КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Часть 4. Динамика внимания
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
Часть 4. Динамика внимания
Темы:
Механизм нашего обычного познания
имеет природу кинематографическую.

Анри Бергсон
Вернёмся к метафоре внимания как прожектора, выхватывающего из тьмы разные вещи. Тогда содержание восприятия, а значит, и всего мышления – это последовательность фиксаций прожектора. Мы можем её изобразить как последовательность кадров, на каждом из которых запечатлена очередная фиксация прожектора:
Метафора прожектора отлично иллюстрируется опытами, в которых отслеживается движение глаз испытуемых, когда они разглядывают какую-нибудь картинку. Пионером подобных наблюдений был российский психолог Альфред Ярбус и вот пара результатов его экспериментов. На них линиями изображены траектории перемещения взгляда, а узлы на линиях - точки фиксации взгляда:
Но принимая метафору прожектора и киноплёнки, нам следует учесть, что кроме внешних фокусов внимания, когда мы разглядываем фасад здания или голову Нефертити, существуют и внутренние фокусы внимания, когда мы что-то вспоминаем, воображаем, вообще мыслим. Внешние фокусы легко сменяются внутренними, наша мысль двигается от того, что мы видим непосредственно, к тому, что мы припоминаем, и наоборот. Внимание и наша мысль играючи преодолевают преграды между нашим внешним и внутренним миром, словно для них таких преград не существует.
Безусловно, представление о мышлении как о простой линейной последовательности фиксаций внимания - это упрощение. Самонаблюдения наводят на подозрение, что наше сознание одновременно поддерживает несколько взаимодействующих потоков мысли, как минимум два - действительно, сама возможность наблюдать за своим собственным мышлением возможна только в том случае, если какое-то одно внимание наблюдает за изменениями фокусов второго, когда один прожектор используется для наблюдения за работой второго:
Возможно даже, что параллельных потоков мысли не два, а больше, гораздо больше. Может быть, то, что называют бессознательным - это огромное течение, образованное множеством потоков воспрятия, которые остаются вне нашего осознания - а мы замечаем только один или два верхних течения. Когда один из глубинных потоков мысли вдруг приходит к какому-то важному результату, он "всплывает" на поверхность сознания в форме внезапной мысли, идеи, фокуса внимания:
Но как бы то ни было, наши дальнейшие рассуждения будут касаться только того, как происходит смена фокуса внимания, как один кадр плёнки сменяется другим - и они будут применимы для любого количества потоков восприятия и мышления, сколько бы их у нас на самом деле ни было.
Главный теперь для нас вопрос: по каким закономерностям один фокус внимания сменяется другим? Как один кадр “кинопленки сознания” связан со следующим?
Пожалуй, это вообще важнейший вопрос, если мы хотим понять мышление человека. С одной стороны, наше внимание не переключается от одной вещи на другую совершенно случайно. Глядя на яблоки, люди редко вспоминают электрических скатов. С другой стороны, эти переключения и не являются жестко заданными. Глядя на яблоки, мы можем вспомнить прошлое лето в деревне, а можем вспомнить, что нужно купить лимон.
 Тут действуют какие-то “мягкие” закономерности, которые, с одной стороны, не позволяют нашему мышлению превратиться в бессвязный, хаотический набор образов, а с другой – оставляют нам свободу мыслить так или иначе. 
Этот вопрос прямо относится к самой большой загадке человеческой природы: как люди, являясь рациональными существами, остаются свободными? Рациональность – это систематичность, обусловленность, целесообразность в мыслях, поведении. Она подразумевает закономерность смены одной мысли другой, одного поступка - другим. Предельно закономерным и рациональным является робот, в меньшей степени закономерно и целесообразно поведение управляемых рефлексами животных. И человек закономерен и целесообразен. Но при этом он остается свободным – чего не дано ни роботам, ни животным. Если Наука о человеке вообще может существовать, это её главный вопрос.
Мы не будем пытаться его решить полностью. Мы ограничимся только первыми шагами, исследовав те самые "мягкие" закономерности, которые не позволяют нашему мышлению превратиться к хаос, хотя и оставляют нам личную свободу мысли и действия.
Роман Уфимцев
1
КВАДРАТОГОЛОВЫЙ
ОТЛИЧНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я+Я=МЫ anatol_pro (9.10.2012 0:35)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER