КОГНИТИВИСТНачинающим¹
Второй курс
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Второй курс.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
.
Второй курс
Фотогалерея: фракталы в природе
Второй курс: Предисловие и наш план
Темы:
Представляю вашему вниманию второй курс Школы когнитивного бойца. Пока первые восемь занятий. Желаю интересно и с пользой провести время.
Роман Уфимцев
1 февраля 2010 года, Калининград
Восприятие – это связующее звено между миром и нашим разумом.
Но это звено имеет ограниченную проводимость. Мир удивительно сложен и многообразен, но всё его богатство открыто нам лишь в той степени, в какой это позволяют сделать ограниченность нашего восприятия. Даже небольшое расширение его возможностей в прямом смысле увеличивает и обогащает наш мир, увеличивает наше знание. Зачастую это приводит к открытию новых путей, новых возможностей решать практические задачи, которые перед нами ставит жизнь.
Но у человека всего два глаза, и во лбу не просверлишь дырочку под третий. У нас всего по два уха и на спину не навесишь ещё одно. Как же можно расширить возможности своего восприятия?
Мы используем естественный потенциал своих органов чувств не более, чем на несколько процентов.
Принято считать, что возможности восприятия определяются физическими возможностями наших органов чувств. Глаз видит только лучи видимого диапазона света, и именно это ограничивает возможности нашего зрения. Ухо слышит только звуки в определенном диапазоне, и именно это ограничивает возможности нашего слуха. И расширить биологически ограниченные диапазоны невозможно. Казалось бы, верно. Однако в гораздо большей степени возможности восприятия ограничиваются неэффективным использованием обычных способностей наших органов чувств.
Говорят, люди лишь на 10% используют возможности данного нам природой мозга. Абсолютно то же верно в отношении наших органов чувств – мы используем их потенциал не более, чем на несколько процентов. Чтобы научиться видеть гораздо больше, не нужно быть экстрасенсом, у которого открыт “третий глаз”. Достаточно создать для наших органов восприятия условия, в которых они могут раскрыть свой истинный потенциал.
Научиться не мешать своим глазам, ушам, другим органам чувств воспринимать мир в его богатстве, сложности и многообразии – вот главный путь расширения возможностей восприятия, и в этом состоит одна из задач нашей Школы когнитивного бойца.
Сочетая теорию с практикой, мы намерены сначала понять процесс восприятия, заметить, как наше мышление вмешивается в него. А поняв и увидев это, научиться сознательно отстранять своё мышление от вмешательств, позволяя органам чувств раскрыть свой полный потенциал.
На этом пути нам нужно овладеть некоторыми понятиями. Особенно важно усвоить смысл слова “гештальт”. Поэтому, прежде, чем обращаться ко второму курсу, мы настоятельно рекомендуем изучить начальный курс школы, Азбуку гештальта. Он как раз посвящен знакомству с гештальтом и с соответствующим ему типом знаний, гештальт-знанием. Вкратце, так именуются знания о мире, которые не представляются словесно или символически. Современный человек очень плохо умеет работать с такими знаниями, его восприятие и сознание редко и неохотно принимает их. Из-за этого по меньшей мере половина доступных нам знаний о мире остается закрытой для нас. Это серьезнейшее ограничение, которое сужает возможности восприятия. Когнитивный боец методично избавляется от него, последовательно осваивая гештальт-модальность восприятия.
Когнитивный боец должен уметь обращаться со своим вниманием как самурай своим мечом – также мастерски, также ответственно и аккуратно.
Второй курс Школы когнитивного бойца нацелен на развитие понимания гештальта, а также на освоение других полезных понятий и практических приёмов, облегчающих бойцу освоение гештальт-модальности восприятия. В частности, особое место в курсе займет изучение свойств внимания и навыков тонкого управления им. Когнитивный боец должен уметь обращаться со своим вниманием как самурай своим мечом – также мастерски, также ответственно и аккуратно. Мастерство в управлении своим вниманием позволяет сознательно фиксировать внимание на гештальт-качествах мира, а это переломный момент в освоении гештальт-модальности восприятия.
В Азбуке гештальта мы уже учились практическим способам создания максимально благоприятных условий для осознания гештальта. Для этого нужно удерживать или создавать помехи рассудочному мышлению, чтобы оно не вмешивалось в дело раньше времени. В этом курсе мы освоим ещё один ценный метод, метод осознания послеобразов.
Что такое послеобразы и почему они нам интересны
Послеобразы – это обычный эффект восприятия, с ним все хорошо знакомы. Настолько хорошо, что ему не принято уделять никакого особенного значения. Самый тривиальный пример: взгляните вечером на яркую лампу или днём на солнце, а потом закройте глаза. Некоторое время вы будете продолжать видеть мерцающее пятно, которое соответствует по форме нити накаливания лампы или солнечному диску. Это мнимое изображение и есть послеобраз.
Обычное объяснение эффекта незатейливо: сетчатка глаз, подвергаясь действию сильного света, "впечатывает" в себя изображение нити накаливания или солнца и требуется некоторое время, чтобы ослепленные рецепторы глаз пришли в норму и послеобраз исчез. Действительно, достаточно простого эксперимента, чтобы убедиться, что послеобраз будто "приклеивается" к глазному яблоку, и двигается вместе с ним. Естественно из этого сделать вывод, что послеобраз яркого источника света возникает именно на сетчатке глаза, является результатом биохимических процессов насыщения и последующего восстановления в палочках и колбочках глаза.
Однако, с послеобразами всё далеко не так просто. Истина в том, что единого научного объяснения всему многообразию и сложности послеобразов сегодня не существует. Лишь в простых случаях – как при ослеплении ярким светом – послеобраз можно удовлетворительно объяснить процессами в сетчатке. Но, как мы убедимся, зрительные послеобразы иногда совершенно не похожи на образ-оригинал и не могут быть объяснены релаксацией глаз. Более того, послеобразы существуют не только в зрительном, но и в слуховом восприятии, в котором нет никакой "слуховой сетчатки". Они имеются в осязании и вкусовом восприятии ("послевкусие") - и также многообразны и сложны.
Нельзя сказать, что современная наука не занимается проблемой послеобразов. Но как-то вяло и бессистемно, без понимания важности этого явления. Зрительными послеобразами занимается одна небольшая кучка исследователей, звуковыми – другая, осязательными – третья. Общее лишь одно: чем дальше, тем сложнее становятся их объяснения и тем чаще они приходят к выводу, что послеобразы возникают не в периферии нервной системы (например, в сетчатке) а в центральных областях мозга, тех самых, которые отвечают за восприятие. Получается, что послеобразы являются важной частью процесса восприятия, а не просто шумом в наших недостаточно совершенных рецепторах: ведь наш мозг ими занимается настолько же “серьезно”, как и самими воспринимаемыми образами. Но почему? Какое значение и какую необходимость они имеют для процесса восприятия?
Нынешняя наука внятного ответа дать не в состоянии. Это придётся сделать нам самим. Мы будем двигаться к этому ответу на протяжении всего курса, но его полезно обозначить с самого начала: послеобразы являются естественным результатом деятельности первичных и общих для всех органов чувств механизмов восприятия, послеобразы словно их тень, от которой невозможно избавиться. И эта тень имеет прямое отношение к гештальту. Когда мы говорим о том, что когнитивный боец должен овладеть гештальт-модальностью восприятия мира, мы лишь указываем на необходимость научиться получать сознательный доступ к первичным механизмам восприятия, и осознание послеобразов – тут ценное практическое подспорье.
План курса
Мы начнем с того, что на простых опытах познакомиться с различными послеобразами – очень важно, чтобы каждый курсант Школы открыл для себя их сложность, многообразие, даже загадочность. Далее, мы займемся исследованием свойств внимания и познакомимся с закономерностями, которым оно подчиняется. После этого мы будем готовы уяснить прямую связь между гештальтом и послеобразами. Наконец, в завершение нашего курса мы расширим понятие послеобраза и научимся с их помощью воспринимать гештальты самой разной природы.
1
Полный гештальт
Здравствуйте. Да я о том же: ну очень хочется посмотреть на Ваше фото: не хватает полной информации о таком хорошем человеке. Пожалуйста... С уважением, Григорий.
Григорий Сериков gserikov@mail.ru (29.01.2014 17:36)
2
Ответ на почте. Правда без портрета :)
Роман Уфимцев (29.01.2014 21:13)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER