КОГНИТИВИСТНачинающим¹Азбука гештальта
Азбука гештальта, 7: Тяжкий гнет цели
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Азбука гештальта.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
Второй курс
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Азбука гештальта, занятие 7: Тяжкий гнет цели
 
У гештальт-исследования есть одна особенность, не учитывать которую нельзя. Она настолько важна, что вообще служит главной помехой не только получению протознаний, но и любому творческому мышлению. Это "гнет цели".
Когда мы действуем исходя из поставленной цели, сама цель диктует нам жесткую рациональную схему ее достижения. Часто совершенно нереалистичную.
Когда мы созерцаем живое дерево, у нас может не быть определенной цели. Но когда мы занимаемся исследованием социальных систем, мы принимаемся за дело не от простого интереса, а от необходимости найти решение какой-либо практической задачи. И тут мы сталкиваемся с помехой, которая будет тем сильнее, чем важнее нам решить эту задачу. Ее причина проста: задачу или цель исследования обычно сформулирована символьно, в рамках определенной системы понятий, в контексте определенной рациональной схемы - например, как числовой показатель. И  когда мы приниамемся за ее решение, сама постановка задачи жестко диктует вам определенную схему ее решения  - даже если это совершенно бесплодная и бесполезная схема. Это очень влиятельный фактор, который не дает полностью отвлечься от всех интеллектуальных построений, тем самым блокируя восприятие гештальта и получение целостного протознания ситуации.
Есть два способа справляться с этой трудностью (в действительности, это просто два разных описания одного и того же способа, но это вам станет ясно на практике):
Первый способ - на время исследования ситуации максимально отвлекаться о рационально сформулированной задачи или цели исследования. Или забывать эту задачу хотя бы время от времени. Нужны паузы, в которые вы даете своему гештальт-восприятию шанс. Именно поэтому мы так часто внезапно находим решение задачи только тогда, когда отвлекаемся от нее.
Второй способ более изощренный. Нужно переформулировать задачу так, чтобы она не навязывала вашему уму рациональную схему ее решения. Для этого ее нужно понять образно, эмоционально - то есть, перевести ее на уровень внутреннего чувства. Например, задача увеличения продаж (типичная задача в маркетинге) в своей обычной форме навязывает чрезвычайно жесткую и непродуктивную рациональную схему: хорошая реклама или ее много, значит хорошие продажи; плохая реклама или ее мало, значит плохие продажи. Эта логика очень распространена и служит очень плохую службу в маркетинге, приводя к ошибкам, в том числе и к низким продажам. Чтобы задачу переформулировать, следует перевести ее на эмоциональный план, например "Чтобы менеджеры продаж были счастливы" (годится для случаев, когда их зарплата зависит от уровня продаж). Можно перевести задачу на образный уровень, например так: "Чтобы в офисе постоянно толпились клиенты, чтобы в очередь выстраивались". Таким образом переформулированная задача не навязывает уму конкретных схем ее решения и оставляет нас открытыми для протосимволических знаний о ситуации.
1
Существует широко принятая методика постановки задач, суть которой прямо противоположна тому, что изложено в этой статье:  http://ru.wikipedia.org/wiki/SMART Основана на максимальной конкретизации цели и фиксации на ней.
Как прокомментируете? Действительно ли она противоречит гештальт-стилю анализирования?
Я (14.03.2014 0:00)
2
Да, противоречит
Существует два разных класса ситуаций постановки целей или проектирования будущего. Первый класс - линейные или простые ситуации, в которых известные усилия приводят к известным результатам и результат пропорционален усилиям. В этом случае постановка целей в точном виде разумна.
Но в очень многих реальных случаях мы имеем дело со сложными ситуациями, в которых нет надежных рецептов, в которых очень много факторов, влияющих на результат и многие из них неизвестны, высока неопределенность. В этом случае постановка целей в точном виде неэффективна, потому что полное и детальное планирование невозможно. Первое же расхождение планируемого хода событий с реальностью - а оно весьма вероятно в сложных ситуациях - и ваш точный план и точные цели оказываются совершенно бесполезными. В таких случаях следует ставить цели в гештальт-стиле.
Тут уместно сравнение: первый, точный стиль - это планирование маршрута в хорошо известной, неизменной, не приносящей сюрпризов местности, второй стиль - планирование движения в мало исследованной, незнакомой, быстро меняющейся среде.
Разумеется, в реальности два стиля могут совмещаться: например, короткие шаги могут планироваться точно, а весь маршрут - в гештальт-стиле.
Роман Уфимцев (14.03.2014 9:25)
3
Какая-то недосказанность
Гм, если поставить задачу "чтобы менеджеры продаж были счастливы", то не окажется ли лучшим её решеннием, скажем, усаить их всех на пароход и отправить в круиз? Чего-то существенного для искомой ситуации в этой формулировке явно не хватает.... Надеюс, это разьяснится в дальнейшем.
Катерина (24.01.2016 10:19)
4
Знаковую задачу ("повышение продаж в два раза") невозможно однозначно транслировать в гештальт-стиль. И обратное тоже невозможно. Так что в каждом конкретном случае требуется искать собственное подходящее решение.
Роман Уфимцев (25.01.2016 12:01)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER