КОГНИТИВИСТНачинающим¹Азбука гештальта
Азбука гештальта, 4: Время собирать камни
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Азбука гештальта.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
Второй курс
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Азбука гештальта, занятие 4: Время собирать камни
Темы:
Есть маленькая хитрость, которая помогает спокойно пребывать в состоянии непонимания ситуации достаточно долго и при этом продолжать ее исследование. Нужно разделить этап сбора данных и этап их изучения, рассмотрения. Если вы ставите перед собой задачу не понять ситуацию, а лишь собрать о ней все доступные данные, вам не обязательно выдвигать гипотезы о том, что происходит - это до поры не ваша забота.
Звучит просто и напоминает известные правила проведения мозговых штурмов, когда требуется разделить этап генерации идей и этап их оценки. Но подобно тому, как неискушенным в мозговом штурме людям на этапе генерации очень трудно воздержаться от оценок своих и чужих идей, разделить сбор данных и их анализ тоже бывает сперва непросто. Любопытство и привычка понимать смысл своих действий не дает нам спокойно собирать данные, не заботясь об их значении.
Микроэксперимент: время собирать мелкие предметы
Проведите простой опыт. Выйдете на улицу и начните подбирать с земли разные мелкие предметы - случайные, самые разные, без всякой системы. Поставьте себе задачу набрать их полный пакет.
Начав этот опыт, вы сможете немедленно поймать себя на мысли, что вы пытаетесь понять, чем занимаетесь. Может быть, вам придет в голову, что вы собираете мусор, может быть, что вы собираете камушки определенного размера. Как только вам приходит подобное в голову, вы начинаете действовать предвзято, изначально накладывая на собранные предметы какое-то ограничение или значение. И с этим нужно бороться - пришло в голову, что вы собираете мусор, немедленно соберите что-то не относящееся к мусору. Пришло в голову, что вы собираете предметы в определенном квадрате - немедленно отойдите в сторону и начните собирать предметы в другом месте. Не давайте возникнуть смыслу в ваших действиях! Помните: ваша задача - просто набрать пакет мелких предметов.
Особое чувство открытости, которое будет сопровождать вас в те моменты, когда вы действительно будете просто собирать что-то в пакет, не понимая смысла и критериев отбора - вот что вы должны испытывать, занимаясь сбором данных. На этапе их сбора вы просто собираете их "полный пакет", не имея ни какого представления, по какой системе вы действуете или что именно вы ищете.
Разумный вопрос - когда же останавливаться? Когда ваш пакет собранных "без всякой системы" данных будет полон и готов к исследованию?
О, если вы будет делать все как надо, этот момент вы не пропустите!
Инсайт
Умеете ли вы различать то, что вы понимаете и то, что знаете?
Это не такое тонкое различие, как может показаться вначале. Люди испытывают понимание и знание по-разному. Вспомните и скажите вслух то, что вы понимаете. А потом вспомните и скажите то, что вы знаете. Замечаете разницу?
Чувство знания, полной уверенности, глубже, сильнее, чем чувство понимания. А когда вы говорите вслух, о том, что знаете, ваш голос становится ниже, чем когда вы говорите о том, что только понимаете.
Когда люди исследуют вещи дискретно, они опираются на чувство понимания. Они двигаются по направлению, которое указывает это чувство, стараясь его укрепить, сделать еще глубже и шире. Так они стремятся достигнуть той глубины понимания вещей, когда оно превращается в знание. И это очень хороший способ исследовать мир, он приносит прекрасные результаты во многих сферах. Так мы приобрели много дискретных, знаковых знаний о мире.
Но есть сферы, в которых этот метод работает плохо. Бывают такие сложные и неоднозначные предметы исследований, что способ постепенного укрепления понимания не приводит нас к знанию. Тропинка понимания плутает, плутает и вдруг обрывается посредине и все приходится начинать заново. Именно так происходит в области гуманитарных и социальных наук - в психологии, в истории, в социологии, в маркетинге, наконец. Все многочисленные теории и альтернативные школы в этих науках - это как раз те самые тропинки понимания, которые так и не достигли настоящего знания. Это совсем не похоже на то, что происходит в математике, физике. Там всегда находилась дорога, которая приводила людей к настоящему знанию.
Но если к гуманитарному и социальному знанию прийти удобными тропинками постепенного понимания нельзя, нам нужен другой способ. Протосимволическое знание знание через восприятие гештальта - и есть такой альтернативный метод. В нем нет постепенного углубления понимания через конструирование и оттачивание схем и систем понятий. Такой способ знать вещи вообще не подразумевает никакой постепенности. Просто однажды ощущение неизвестности, непонятности, незнания вдруг одномоментно сменяется глубоким чувством знания ситуации:
На эту особенность восприятия гештальта указывал еще великий Гете. Гораздо позже гештальт-психологи дали название этому моменту озарения название "инсайт". Мы помним возглас Архимеда "Эврика!", когда ему довелось ухватить совершенно новое знание о мире - это тоже был инсайт. Когда после долгих и безуспешных поисков решения задачи нам внезапно приходит в голову ее решение - полностью, сразу практически готовое - это тоже инсайт.
Гештальт-психологи говорили, что в такой момент человек схватывает в сложной совокупности вещей гештальт, который воспринимается им как новое, неизвестное доселе соотношение. И это происходит не в результате дискретного и последовательного анализа ситуации, не в результате "вычисления" и постепенного приближения к решению, а в один краткий миг и сразу.
В этот момент вы получаете то знание, которое искали и можете прекратить собирать камешки в свой мешок - вы теперь знаете, что он уже полон.
1
Инсайт -какое захватывающее слово. Какое сладкое
Это здорово разделить. Сегодня же начну бегать с пакетом по улице. Сдадут?
Татьяна-Раиса gcg45@mail.ru (11.03.2013 13:21)
2
Очень полезный навык!
Интересно, а как в этом контексте вы оцениваете современную тенденцию обучать детей знаковым системам как можно раньше? Буквы, цифры, ноты - скорее, скорее, после трёх уже поздно!
Какое влияние это может оказать на способность ребёнка к инсайтам?
Катерина Ekvala@gmail.com (24.01.2016 9:52)
3
Если обучение знаковым системам уравновешивается обучением и не-знаковым вещам (эмоциональное воспитание, знакомство с природой, искусство, ремесла), в этом нет ничего плохого. Хотя снижение возраста, конечно, поднимает вопросы о том, как избегать перекосы.
Роман Уфимцев (25.01.2016 11:48)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER