КОГНИТИВИСТИдейное ядро²Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Часть 4. Динамика внимания
Умение мыслить метафорами
Прологи: наука о сознании становится точной
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Манифест когнитивиста
.
Узелки на распутку
.
Прологи
.
Степенные законы, распределения Парето и закон Зипфа
.
Когнитивный уровень
.
Мерцающие зоны
.
Органическая логика: резюме
Карта органической логики
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Опус 1/F
.
Anschauung, научный метод Гёте
.
Закон серийности Пауля Каммерера
.
Ранние признаки критических переходов
.
Слабые сигналы
.
Меметика
.
Системный анализ и чувствительные точки
.
Спиральная динамика
.
4.8 Умение мыслить метафорами
Темы:
Интуиция и концепции являются составными частями всех наших знаний, так что ни концепции без соответствующей им интуиции, ни интуиция без концепций, не могут становиться знанием.
Иммануил Кант
Продуктивное мышление - это мышление, способное находить ответы на вопросы, способное находить решение задач, которые перед нами ставит жизнь. И оно является балансом, постоянным взаимодействием двух типов мышления, опирающихся на два основных типа перемещений внимания - метонимический и метафорический.
Если мышление использует только метонимические сдвиги, оно превращается в формальную и бесплодную игру с символическими структурами. Человек с таким мышлением может найти лишь те ответы и решения, которые уже предусмотрены в его концептуальной системе, он не сможет выйти за её пределы и найти нечто совершенно новое. Он превращается в механический вычислитель, мышление которого лишено способности к открытиям и творчеству. Как писал математик Пуанкаре, горячо отстаивавший невозможность сведения к чистой символической логике даже самой логичной из наук, математики:
Чистая логика всегда привела бы нас только к тавтологии; она не могла бы создать ничего нового; сама по себе она не может дать начало никакой науке.
Напротив, если мышление слишком метафорично, человек теряет способность развивать свои идеи, мыслить целенаправленно, доводить свои находки до внятных или полезных идей и решений. Он превращается в поэта-фантазера, который целиком в плену своих смутных образов и метафор.
Продуктивное мышление – это золотая середина, это постоянное чередование двух типов перемещений внимания, двух видов мышления. Это особая культура мышления, в котором есть надежность формальной логики и свобода метафорического полёта. К сожалению, эта культура встречается не так часто.
В наши дни существует перекос в сторону метонимического мышления. Его предпосылки начали складываться со времён Декарта, и окончательно сформировались в конце 19-го и начале 20-го века. Именно тогда свой звездный час переживала наука, построенная на классической логике. В середине 20-го века эстафету подхватила система образования - как в СССР, так и на Западе. Перед подрастающим поколением стояли задачи инженерной, технологической разработки открытий начала 20-го века. Поэтому основной упор был сделан на развитие в школьниках и студентах навыков логического и структурного мышления, которое необходимо в инженерии. К 70-80 годам формально-логическая ориентированность образования в мире достигла предела. И сегодня поколение людей 30-40 лет, получивших образование в те годы, находится под подавляющим влиянием структурного стиля мышления. Но именно это поколение сегодня определяет направления движения общества - в том числе и строит новую систему образования. Таким образом, метонимический перекос в общественном сознании будет сохраняться, хотя необходимость целенаправленного воспитания метафорического и образного мышления уже осознана многими.
Любопытно в этом контексте упомянуть популярную на Западе книжку Дэниела Пинка "Совершенно новый разум: почему люди с правополушарным мышлением будут управлять будущим". Он пишет, что тенденции в современном мире таковы, что в будущем наиболее востребованными людьми будут персоны с развитым правополушарным мышлением. Он называет три причины:
Автоматизация - всё большая автоматизация рутинных операций, которые хорошо получаются у "левополушарных людей" сделает их труд мало востребованным.
Азия - всё большее число процессов и производств, не требующих творчества, переводится в Азию из-за дешевизны тамошней рабочей силы. Хотя вначале туда переводились только самые рутинные производства, но с ростом квалификации рабочей силы в Азию начинают переноситься даже высоко интеллектуальные "левополушарные функции" - такие, как анализ финансовых данных и программирование. Напротив, правополушарные, творческие функции остаются востребованными на Западе.
Общий рост благосостояния - он заставляет покупателей уделять больше внимания не функциональным характеристикам товаров (они у всех практически одинаковы), а таким "правополушарным" свойствам, как дизайн. Следовательно, не левополушарные инженеры, а правополушарные дизайнеры будут более востребованными.
Перечисляя наиболее ценные правополушарные способности, Пинк называет следующие: эмпатия (способность сопереживать, вчувствоваться), дизайн, синтез и контекстное мышление.
Метонимический перекос резко снижает продуктивность мышления современных людей. Вспомним нашу метафору с обезьянкой, в которой метонимической мышление мы сравнивали с умением лазать по кронам деревьев, а метафорическое - перепрыгивать с одного дерева на другое (напомню, тут деревья играют роль различных систем знаний, различных концептуальных структур). Образно говоря, великие мыслители конца 19-го и начала 20-го века взрастили такие огромные концептуальные деревья, что весь 20-й век нам почти не приходилось с них слазить, чтобы добраться до чего-то нового. Однако, сегодня их ресурс исчерпан, бананов больше нет, и нам нужно научиться легко прыгать с одного дерева на другое, чтобы добраться до новых открытий.
Вообразим ситуацию, в которой обезьянке нужно добраться из пункта А в пункт Б так, чтобы не ступать на землю (пусть на земле бродит много хищников). Если обезьянка умеет только лазать по деревьям, она не сможет дойти до пункта Б. Но если она умеет и лазать и прыгать, она в конце концов доберется до пункта назначения, чередуя и лазанье и прыганье:
В этой метафоре в качестве пункта А могут выступать условия какой-то сложной задачи, сложный вопрос, а в качестве пункта Б - решение задачи, ответ на вопрос. Если ответ лежит вне рамок той концептуальной системы, в которой задан вопрос, то для того, чтобы до него добраться способность к метафорическим скачкам просто необходима. Иными словами, если бананы не на том дереве, где сейчас обезьяна, то ей необходимо уметь прыгать на другое.
Однако, даже в пределах одной концептуальной системы навык метафорических скачков очень ценен и экономит интеллектуальные силы и время. Представим, что две обезьянки должны добраться в кроне большого дерева из точки А в точку Б, Одна умеет и лазать и перескакивать с ветки на ветку, вторая - только лазать:
Скачущая обезьянка доберется до бананов в пункте Б гораздо быстрее, чем только лазающая. Тут мы имеем в виду возможность, о которой ещё не говорили: метафорические сдвиги внимания возможны не только между различными концептуальными структурами, но и внутри одной концептуальной структуры, если две её области имеют общий гештальт.
Итак, если наше мышление чересчур полагается на метонимическое ползанье по ветвям концептуальных структур, очень полезно будет научиться свободно метафорически прыгать между ветвями и даже между разными “концептуальными деревьями”.
Роман Уфимцев
1
КВАДРАТОГОЛОВЫЙ
ОТЛИЧНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я+Я=МЫ anatol_pro (9.10.2012 0:35)
2
Отличный текст. Благодарю вас за книгу!
Алиса (13.02.2019 0:18)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER