьма полезная концепция для понимания гештальта, ведь гештальт, в отличие от структуры, не имеет определенного размера.
Роман Уфимцев
1
Благодарность)
Спасибо большое! То что надо! на остальных сайтах херня какая-то)))
Аноним) (13.05.2012 17:53)
2
Всё новое - хорошо забытое старое
Зачем изобретать велосипед, когда лучше обратиться к наследию предков?!
В их трудах есть всё, что с таким надрывом пытаются изобрести (или заболтать) современные новодельщики и гораздо, гораздо большее. "Морфогенетическое поле" - это просто Астрал. Гештальт - эргрегор. И т.д. и т.п.
Все проблемы ищущих в зазеркалье в том, что они научены думать, что в древности была дремучая дикость, а сейчас век прогресса и просвещения. На деле - всё ровно наоборот. В трудах древних есть такое, что нам пока и не снилось. И вообще - копайте родную славянскую культуру. Найти истотные неуничтоженные и незаболтанные (нечаромутные) знания в ней нелегко. Но это поистине безценное наследие космических миров, отточенное за целую вечность.
Казак (6.12.2013 11:25)
3
К понятию гештальта
Разве не учат психологи в институтах на основах нейрофизиологии про сукцессивное и симультантное восприятие? При симультантном, человек сразу воспринимает целостный образ (который позже может анализировать), при сукцессивном - идет индуктивным методом - от частей к целостному образу. Конечно, Гете, в силу объективных причин, не знал, но сегодня-то... как то некрасиво забывать прописные истины. Да и Аристотеля тревожить - не совсем корректно. Целое "больше", чем сумма - это тот краеугольный камень - системный эффект, на котором стоит наука систематика. Любая разработка любой системы имеет конечной целью не только упорядочивание элементов, но и получение системного эффекта - новых, иногда неожиданных качеств. По поводу музыки. При всей моей отдаленности от этого искусства, даже я знаю, что три ноты - это аккорд, который может быть гармоничным или не быть таковым, что определяется законами гармонии, то бишь, математики. А уж, больше 3-х звуков - тем более - сплошная математика: что к чему идет, а что и не очень, как платья дамам. Так, что, с гештальтом, уважаемые психологи, как-то не убедительно. Разве что, может есть более современные нейрофизиологические объяснения?
Аnonуmоus rada.chudnaya@rambler.ru (8.02.2016 16:23)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER