КОГНИТИВИСТНачинающим¹Когнитивные технологии - это просто
Когнитивные технологии - это просто (2)
Прологи: наука о сознании становится точной
Когнитивные технологии это просто
Когнитивные технологии - это просто
Когнитивные технологии - это просто (2)
Когнитивные технологии - это просто (3)
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
.
Второй курс
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Когнитивные технологии - это просто (часть 2)
Темы:
В первой части этой заметки мы познакомились с тем, что такое когнитивные факторы и почему они важны. В их числе 1) низкоуровневые механизмы восприятия, 2) особенности речи и 3) парадигмы и мифы, под действием которых находится человек или общество. Все эти вещи влияют на восприятие людьми событий и фактов, на смысл, который они им придают, а значит, управляют их поведением.
Все когнитивные факторы делают одно и то же - они влияют на то, в какое знание человек упакует поступающую извне информацию. Вариантов упаковки у каждого человека множество, но их число все же ограничено, то есть люди могут усваивать знания лишь определенной формы.
Гештальт
Отличие между информацией и знанием состоит в том, что знание - это определенный набор событий и фактов, связанный в единое целое. Информация, события и факты для нас лишь тогда имеют определенный смысл или значение, если они образуют определенный цельный конгломерат и тогда они становятся знанием, способным руководить нашим поведением. Но люди могут формировать в своем сознании только конгломераты определенной формы. Мы говорим, что эти формы должны соответствовать тому или иному допустимому гештальту.
Гештальт - старинное немецкое слово, означающее "структура" или "образ". Наше восприятие и сознание устроены так, что для них удобноваримыми являются только некоторые структуры или образы, сплетенные из событий и фактов. Лишь тогда, когда эти структуры соответствуют допустимым гештальтам, они превращаются в принятое и усвоенное нами знание. Если события и факты таковы, что не могут быть собраны в допустимый гештальт, мы не сможем увидеть между ними связи и не усвоим их.
Очень простой пример - набор звуков разной высоты. Некоторые наборы звуков могут соответствовать допустимым для нас гештальтам и тогда мы будем воспринимать такие наборы звуков как мелодии. Другие наборы не смогут сложиться в целостность и мы будем слышать только хаотическую какофонию звуков. Мелодии мы запоминаем, усваиваем, превращаем в знание, а какофонию сразу забываем, она не становится знанием и не влияет на наше поведение.
Гештальты можно сравнить с песочными формами, с которыми играют дети. Дети наталкивают в них песка и вылепляют из него фигурку определенной формы. Также и люди, получая из мира информацию, пробуют наполнять ей ту или иную формочку. Если слепить фигурку получается - информация приобретает форму знания, если нет - выбрасывается из головы. При этом сам процесс наталкивания песка в формочку похож на действие механизмов восприятия - они оформляют поступающую из мира информации в определенный шаблон-гештальт.
У каждого человека имеется свой уникальный набор формочек или допустимых для него гештальтов. Но есть гештальты, общие 1) для всех воспринимающих живых существ, 2) для всех людей, 3) для людей определенной культурной традиции, 4) для представителей еще более узких сообществ - таких, как население определенного города, определенной семьи, определенной профессиональной группы и т.д. Соответственно, существуют механизмы восприятия более общие, низкоуровневые и, напротив, более специфичные и высокоуровневые.
Низкоуровневые механизмы восприятия
Самыми многочисленными и универсальными являются гештальты, определяющие механизмы прямого восприятия органами чувств - зрением, слухом и т.д. Когнитивная наука тут нашла множество интересных закономерностей. Вы наверняка знаете много картинок - зрительных иллюзий. Все такие картинки основаны на использовании низкоуровневых механизмов зрительного восприятия и связанных с ними гештальтов. Можно сказать, что такие картинки используют когнитивные технологии - для получения иллюзии в них сознательно используются когнитивные факторы, которые активируют тот или иной гештальт низкого уровня.
И люди и животные и молнии одинаково выделяют одиноко стоящие деревья. Но используют их все по-разному. С точки зрения науки, это случайное сходство, за которым нет никакой универсальной закономерности. Однако, подобных сходств существует немало.
Некоторые гештальты низкого уровня настолько универсальны, что свойственны не только людям, но и животным, даже самым простым организмам. Например, восприятие и людей и животных и даже амеб особо выделяет заострения - острые концы предметов, острые углы фигур. Благодаря этому механизму, нарисованная стрелка "притягивает" внимание к своему острому концу, а соприкосновение с колючкой вызывает интенсивное ощущение. Этот механизм восприятия одинаково действует и у людей и у животных. Он связан с гештальтами самого базового, низкого уровня. То есть, у людей и животных есть формочки, в которые легко упаковываются восприятия заостренных предметов. К слову, даже неодушевленная природа особо реагирует на заостренные предметы - например, молния предпочитает ударять в острые шпили, а не в плоские поверхности. (Между прочим, это намек на то, что не только люди и животные, но и природа может испытывать когнитивное влияние.)
Другим гештальтом низкого уровня является причинно-следственная связь, когда в единое целое группируется два факта или события, одно - как причина, второе - как следствие. Хотя причинно-следственная связь считается основой свойственного только людям "логического мышления", этот гештальт в форме условного рефлекса представлен и в животном мире, правда только у людей он является самым "любимым" и популярным способом упаковки знаний.
На примере причинно-следственной связи можно показать, как используются когнитивные факторы для анализа и влияния на людей. Если в своей речи человек последовательно описывает два обстоятельства или факта, то даже в том случае, если он их сознательно никак не связывает (просто перечисляет), они с большой вероятностью бессознательно упакованы у него в гештальт причины и следствия - первый факт становится причиной, второй - следствием. Напротив, если мы хотим, чтобы два объективно не связанных между собой факта казались связанными между собой причиной и следствием, нужно их перечислить один за другим. Проверьте на себе: "В центральных районах Китая вспышка чумы. В Японии задержены вылеты 100 рейсов."
Гештальт и естественные языки
Огромное множество гештальтов разного уровня заключено в каждом естественном языке. Каждое слово или языковая конструкция, которой мы думаем и говорим - формочка, упаковывающая наш жизненный опыт в определенную разрешенную для нас конфигурацию. Описывая одни и те же события и факты разными словами, мы неизбежно изменяем смысл эти событий, меняем наше знание о них. Понятно, что язык - очень серьезный барьер для перетока знаний от одного народа к другому и невозможно полностью усвоить знания другого народа, не усвоив его язык.
Особую роль в практике когнитивных методов имеет образный язык - метафоры, сравнения, эпитеты, фразеологизмы и другие фигуры речи. Обычно люди обращаются к ним, когда стараются выразить знание, которое не укладывается в подходящую формочку обычных слов и простых оборотов речи. Очень часто люди бессознательно выражают через свою образную речь знания, которые слишком сложны, необычны, непривычны или просто сознательно запрещены к высказыванию.
Между образной речью и бессознательным вообще имеется прямая связь. Наше сознание хорошо оперирует лишь с простыми гештальтами - с помощью простых слов и языковых конструкций. Например, простой гештальт причинно-следственной связи выражен в конструкции "...если, то..." или "...потому, что..." Представление и усвоение более сложно организованного знания обычно требует участия бессознательных сил мышления и образной речи. Бессознательное даже самого "простого человека" достигает удивительного мастерства в использовании образной речи. Ее когнитивный анализ позволяет узнать о человеке и его обществе множество очень важных вещей, многие из которых он может даже не осознавать сам.
В некотором смысле, образная речь - это язык бессознательного, поэтому когда мы хотим донести до людей новое, сложное или непривычное знание, необходимо обращаться к образной речи. По этой причине образный язык - очень важный практический когнитивный инструмент как в отношении исследования, так и в отношении влияния на людей и их сообщества.
Парадигмы, социальные мифы и геогештальты
Самые важные и мощные формы для организации и хранения знаний, используемые людьми - это гештальты, связанные с парадигмами и социальными мифами, которые существуют в их обществе. Если гештальты низкого уровня можно сравнить с маленькими тропинками, по которым ходят наши мысли, то парадигмы и мифы - это столбовые дороги, по которым двигаются мысли множества людей.
Разговор о них мы начнем с особого типа гештальтов высокого уровня - географических.
Еще древние мудрецы замечали, что характер и привычки народов связаны с природными условиями, в которых они живут. И дело не только в том, что природные условия определяют образ жизни, промыслы и т.д. Дело еще и в прямом влиянии ландшафтов на мысли людей. В когнитивной психологии есть теория, что для организации своего внутреннего "интеллектуального ландшафта" люди обычно используют окружающий их природный ландшафт. Это прямо влияет на то, как они мыслят, как и какие знания они легче усваивают и т.д. Так, немецкий философ Шпенглер сопоставлял характер и устремления германцев с лесистыми европейскими ландшафтами, а характер русского народа - с безграничностью просторов нашей земли.
Говоря в когнитивных терминах, ландшафт, архитектурные и природные условия местности задают важный гештальт, в который человек упаковывает свои знания. Житель степной станицы об одних и тех же событиях и фактах будет мыслить иначе, чем житель таежной деревни, иначе, чем житель мегаполиса, иначе, чем обитатель рыбацкого поселка на берегу моря. Даже образ мыслей двух людей из соседних деревень отличается, если одна из них находится на ветренном холме, а вторая - в сырой долине. Иногда влияние ландшафта на восприятие человека довольно тонкое, но "дух места" всегда присутствует во всем, что думают и делают люди. Используя когнитивный метод исследования людей и их сообществ, этому фактору следует уделить особое внимание, нужно стараться лично побывать в том месте, где обитает изучаемое сообщество или человек. Невозможно понять шаблоны мышления народов Кавказа, не побывав в их горах, нельзя понять образ мыслей сибиряков, не побывав в Сибири.
Другой тип глубоких и мощных гештальтов, которыми люди организуют свои знания - это парадигмы и социальные мифы. Они образуют идейный и культурный ландшафт, в котором обитают люди и подобно ландшафтам географическим, оказывают глубокое влияние на все, что они думают и делают.
Наиболее глубокие гештальты - это парадигмы. В их числе - культурные шаблоны, традиции, характерные манеры поведения и принятия решений, системы ценностей, представление о том, как устроен мир и прочие подобные вещи. Обычно люди впитывают парадигмы в детстве и редко меняют в течение жизни.
Чаще меняются социальные мифы, в которых отражается текущая ситуация в обществе, в мире. Потрясающий пример социального мифа, который с увлечением был подхвачен всем миром - так называемый "мировой экономический кризис". Следует заместить, что "миф" в данном случае не означает выдуманности, он означает особый тип сценариев или шаблонов мышления, которые принимаются многими людьми, часто на бессознательном уровне.
Хотя парадигмы и мифы - очень мощные когнитивные факторы, управляющие огромными массами людей, они почти не поддаются целенаправленному изменению. Если действующие в обществе социальные мифы все же могут быть изменены с большими затратами времени и усилий, то парадигмы не поддаются искусственным изменениям, они развиваются и изменяются по своим собственным законам. Подобно тому, как мы назвали географический гештальт "духом места", букет действующих в данный момент социальных парадигм можно назвать "духом времени". Нужно заметить, что в каждый момент времени в любом обществе обычно действует несколько социальных мифов и иногда несколько альтернативных парадигм, особенно во времена исторических перемен.
В практике когнитивного исследования для выделения социальных мифов удобно использовать темы разговоров людей в свободное время - на отдыхе, в дружеской компании. Социальные мифы служат людям для объяснения происходящего с ними лично и происходящего в мире вообще.
Для выделения более глубоких парадигм следует ориентироваться не на то, что говорят в обществе, а на то, что принято в нем делать, как поступать.
Роман Уфимцев
7 августа 2009 года, Калининград
1
Рабу-рабское, царю(элите)-царское, Богу-Богово
Здравствуй добрый Роман Уфимцев! Ваша озабоченность положение дел в психологии, нарастающего поколения, его потерянного состояния в сочетании с агрессивным желанием изменить положение, управляемого со стороны, вызывают и мою озабоченность. Борьба с управляемым воздействием на подсознание молодежи, меня вывела на Коллективную Бессознательную травму. Я когда-то занимался Психотравмами, Афганским и Чеченским синдромом. То, что сейчас творится в нашей стране это попытка финансовой Элиты обожествить свое существование. Она уже не обучалась и не обучает своих детей в стране, родственники и сами они проживают за границей и управляют странной из Лондона, Нью Йорка и Тель-Авива. Насаждается психология Золотого Тельца и поклонение ему. Выстроена иерархическая лестница, куда проход только родственникам. Быдле там делать нечего. И это не только в нашей стране, подобная структура государства во всем мире.  
Борис Мешков bvm51@bk.ru (20.12.2011 11:18)
2
По поводу вашего первого комментария
Насколько я понял, вы считаете, что некая финансовая элита когнитивными методами оболванивает "быдло" и прививает ему культ богатства - то есть, стремления к личному обогащению.
Вы не находите, что это не логично? Зачем этой элите прививать толпе культ богатства, если она не хочет создать себе множество завистников и конкурентов? На месте такой злоумышленной элиты я бы наоборот прививал бы народу полное равнодушие к богатству и вообще к своему финансовому и экономическому состоянию.
Я думаю, что ситуация выглядит иначе. Нет никакой злобной элиты, старательно оболванивающей простой народ. Есть агрессивная парадигма Молоха, которая пытается полностью поглотить и элиту и народ. Причем элиту эту самую она съедает куда проще и быстрее, чем простых людей. И если они потом становятся средством влияния на остальных, простых людей, то не по своей злой воле, а по правилам игры, которые вообще диктуются свойствами когнитивного уровня: парадигма стремится завоевать максимум коллективного внимания и использует для этого абрамовичей, прохоровых и прочих в качестве наживки для остальных. Они жертвы, вроде червей на крючке рыбака.
Роман Уфимцев (21.12.2011 21:10)
3
Касательно канала ТНТ
Добрый день, Роман! В части вредности шоу "Дом-2" полностью согласен, и даже добавлю: те, кто его смотрит еще и теряют время - самое дорогое, что у нас есть. НО, значит есть спрос, значит нет альтернативы, и работать надо не в направлении запретов одних когнитивных факторов, а над развитием других - полезных и конструктивных - спорт, искусство, живое общение, патриотизм, самореализация, инновации и т.д.д., а народ со своими парадигмами сам разберется, и ненужное будет отторгнуто. Спасибо!
ist-vest ist-vest@yandex.ru (7.01.2012 15:59)
4
Опыт показывает: просто давать альтернативы - недостаточно
Продюсеры подобных шоу, сериалов и вообще нынешних масс-медиа любят оправдывать себя спросом. Они, мол, ничего не навязывают, а желающие могут смотреть Дискавери или канал Культура. Или вообще не смотреть ничего.
Альтернативы ТНТ-образным телевизионным клоакам есть и были всегда. Но одного их существования недостаточно. Это очень важно понять: либерализм тут работает не на свободу для зрителей, а наоборот, не лишение их свободы.
Эта проблема подобна проблеме наркомании - все взрослые люди могут выбирать употреблять наркотики или нет - верно? Но мы понимаем, что запрет наркотиков совершенно необходим. Нельзя разрешить их неограниченное использование, рассчитывая, что народная мудрость отвратит людей от наркотиков. Более того, законодательный их запрет - это и есть институциональное проявление той самой народной мудрости.
И с ТНТ-образными клоаками необходима такая же институализация.
А хорошие альтернативы нужны, да. Но на клумбе необходимо не только поливать культурные растения, но и корчевать сорняки.
Роман Уфимцев (7.01.2012 18:41)
5
Благодарность
Спасибо за увлекательную возможность с легкостью читать о сложных процессах. Часто, интересуясь когнитивными направлениями в языкознании, сталкивалась с тяжеловесным изложением, и, соответственно, включались процессы отторжения.
Это неожиданный подарок, особенно, если учесть усиливающиеся тенденции все продавать.
Светлана Дубровина, филолог, Ставрополь.
Дубровина Светлана dubrovina_svetlana_116@mail.ru (13.05.2012 13:35)
6
Вопрос
Роман, вы не будете против, если я размещу эту статью на сайте aftershock.su?
Естественно, с указанием авторства и активной ссылкой на ваш сайт.
Дмитрий Кодунец dmitry.ak47@gmail.com (7.12.2012 10:46)
7
Размещайте, спасибо.
С уважением,
Роман Уфимцев (7.12.2012 10:53)
8
Поправочка
Все три части теперь на одной странице:
http://aftershock.su/?q=node/19797
Дмитрий Кодунец dmitry.ak47@gmail.com (7.12.2012 13:42)
9
Спс за незашоренный взгляд на действительность!
Нашёл Ваш пост на Артишоке.
Побольше бы таких материалов от Вас, Роман!
Спасибо, и удач в продвижении Ваших идей!
\' somewhere@email.ru (8.12.2012 19:43)
10
Спасибо за благоприятный отзыв
Роман Уфимцев (9.12.2012 19:54)
11
парадигма Молоха
добрый день!
простите за дилетантский вопрос
молох - понятно, парадигма - тоже
а  "агрессивная парадигма молоха" не поддается осмыслению, поясните пожалуйста
и кто рыбак, в таком случае?
Ильдар yakubovildarr@gmail.com (21.01.2015 11:42)
12
Агрессивная парадигма Молоха
Агрессивная - значит ведет себя агрессивно, как хищник.
И она же рыбак, который ловит себе последователей используя показушную роскошь олигархов как наживку: хорошие люди смотрят на нее, им хочет также жить роскошно, и они начинают вести себя соответствующе - то есть, начинают служить Молоху.
Роман Уфимцев (22.01.2015 11:05)
13
Учите грамматику
Дорогой,автор!А вы не пробовали писать свои статьи изначально,ну,хотя бы,в MSWord или в любом другом текстовом редакторе,который указывал бы на наличие ошибок в тексте?Благо,их в наше время немало.Нет,может,вы,конечно пытаетесь творить новые мемы,употребляя несуществующие слова,но скорее создается впечатление,что пишет безграмотный человек,который одним ухом где-то когда-то услышал красивое длинное слово,толком не понял,что оно означает,но ради того,чтобы показать себя жутко умным лепит его к месту и не к месту,что производит ужасающее впечатление и отбивает всякую охоту читать дальше.Ибо сразу же возникают сомнения по поводу адекватности всего написанного в целом.И не нужно мне рассказывать,что человек может быть умным,образованным,разбирающимся в сути вопроса,но безграмотным.Не может.Можете позволить себе некоторые вольности при личном общении,в смс-ках жене пишите как угодно,хоть на олбанском. Но,если уж решились писать для широкого круга читателей,потрудитесь писать без ошибок и ограничьтесь существующими словами,не используя таких розовых единорогов как,например,упомянутое вами "удобноваримыми",после которого я уже не смогла дальше сдерживаться и пытаться воспринимать всерьез написанное вами.Хотя до этого попадались еще ошибки,но это уже,извините,предел...Нет в русском языке такого слова, его даже здесь,при написании комментария,красным подчеркивает,а вы умудрились втиснуть его в свою работу,претендующую еще и на некую,как я поняла,научность...Да уж,да уж...что ни говори,а продажники самые страшные люди.
Julija pavlij1@outlook.com (10.12.2017 5:25)
14
:)
Благодарю за яростный отзыв и за указание на ошибки.
Роман Уфимцев (12.12.2017 10:01)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER