КОГНИТИВИСТНачинающим¹
Метафора and Beyond
Прологи: наука о сознании становится точной
Метафора and Beyond
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
Азбука гештальта
.
Второй курс
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Рекомендуем
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Метафора and Beyond
Темы:
Нечего скрывать, нашим секретным оружием является метафора.
Она то прямо то косвенно проявляется в разных аспектах нашей работы и когда у меня возникает желание говорить без лукавства, я обязательно указываю на метафору как на ключ ко всей органической логике и когнитивному подходу.
Но каждый раз, когда я говорю с людьми о метафоре, мне как-то не по себе. Я знаю почти наверняка, что меня не поймут правильно. Среди тех, с кем мне доводилось общаться по поводу метафоры за последние лет десять, лишь единицы хоть немного понимали ее суть. Если вы думаете, что это "фигура речи" или "образное сравнение", вы в большинстве.
Для тех, кому я искренне хочу разъяснить, что такое метафора и почему она так важна не только для меня, но и для всего прогрессивного человечества, предназначен этот текст.
Нифига не фигура
Конечно, больше всего о метафоре говорят языковеды. В нашей устной и письменной речи, действительно, множество метафор. Мы без них в общении с друг другом и шагу ступить не можем. Вот она, метафора: "шагу ступить не можем". Это означает: "Без метафор нам практически невозможно общаться". Но насколько интересней, ярче и понятней метафора, чем ее нудная расшифровка! Там, где речь должна быть яркой, когда слова несут не только информационную, но и эмоциональную нагрузку, метафора - незаменимая помощница. Но это полдела. Хорошо известные в кругах специалистов Лакофф и Джонсон на основе скрупулезного анализа и разбора бытовой и деловой речи доказали, что метафоры вообще являются одним из краеугольных камней языка. Не только "художественного" или "поэтического", но и обычного, для ежедневного употребления. Например, метафора "спор - это поединок". Мы настолько к ней привыкли, что когда говорим: "Иванов одержал верх в споре над Петровым", не задумываемся, что речь идет о поединке, в котором победитель уложил на лопатки соперника и, наступив ему на грудь ногой, "одержал верх". Да что там, в русском языке даже слова "спор" и "соперник" - одного корня.
В общем, вы поняли, почему языковеды так много внимания уделяют метафоре. Но метафора - это далеко не только особенность нашего языка и речи. Языковеды не могут оценить ее в полной мере, потому что метафора глубже и мощнее, чем слова, хотя иногда мы ее и можем выразить словами.
Есть еще одно популярное представление о метафоре как о сказочке.
Тем, кто метафорами называет скучные собственноручно придуманные сказочки, рот не закроешь. Они даже учат "конструированию метафор"! А все началось с американского гипнотизера и психотерапевта Милтона Эриксона, который в своей практике для управления поведением и мышлением пациента в состоянии транса иногда использовал выдуманные истории, которые могли принимать форму сказок. Лет 10-15 спустя другой американский психотерапевт Дэвид Городон написал книжку "Терапевтические метафоры", где он описал правила конструирования сказочек, в которых в зашифрованном, иносказательном виде описывается проблема пациента и предлагается ее решение. По словам Гордона, такое иносказание (так это надо называть) позволяет лучше обходить психологическое сопротивление пациента, особенно в состоянии транса. Сегодня кучи последователей НЛП метафорами называют именно такие иносказательные сказочки, хотя они имеют крайне отдаленное отношение к метафоре. Это заблуждение из НЛП перекочевало в другую область, где тоже стремятся контролировать сознание и поведение людей - в рекламу. Посмотрите, сколько этих дурацких, шитых белыми гордоновскими нитками сказочек сегодня в телевизионной рекламе! И еще эти люди осмеливаются мне присылать ссылки на свои сайты, наполненные правилами из "Терапевтической метафоры". Вы занимаетесь не метафорами, граждане, а иносказаниями и аллегориями, это совсем другое!
Чтобы не быть голословным, вот вкратце принципы построения метафор по Гордону (Эриксон бы позабавился): мы выделяем структуру личностной проблемы пациента, придумываем произвольную сказку, в которую закладывается та же самая структура. Например, если у пациентки раздвоение личности, то мы придумываем историю про то, как две сестры были в ссоре, жили врозь, а потом встретили фею, которая их помирила и заставила жить под одной крышей.
Я рассказываю это для того, чтобы потом, когда вы ощутите, то такое метафора на самом деле, вы сами поняли, насколько далеки от нее эти аллегории.
Щупальца Аристотеля
Древние греки были удивительными людьми. На заре цивилизации они заложили основы для практически всех наших достижений и открытий. И каждый раз, после очередной научной революции, мы лишний раз убеждаемся, что греки наверное мало умели, наверное мало знали, но мы каждый раз лишь заново открываем то, что было открыто ими.
Для меня таким "открытием заново" стали щупальца Аристотеля, над которыми мы с чувством наивного превосходства смеялись на школьных уроках то ли истории, то ли физики. А сейчас уже не до смеха.
Аристотель, объясняя работу зрения, говорил о невидимых щупальцах, которые протягиваются из наших глаз к предметам, ощупывают их и таким образом доставляют нам информацию об их форме, расположении и т.д. Конечно, мы теперь имеем солидный багаж знаний об оптических принципах работы глаза, о сетчатке, хрусталике, лучах света... Но Аристотель говорил не об этом.
Проведите эксперимент. Выберете точку перед собой и не отрывайте от нее взгляда. А теперь, не переводя взгляд, переместите фокус своего внимания на какой-нибудь предмет в поле бокового зрения... Потом на предмет с другой стороны... Теперь на предмет за своей спиной, который вы не видите вообще, но знаете, что он там есть... Что вы чувствуете?
Если вы отбросите предубеждения (а можете их даже и не отбрасывать), вы ощутите при этих операциях нечто очень похожее именно на легкое и невидимое щупальце, протягивающееся от вашей головы к предметам, на которые вы настраиваете свое внимание. Поэкспериментируйте и вы поймете, о чем говорил Аристотель.
Вы можете попробовать проделывать то же самое не только со зрением, но и со слухом - эффект будет похожий. Что это?
Я не знаю. Это может быть нечто реальное, а может быть просто бессознательная идеомоторная реакция, берущая свое начало в наши первые месяцы жизни, когда руки - основной орган чувств, а зрение и слух только формируются и "учатся" у рук иметь дело с внешним миром.
Нам не важно, как это объяснять, но это щупальце восприятия помогает понять многое и уже за это спасибо древним грекам.
Роман Уфимцев
4 ноября 2006 года, Калининград
1
Спасибо вам огромное за такое чудесное изложение материала!
Роман, очень Вам признательна за вашу работу и этот сайт. Вы чудесным образом используете методику и для изложения теоретического материала на сайте. Сколько книг по психологии пролетели для меня и не только для меня стороной именно по причине своего изложения! Я часто делаю презентации по бизнесу и как теперь оказалось зачастую интуитивно находила правильные метафоры, но каким для меня подарком стал ваш сайт. Мне не раз попадались книги по этой теме, но только сейчас, после даже краткого знакомства в вашем изложении основ когнитивной технологии, мне наконец удалось проанализировать и систематизировать свой собственный опыт.
Удивительно что таким вещам до сих пор еще не учат преподавателей.
Удачи вам!
В ожидании новых, прекрасных статей!
Ирина marytudor@rambler.ru (28.01.2012 20:42)
2
И вам спасибо, Ирина
Преподавание - это одна из областей, в которых осознанное применение когнитивных методов может дать очень хороший результат. Преподаватель доносит знания до своих слушателей. Суть когнитивных методов в том, чтобы упаковывать и преподносить знания в наиболее "усваиваемом" виде. Думаю, многие талантливые преподаватели используют их интуитивно и у них даже нужно учиться.
Роман Уфимцев (29.01.2012 8:37)
3
Роман, большое спасибо за ваш сайт! Для себя я нашла очень много нужной информации. Я перешла сюда с Искусства метафоры - дело в том, что я также считаю, что глубинная "метафоротворческая" (в самом широком смысле) деятельность сознания является ключом к исследованию и реконструкции ментальных структур и концептов (а отсюда и к проектированию искусственного интеллекта). Даже удивительно, что вы, оказывается, занимаетесь маркетингом, а не преподаете где-нибудь в Сан-Диего на факультете когнитивных наук. Если можно (и если это не нарушит вашу приватность), вы интересуетесь когнитивистикой и философией "для себя" или это связано с вашей научной деятельностью?
Спасибо!
С уважением, Ноэ
noe_mbe (29.03.2013 22:13)
4
Спасибо и вам, Ноэ
Да, уверен, что проблемы в сфере ИИ связаны с тем, что пока воспроизводится только метонимическая часть мышления. Но без метафорической мышление не является полноценным. Современнее системы искусственного интеллекта можно сравнить с больными афазией, у которых не работает половина мозга. Другой вопрос, удастся ли решить эту проблему на обычных компьютерах, или только на квантовых (или каких-то других не бинарных).
Что касается меня, то это "научная деятельность для себя" :)
Роман Уфимцев (30.03.2013 10:01)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER