КОГНИТИВИСТНачинающим¹Азбука гештальта
Азбука гештальта, 11: Первая фиксация
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Азбука гештальта.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
Второй курс
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Азбука гештальта, занятие 11: Первая фиксация
Темы:
Высокое призвание когнитивного бойца - служить посредником между раздельными мирами протознаний и символических знаний. Он должен погружаться в протознание и возвращаться не со смутными интуитивными впечатлениями, а с переведенными в слова и схемы знаниями. Это его главный труд и именно этого общество ждет от когнитивного бойца.
Эта работа делится на три этапа:
  1. Сначала когнитивный боец должен правильно собирать данные, до тех пор, пока он не почувствует, что их уже достаточно. Об этом мы говорили до сих пор.
  2. Затем боец должен зафиксировать полученное протознание, ведь моменты его переживания внутренним чувством мимолетны и текучи.
  3. И уж в последнюю очередь, когда протознание уловлено в особые когнитивные силки, он может заняться его переводом на доступный всем язык логических схем и словесных описаний.
На нашей повестке дня второй этап - фиксация протознания.
Один на околице
Вы уже научились распознавать момент, когда этап сбора данных завершается. Это "Ах!"-инсайт, когда ваше внутреннее чувство вдруг переживает новое впечатление от ситуации, которого не было раньше. Оно может быть слабым, очень зыбким, но этот момент узнается сразу. Однако вы уже знаете, что это переживание чаще всего неустойчиво, оно "мерцает", и чтобы на нем сфокусироваться, "вжиться" в него, нужно что-то еще.
Для начала мы познакомимся со способом, которым когнитивный боец может усилить результат своего "Ах!"-инсайта, лучше сосредоточиться на нем - это необходимо для дальнейших шагов. Бойцу нужно отправиться на границу своего обыденного мира и расположиться там лагерем.
Обыденный мир - это набор маршрутов, которыми мы привычно двигаемся в течение обычного дня. Для одних это дом, работа и маршрут метро между ними. Для других обыденный мир - это автомобиль и городские улицы, по которым они колесят изо дня в день. Дороги, по которым мы ходим каждый день, места, где мы часто бываем, люди, с которыми мы часто общаемся - все это наш обыденный мир. И у него есть пограничные районы. Они нас и интересуют. Улица, которая смыкается с той, по которой вы ходите каждый день, околица деревни, в которой вы знаете каждую собаку, чердак дома, в котором вы живете - все это лежит на окраине вашего обыденного мира. Вы должны найти такое место и расположиться в нем, чтобы вновь сфокусироваться на своем "Ах!"-гештальте.
Это может выглядеть как задумчивая прогулка человека по не совсем привычной, хотя и знакомой ему улице или как медитация где-то неподалеку от собственного дома - вам нужно просто дать себе побыть на окраине своего обыденного мира. Но не выходя за его пределы.
 Сталкиваясь с трудной задачей и испытывая необходимость спокойно подумать, люди иногда отправляются в совершенно незнакомое или непривычное место, чтобы их "ничто не отвлекало". Но на самом деле незнакомое место отвлекает еще больше и не даст сосредоточиться на задаче. Поэтому нам нужно оставаться в пределах своего обыденного мира, хотя и найти его границу. 
Микроэксперимент: Поиски границ своего обыденного мира
Найдите место, в котором вы проводите большую часть своего активного времени. Сосредоточьтесь на сложной ситуации, которую вы исследуете как когнитивный боец. Встаньте и идите в любом направлении, удаляясь от центра своего обыденного мира и наблюдая за собой.
Вы заметите, как постепенно ворох ваших обычных мыслей начинает ослабевать по мере вашего отдаления и вы все лучше можете сосредоточиться на своем внутреннем чувстве. Двигайтесь дальше, приближаясь к границам своей привычной обстановки.
Если вы поймаете себя на том, что начинаете приглядываться к незнакомой и непривычной обстановке, значит вы уже зашли за границы своего обыденного мира. Нужно вернуться немного назад: вам нужно место, в котором обыденные мысли уже ослабели, а непривычность обстановки еще не требует вашего внимания. Где-то здесь вам и нужно расположиться.
Если вам удается лучше и отчетливее восстановить внутреннее чувство, которое вам доставил "Ах!"-инсайт, вы нашли нужное место. Оно вам еще пригодится. Когда вы захотите вновь восстановить это переживание, вам будет достаточно вернуться на это место.
Когнитивный словарь
Прежде, чем мы двинемся дальше, вы должны узнать нечто не совсем оптимистическое. Хотя хорошим когнитивным бойцом может стать каждый, мера усилий и время, которое для этого понадобится, различается для каждого человека. Все дело в том, насколько развитым когнитивным словарем изначально владеет боец. Если этот словарь обширен, наш курс будет лишь необходимым толчком к целенаправленному использованию протознаний. Если этот словарь беден, боец должен сначала заняться обогащением свого когнитивного словаря, иначе пользы от наших занятий не будет. Для этого требуется время и немалое желание, но если заниматься расширением своего словаря целенаправленно, положительные результаты не заставят себя ждать.
 Когнитивный словарь - это хранилище соответствий между различными внутренними чувствами и словесными описаниями ситуаций, в которых они возникали в жизни человека.  Если боец имеет богатый когнитивный словарь, то в момент переживания "Ах!"-инсайта у него больше шансов распознать свое внутренне чувство и отыскать в своем жизненном опыте ситуации, в которых такое чувство уже возникало. И тогда боец говорит что-то вроде "Это мне напоминает то-то" или "это похоже на ситуацию такую-то". Именно так происходит предварительный перевод внутреннего чувства на язык слов. Это первый этап, его результат - еще не готовая для решения практических задач схема или решение, но он нужен для фиксации трудноуловимого и текучего внутреннего чувства.
Пример: "Мне это напомнило зоопарк"
Режиссер российского криминального сериала, рассказывая журналисту о своих первых впечатлениях о настоящей тюрьме, в которой снимался сериал, поведал: "Меня поразило, когда я заглядывал в «глазки», и люди, сидящие там, замечали меня, то начинали вести себя, как животные. Мне это напомнило зоопарк. Очень страшное ощущение."
Именно так режиссер, человек с достаточно развитым образным восприятием и когнитивным словарем сопоставил возникшее у него внутреннее чувство и ситуацию, в которой оно уже когда-то возникало: "Мне это напомнило зоопарк".
Было ли это просто художественным преувеличением, а не прикосновением режиссера к неявному, протосимволическому знанию ситуации? Лучшим ответом будет история о знаменитом Стенфордском тюремном эксперименте. В 1971 году группа психологов устроила в подвале корпуса психологических исследований в Стенфорде небольшую тюрьму и набрала волонтеров, часть которых стала заключенными, другая - охранниками. Очень скоро они прекратили эксперимент, потому что его участники начали проявлять неожиданную жестокость, насилие, садизм по отношению к друг к другу. Уже после исследователи писали, что поведение людей в тюрьме - даже не настоящей - становится совершенно аналогичным поведению животных в звериной стае - в ней появляются вожаки, повинующиеся им члены стаи теряют индивидуальность и ориентируются только на групповое мнение и т.п.
В словах режиссера было нечто большее, чем просто образное выражение. В них оказалось то же знание, которое в Стенфордже получили только в результате неудачного эксперимента.
Когнитивный словарь можно сравнить с обычным словарем слов языка, словарным запасом:
Языковой словарь человека образован усвоенными соответствиями между словом и предметом, процессом или качеством реальности, которое оно обозначает.
Когнитивный словарь содержит соответствия между различными состояниями внутреннего чувства и памятью о ситуациях, в которых человеку доводилось их переживать.
 Чем больше словарный запас человека, тем больше предметов, процессов и качества мира он может различить и зафиксировать в своей речи, тем больше нюансов реальности он сможет учесть в своем мышлении, тем детальнее его словесная модель реальности. Чем больше когнитивный словарь, тем более тонкие, сложные и содержательные оттенки внутреннего чувства может зафиксировать человек, тем больше ему открывается протознание. 
Подобно тому, как словарный запас любого человека поддается увеличению, можно развивать и свой когнитивный словарь. И метод его развития также аналогичен методу развития словарного запаса.
Когда ребенка учат новым словам, ему показывают предмет и называют его. А затем просят назвать. Постепенно ребенок учится различать предметы, процессы и качества мира все тоньше, запоминая их индивидуальные названия. Запомнив слово "собака", он, увидев лошадь, может ее сперва назвать собакой. Но когда он запоминает слово "лошадь", он получает возможность различать два разных животных, он фиксирует различия между ними.
Чтобы расширять свой когнитивный словарь, следует "показывать себе" различные ситуации и внимать тому, что происходит с внутренним чувством. Это могут быть житейские ситуации или сюжеты и образы, вычитанные в книге или увиденные в кино - все они могут служить поставщиком впечатлений для вашего внутреннего чувства. Отмечая его оттенки в разных ситуациях вы будете развивать свой когнитивный словарь.
То, что называют профессиональной интуицией - это наработанный в отдельной профессиональной области когнитивный словарь. У опытного профессионала он содержит соответствия между различными профессиональными ситуациями и соответствующими внутренними чувствами. Обычно для его развития требуется не один год, но так происходит потому, что развитие когнитивного словаря происходит несистематично, случайно. Когнитивный боец должен подойти к задаче его развития упорядоченно и систематично и этим он может сэкономить немало времени. О том, как это нужно делать, мы дальше и поговорим.
Продолжение следует.
1
вопросы
Здравствуйте!
Сайт хороший, спору нет. У меня к вам два вопроса: 1) Часто ли заходите на свой сайт или, скажем, обновляете его? 2) Думали ли вы что рассматриваемая вами схема как то коррелирует с так называемой квантовой теорией сознания?
С уважением Сергей
Сергей sergey@krasavi@gmail.com (15.08.2012 20:24)
2
1) На сайт этот заходим часто и обновляем его часто. Список последних публикаций на главной странице сайта. Но почему этот вопрос?
2) Возможно, наша схема коррелирует с квантовой теорией сознания, но вообще-то про нашему мнению наука о сознании должна не пытаться найти свое обоснование в физике (пусть даже в такой "мистической" ее области как квантовая механика), а искать свои уникальные основы.
С уважением,
Роман Уфимцев (15.08.2012 21:44)
3
Глоток
Надо поразмышлять или поискать гештальт? Ухожу на три недели в это состояние? А как быть с работой? Той ее частью которая достаточно рутинная. Превращаю и ее в когнитивный эксперимент !
Сайт понравился. Возможно, вернусь от своих символических знаний и по работаю в новой схеме.
Татьяна-Раиса gcg45@mail.ru (11.03.2013 14:27)
4
The Spell of the Sensuous
Роман, а раздел "Связь" на сайте работает? Несколько раз писал, но ответа не было. Вот еще, кажется, нашел отличную книгу, которая дополняет тему внеязыкового восприятия: http://www.amazon.com/Spell-Sensuous-Perception-Language-More-Than-Human/dp/0679776397/
И интервью с автором: http://dougald.co.uk/writing/dougald_abramdialogue_jun11.pdf
Игорь (19.08.2015 15:37)
5
Связь, кажется, работает
Извините за некоторую задержку с ответом. По поводу структуры или схемы психики - что я о ней думаю.
Это сложный вопрос. Но в любом случае я не считаю полезным ни выделение каких-то эмоциональных/интеллектуальных/телесных слоев ни, как в психонетике, слоя фигур/знаков и слоя фона/чистого смысла. Но что же тогда?
У меня нет готового ответа и я не стану перед вами рисовать какую-то схему. Однако, основные мысли таковы:
1) Наша душа/сознание/психика (как ни называй) - сущность простая в смысле отсутствия постоянной твердой структуры, отсутствия составляющих частей. Индивидуально сознание людей более-менее структурировано и дифференцировано, но эти структуры индивидуальны и подвержены изменениям.
2) Сознание содержит гибкие, развивающиеся и преобразующиеся агрегаты, которые объединяют в себе и интеллектуальные и эмоциональные и телесные заряды, эдакие символьно-смысловые клубки. Эти клубки обладают сознанием - это не какие-то рефлексы или автоматические процессы в мозге. Из простейших самоосознающих клубков складываются клубки большего масштаба - и так вплоть до крупнейшего, с которым мы ассоциируем свое Я. Важно однако, что это, тем не менее, не позволяет считать, что наше Я имеет механистически составную природу: притоки и ручьи большой реки не являются ее постоянными структурными частями, скорее каждый из притоков является ликом или ипостасью целой реки.
3) Наше сознание в каждый текущий момент времени является синтезом наших осознаний в течение всей жизни - то есть, все самоосознающие клубки работают параллельно, создавая тон самый "фон". Эти же самоосознающие клубки образуют "подсознание" или "бессознательное".
4) Самое трудное для понимания - эти самоосознающие клубки не привязаны к нашему Я абсолютно, они существуют не только у нас в "мозгу", они имеют какую-то трансцендентную природу и скорее являются не продуктом нашего мышления, а продуктом нашего взаимодействия с миром. Они принадлежат миру в той же степени, что и нам.
Пожалуй, туманно :)
Роман Уфимцев (19.08.2015 16:21)
6
Добавлю
Пожалуй, ближе всего к моему представлению об устройстве сознания - теория субстанциональных деятелей русского философа Н.О Лосского. Если вы желаете яснее понять роль этих "символьно-смысловых клубков", рекомендую.
Роман Уфимцев (19.08.2015 16:26)
7
источники
Скажите, а понятие "когнитивный словарь" вы сами придумали или это чье-то определение?
Сайт интересный, спасибо!
Сергей (2.04.2016 16:58)
8
А что тут придумывать?
:) Когнитивный словарь он и есть когнитивный словарь.
Роман Уфимцев (3.04.2016 0:22)
9
источники
Эээх... Теперешнее состояние некоторых гуманитарных наук таково, что каждый автор так и норовит предложить свой термин или свою трактовку уже существующего. Теория метафоры этим особенно отличается.
Мне понравилось эта формулировка, вот и поинтересовался. Ваша или нет?
А у вас есть научные (журнальные) публикации по теории метафоры? Если да, то я бы с удовольствием почитал-))
сергей (3.04.2016 13:21)
10
Сергей, я не знаю, не использовал ли словосочетание "когнитивный словарь" кто-то до меня, и если использовал, то в каком смысле. Поскольку я не являюсь частью академического сообщества, такие вещи меня всегда мало интересовали. И это же ответ на ваш второй вопрос: нет, у меня нет публикаций в научных журналах на тему метафоры. Все что я знаю о метафоре такого, чем я готов делиться с миром, я публикую тут. А Гугл и его кэш расставят все по своим местам :)
Роман Уфимцев (4.04.2016 23:33)
11
источники
Извините, если зацепил, спрашивал без всякой задней мысли, т.к. не отслеживаю особо публикации по-библиотекам, а в гугле инфы не нашел.
Очень понравился "Хвост ящерки", где вам удалось доступным языком, под "гештальтным углом зрения" изложить существующие современные взгляды на метафору. Жаль, что не публикуетесь в журналах...
Забрел на ваш сайт случайно, но теперь буду почитывать-))
сергей (5.04.2016 10:33)
12
Вы правы насчет состояния гуманитарных наук. К сожалению, гуманитарные "научные тексты" большей частью дурно написаны, бессмысленны или представляют собой "ловлю блох" - дискуссии о смысле терминов и о приоритете в их изобретении. Глядя на это не хочется вступать славную плеяду тех, кто претендует на авторство какого-то термина и с жаром его отстаивает :)
Почитывайте, буду рад если с пользой.
С уважением,
Роман Уфимцев (5.04.2016 19:53)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER