КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 3. Восприятие и внимание
Внимание
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
3.2 Внимание
Темы:
Свойства восприятия естественно изучать на примере восприятия внешнего мира – тут его свойства наблюдаются легче всего. И первое, самое очевидное свойство – внимание.
Потенциально наши органы чувств - зрение, слух, осязание и т.д. в каждый момент времени принимают огромный поток информации из окружающего мира - это всё, что физически отражается на сетчатке глаз, все звуки, все ощущения во всех частях тела... Но в обычных условиях мы никогда не воспринимаем всё, что открыто нашим органам чувств сразу – во всяком случае, сознательно. В каждый момент времени восприятие отбирает только часть того, что доступно органам чувств, и только эта избранная часть попадает в наше сознание. Эту отбирающую, упорядочивающую роль играет внимание.  Внимание – это селективная и упорядочивающая сила воспрятия .
Если отставить в сторону какое-то "бессознательное восприятие", которое не связано с сознанием и воспринимает всё и сразу (мы о нём можем только гадать), то селективность восприятия – его важнейшая черта, без которой трудно представить его нормальное функционирование. Таким образом, внимание – ключевое, принципиальное свойство восприятия.
Говоря о внимании, прибегают к различным метафорам. Прежде всего, это метафора внимания как фильтра: внимание отфильтровывает избыток внешних раздражителей, потому что если внимание перестанет это делать, то сознание будет переполнено впечатлениями и просто остановится. То есть, внимание выполняет фильтрующую функцию: оно оберегает наш разум от перегрузки. Эта метафора подчеркивает селективную, отбирающую роль внимания.
Полезна метафора, которая подчеркивает важную упорядочивающую роль внимания: восприятие – это глина, а внимание – это фигура, слепленная из глины. Без внимания восприятие превращается в бесформенную, аморфную субстанцию, которая не может выполнять своей роли – поставлять в наш разум ясные впечатления. Внимание – это форма, которую принимает восприятие. Далее мы увидим, что эта метафора ведёт к более глубокому пониманию вопроса, нежели метафора фильтра.
Наконец, говоря о внимании часто обращаются к метафоре прожектора: оно сравнивается с лучом света, который выхватывает в окружающем мире только некоторые вещи, остальные остаются скрытыми во тьме. Метафора прожектора очень убедительна и наглядна, когда речь идет о ситуациях, в которых мы изучаем какой-то большой незнакомый объект, например, фасад здания. Перемещая взгляд с одной детали на другую, мы действительно словно прожектором выхватываем поочередно те или иные детали фасада. Внимание перемещается по ним как луч света, становится уже, когда мы фокусируем внимание на небольших деталях, или расширяется, когда мы воспринимаем здание как единое целое:
При своей простоте, метафора прожектора демонстрирует нам некоторые фундаментальные свойства внимания – во-первых, его способность менять местоположение своего фокуса, а во-вторых, менять свою форму, в данном случае становиться более широким, рассеянным или узким, сосредоточенным. Однако, как мы далее увидим, метафора прожектора всё же слишком механистична, чтобы описать более тонкие свойства внимания.
Кроме внешних восприятий, люди обладают и внутренними - воображением, воспоминаниями – всем тем, что мы называем "мыслями". Например, лежа в кровати перед сном, мы продолжаем мыслить, а наше сознание - действовать. В такие моменты сознание наполнено почти целиком внутренними восприятиями. И таких моментов в жизни человека множество в течение каждого дня - мы очень часто задумываемся о чём-то, буквально отключаясь от внешнего мира, иногда на секунды, иногда на десятки минут.
Однако, если наше сознание и мышление может длительное время обходиться без внешних восприятий, какую роль в такие моменты играет внимание? Что и где выхватывает прожектор внимания?
Прислушаемся к нашему языку. Мы часто говорим друг другу что-то вроде “Обрати внимание на второго человека справа.” или “Я обратил внимание, что дверь заперта.” Эти выражения прямо соответствуют метафоре прожектора: мы будто предлагаем повернуть прожектор на второго человека справа или рассказываем о том, как повернули прожектор внимания на запертую дверь.
Но говорим ли мы так: “Обрати внимание на воображаемого розового слона”? Или “Я обратил внимание на встречу, которая состоялась три дня назад”? Казалось бы, звучит необычно. Вместо этого мы просто говорим “Вообрази розового слона” или “Я вспомнил встречу три дня назад”. Однако, если проделать несколько простых опытов со своей памятью или воображением, можно заметить, что разница между внешним и внутренним вниманием заключается только в том, что внутреннее внимание дольше добирается до того объекта, на котором нужно зафиксировать "прожектор внимания".
Чтобы обратить внимание на стоящую на столе чашку, нужны доли секунды. Чтобы сфокусировать внимание на позавчерашнем событии может потребоваться несколько секунд или даже минут (а иногда вообще не удается вспомнить его). Однако, когда внимание всё же сфокусировалось на позавчерашнем событии, оно ведет себя совершенно также, как если бы мы его сфокусировали на стоящей перед нами чашке.
Внутреннее внимание ведет себя также, как внешнее - оно выхватывает и удерживает небольшую часть нашего текущего или прошлого опыта. Разница лишь в том, что воспоминаний и воображаемых вещей в миллионы раз больше, чем тех вещей, которые мы можем воспринимать здесь и сейчас вокруг себя. И поэтому внутреннему вниманию иногда нужно гораздо больше времени, чтобы добраться до нужного воспоминания или воображаемого образа.
Итак, внимание – универсальная селективная и упорядочивающая сила, которая контролирует как внешние, так и внутренние восприятия, а следовательно, контролирует всё мышление. Поэтому так важно разобраться с тем, как внимание выполняет свою роль.
Роман Уфимцев
1
расширение метафоры.
по моему все же надо бы признать еще одно свойство. это конкретность метафоры. если мы потеряем именно конкретную составляющую,то теряем почти то же что приобретаем. гвоздь это и гвоздь и ларец марии медичи,и все что угодно еще.именно преодоление противопоставления между бесконечным и единичным, между конкретным и всеобщим есть проблемная часть любого обобщения. здесь я все же ,только для уравновешивания ситуации ,соглашусь с тем ,что глаз кошачий действительно работает как радиоприемник,что вообще то говоря не так уж и абсурдно.Именно упуская конкретное содержание той же поэтической метафоры мы можем пройти и проходим мимо прозрений ,вне образного мышления вне аналитического ,а в ином ,может быть еще неразделенном формате.Пусть нечеткое и примитивное,такое слияние может преодолеть те разрывы которые неминуемо возникнут при освоении мира сконструированного,расчлененного по самому свойству,вложенному в него не природой,а создателем,человеком ,инженером. поэтому я читаю дальше.изредко комментируя.
александр 4650255@mail.ru (30.11.2011 14:58)
2
метафора или образ??
метафора -не образ,она не должна сводиться к воображаемому. иначе -все.мир подобен симфонии радуг и комьев грязных синиц в розово перистом полыхании темноты.,мир подобен телу ,небесному телу любимой женщины.,мир подобен вкусу родного языка таинственному вкусу самого сокровенного,того что мы упускаем искушаемые яблоками и вкусовыми добавками.отделяя сознание от образа поэтика моделирует гештальт созвучиями и танцем рук,напряжением мысли и спины,рокотом ревности и рубежами экспансии в потаенных термитниках радуги.Современные ,и не только современные писатели художники,работали над преодолением ограниченности и языка и тем более образа,который менее пластичен и более консервативен. образ это регресс,но регресс недостаточный,невмещающий неразличения ,рассеяноого и удивленного, мгновенного не сформированного памятью опосредования - тающего отпечатка. отпечатки не могут быть стабильными и самое главное не функциональны. но вот тут и кроется то, что мгновенная схваченность не-вниманием путь познания не менее точный, нежели пристальное наблюдение.Мне не хватает места чтобы проиллюстрировать это замечание "теоремой о камне"Шпильмана.Пинается ли камень,наблюдается ли мир или происходят сложные подмены мира конструкциями ,не существующими в этом случае пинания? в общем видимо ключевым моментом понимания будет момент метафорирования. Где находится пинаемый камень до того как мы решаем его пинать? 
александр 4650255@mail.ru (30.11.2011 15:15)
3
попробую все же.
реальны в смысле чего то корнкретного гештальты или нет.можно ли их пнуть подобно камню,почувствовав отдачу.?или гештальты пинают нас ,сами оставаясь недоступными для ответного воздействия?есть ли отличие пинания от натыкания на гештальт по невнимательности или уж тем более от спотыкание об него в темноте?можно ли нанести прицельный удар по камню илипо нему можно попасть ,только целясь куда то еще?. ответ ,что камень не может быть метафорой гештальта ,меня не успокоит.То что кошачий глаз не радиоприемник- это понятно,но то что он подобен в сознании поэта ,и не различим по выделенным свойствам парению осеннего листа- это тоже верно. поэтому пробуем пнуть гештальт.Что случиться в случае переименования ,некоторые вещи меняют свои свойства а некоторые к ним равнодушны. существует ли гештальт гештальта?(это на тот случай, если гештальт это платоновская идея). Мне все же представляется,что несмотря на поразительное правдоподобие гештальт-картины ,мы не получаем инструмента по преобразованию мира.гештальт не пинается .)))метафора пинается если мы целимся не в нее,это то не о том ,поэтому мир метафоры это мир отколовшегося смысла,переполнившего пустое ведро образа. и расширение метафоры есть ее объективизация не в меньшей мере нежели ее отстранение от форм и соответствий. колесный перестук - молчанье пирамид,девятка, тина, звонкий шип в руке,к прожектору приник и очарован ты,но тусклый свет луны в ночи не победим.
александр 4650255@mail.ru (30.11.2011 15:51)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER