КОГНИТИВИСТНачинающим¹Азбука гештальта
Азбука гештальта, 8:"Ага!"-инсайт и "Ах!"-инсайт
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Азбука гештальта.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
Второй курс
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Азбука гештальта, занятие 8: "Ага!"-инсайт и "Ах!"-инсайт
Темы:
Это занятие открывает второй цикл Азбуки гештальта. Хотя у нас в Школе нет экзаменов, лучшей проверкой успешного освоения материала послужит это занятие. Если вы не вполне поймете, о чем мы сейчас будем говорить, значит проверка не пройдена и следует вернуться к первым семи занятиям, на этот раз не пренебрегая теми простыми экспериментами, которые на них предлагались.
Итак, важный этап сбора данных в "мешок сознания" заканчивается, когда ваше внутреннее чувство вдруг особым образом активируется и появляется ощущение, что вы установили глубокий контакт с ситуацией, вы "чувствуете ее". Это и есть инсайт.
Но инсайты бывают разные. Иногда вместе с наступающим "озарением" мы вдруг находим совершенно готовое к практике решение - тогда в пору восклицать "Ага!", именно так случается с изобретателями и учеными. Будем называть это "Ага!"-инсайтом. Но гораздо чаще инсайт приходит скромнее - в форме отчетливого и нового, но не выраженного словами внутреннего ощущения или впечатления. Это "Ах!"-инсайт.
Когда человек умеет пользоваться только тем, что выражено в словах и схемах - то есть, символическим знанием - только "Ага!"-инсайт, который доставляет ему готовое новое структурное понимание ситуации, кажется ему чем-то полезным и выдающимся. В такие моменты человек вдруг видит в ситуации новые структурные связи, которые ясно выражаются символически и поэтому легко превращаются в рациональное решение задачи.
Напротив, "Ах!"-инсайт, который не дает готовых схем, а только особое "предчувствие", считается просто "шумами подсознания". Но мы не должны тут заблуждаться. В действительности это полноценный инсайт, результат целостного протосимволического восприятия и мышления. И при должном к ним уважении и правильном обращении, "Ах!"-инсайты оказываются более ценными для практики, нежели "Ага!"-инсайты.
Все дело в том, что достичь "Ага!"-инсайт на порядок сложнее. Чтобы у исследователя вдруг наступило такое же озарение, как у Архимеда, Ньютона или Менделеева, когда им в миг открывалось совершенно готовое символическое знание, требуется гораздо больше сил и времени, если вообще человек на это способен. Причина в том, что от подсознания тут требуется упаковка нового знания в подходящую символическую или словесную схему - а это дается ему очень нелегко. Но если наше сознание понимает только символические знания, других выходов нет. В результате самый сложный процесс мышления - перевод протознания на язык символических слов и схем - ложится целиком на бессознательные силы. А ведь этот перевод такое же трудное дело, как объяснение компьютеру, что такое любовь или описание геометрическими чертежами, что такое красота. Неудивительно, что такие подвиги подсознанию людей удаются не часто и каждый такой случай они помнят как момент чудесного творческого озарения, открытия.
Совсем другое дело - "Ах!"-инсайты. Во время них нашему сознанию открываются не новые рациональные схемы, а внутреннее чувство, несущее новое протознание. Подсознанию не приходится заниматься его кодированием, ему нужно только облечь его во внутреннее чувство и открыть сознанию. Это естественный процесс. Подсознание умеет это делать прекрасно и научиться достижению "Ах!"-инсайта не так уж сложно. Поэтому для начинающего когнитивного бойца освоение "Ах!"-инсайта - первый рубеж.
Подсознание отлично умеет воспринимать реальность целостно, но с большим трудом перекодирует протознания на язык слов и схем, привычных нашему сознанию. Поэтому "Ага!"-инсайт (1) такое редкое событие. Подсознанию приходится самостоятельно преодолевать пропасть между двумя видами знаний. Напротив, "Ах!"-инсайт (2) не требует от подсознания особых усилий, однако его результатом становится только представленное во внутреннем чувстве протознание. Чтобы перевести его на уровень слов, сознание должно протянуть "руку помощи" подсознанию и взять на себя задачу перекодирования (3).
Однако, это только первый и самый простой рубеж. Если бы нашей задачей было просто получить от мира новые ощущения и впечатления, нам было бы достаточно "Ах!"-инсайта и его переживания своим внутренним чувством. Но наша задача - научиться решать исследовательские и прикладные задачи и для этого нам все же необходимо научиться переплавлять знания из протосимволических - в символические. Проще говоря, нам нужно научиться переводить с языка внутреннего чувства на язык слов и схем. Без такого перевода результаты наших изысканий будут сочтены лишь продуктом "интуиции". А к интуиции принято относиться с недоверием. Поэтому, если мы хотим, чтобы люди, которые привыкли мыслить символически, понимали нас, нам следует научиться кодировать свое протознание в доступные другим слова и схемы.
Мы должны научиться брать эту непростую работу на свои сознательные плечи, а не ждать, пока ее за нас сделает подсознание. Этим мы далее и займемся, но прежде мы должны разобраться в том, как устроено символическое знание.
1
Эмоции
Роман, а какова природа эмоций с точки зрения когнитивиста? Это сигналы, которые подсознание посылает нам?
Олег (24.06.2015 14:44)
2
Не думаю, что это сигналы подсознания. Вообще, эмоции - широкое понятие, но если не усложнять, то я бы сказал, что эмоции - это особый род осознаний. Осознания образуют содержание нашего сознания, и эмоции - особая разновидность. Образно говоря, это осознания текущей атмосферы или "погоды" в нашем внутреннем мире. Мы выходим на улицу, там ветер и летят тучи - так мы осознаем состояние внешнего мира. Мы вдруг чувствуем радость по какому-то поводу - так мы осознаем состояние внутреннего мира.
Эмоции - осознание некоторого гештальта, также как и любое прочее осознание или восприятие. Иногда эти гештальты довольно тонкие - так бывает, когда мы испытываем эмоцию, но не знаем почему. Эмоции этим близки интуиции.
Роман Уфимцев (24.06.2015 17:41)
3
А как Вам такое определение, по-моему близко к тому, что Вы описали:
"Эмоции возникают в точке соединения ума и тела. Это ответная реакция тела на то, чем занят ум, или если выразиться иначе, это отражение состояния ума в теле. Например, мысль о том, что на тебя могут напасть, или мысль о враге вызовут в твоем теле нарастание энергии, которую мы называем гневом. Тело начнет готовиться к драке. От мысли о физической или психологической угрозе тело сжимается, а это является физической стороной того, что мы называем страхом. Исследования выявили, что сильные эмоции вызывают в теле даже биохимические изменения. Эти изменения представляют собой физический или материальный аспект эмоций. Разумеется, обычно ты не осознаешь у себя наличия подобных мыслеформ, поэтому вывести их на уровень осознавания ты можешь только через наблюдение за эмоциями."
Экхарт Толле.
Олег (24.06.2015 18:03)
4
Сказано просто и хорошо, но все основано на дихотомии ум/тело. Я не думаю, что такая дихотомия играет ключевую роль в нашем опыте (разве что с западной точки зрения).
Конечно, эмоции обычно связаны с телесными переживаниями - так мы их обычно переживаем. Но я убежден, что это вторично. Эмоции в чистом не требуют телесных ощущений, это различные состояния сознания. Можно испытывать ужас или восторг, не ощущая ничего телесного. Возможно, об этом могут поведать наблюдения за нашими снами.
Роман Уфимцев (25.06.2015 0:15)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER