КОГНИТИВИСТНачинающим¹Второй курс
Второй курс, 1: Послеобразы цвета
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Второй курс.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
.
Второй курс
Фотогалерея: фракталы в природе
Второй курс, занятие 1: Послеобразы цвета
Темы:
Послеобразы – легко наблюдаемый эффект, но их исследования с давних времён оставались на обочине науки, порой совершенно незаслуженно.
Мы начнём своё собственное исследование послеобразов по стопам Иоганна Вольфганга Гёте. На рубеже 18-го и 19-го века он разработал теорию цвета, опираясь на наблюдение послеобразов. До сих пор это наиболее выдающееся по систематичности и результатам применение послеобразов как инструмента научного исследования.
Истинный гений гениален во всём – это в полной мере справедливо в отношении Гёте. Он был не только великим поэтом и писателем, он был выдающимся естествоиспытателем своего времени, с успехом занимался геологией, зоологией, ботаникой. Но самым важным личным достижением он считал собственную теорию цвета. Хотя сегодня эта теория не входит в число официально признанных естественнонаучных теорий, она является настоящим фундаментом современной колористики и технологий применения цвета в искусстве и дизайне.
Мы намерены вкратце повторить некоторые шаги, которые привели Гёте к открытию, но для начала следует учесть исторический и научный контекст, в котором жил и творил Гёте. В то время, на рубеже 18 и 19 века, безусловно лидировала теория цвета, выдвинутая Исааком Ньютоном. В ней он утверждал, что существует семь основных цветов, которые при смешении дают белый свет. Цвета образуют линейный спектр – от красного до фиолетового. В качестве доказательства Ньютон приводил опыт с призмой, когда в темноте луч белого света, проходящего через призму, расщеплялся на семицветную радугу. Гёте резко возражал Ньютону, он считал, что Ньютон неверно ставит эксперименты, что он искажает природные феномены в угоду своей теории.
Я уже писал об этом научном и философском противостоянии двух гениев. Сегодня, спустя двести лет, принято считать, что теория цвета Ньютона описывает истинную физическую основу цвета, а теория Гёте - лишь физиологические особенности восприятия. Однако, как бы то ни было, именно Гёте оказался прав, ведь цвет – это феномен восприятия, без воспринимающего глаза понятие цвета не имеет смысла. И если восприятие цвета подчиняется теории Гёте (а так оно и есть, как вы увидите сами), значит именно Гёте, а не Ньютон был прав – вне зависимости от физической основы теорий.
Начинаем опыты
Итак, для начала мы опытным образом убедимся, что послеобразы порождаются не только яркими источниками света.
Увеличьте эту картинку и неподвижно, примерно 10-15 секунд смотрите на красную точку в центре. После этого закройте глаза и для полного затемнения прикройте их ладонями. Наблюдайте, как в поле зрения начинает проявляться послеобраз круга.
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Обычно требуется несколько секунд, для того, чтобы послеобраз стал максимально ярким и отчетливым. Затем он начинает постепенно растворяться и исчезать.
Можно использовать и более простой метод наблюдения послеобразов - после созерцания картинки просто переводить взгляд на пустое белое поле рядом с картинками. Для простых экспериментов этот способ вполне годится.
Теперь попробуйте проделать то же самое с негативной картинкой:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Можно заметить, что в первом случае возникающий перед глазами послеобраз выглядит как темный круг на сером фоне, а во втором случае - наоборот, как светлый круг. Из этого можно сделать первое простое предположение: послеобраз каким-то образом противоположен самому образу. Белый круг обращается в темный, черный круг – в светлый.
Гёте предположил, что послеобраз – это компенсирующая реакция глаза на действие образа. Если мы надавим рукой на стол, приложив силу, рука подвергнется равному по величине и противоположному по направлению давлению со стороны стола (ньютоновское «действие равно противодействию"). Подобно этому, считал Гёте, при действии “силы образа” на глаз в нём возникает противоположная компенсирующая сила: например, если мы смотрим на светлый круг на темном фоне, глаз создает компенсирующий противо-образ темного круга на светлом фоне – его мы и воспринимаем как послеобраз.
Связь между образом и послеобразом можно сравнить со связью между предметом и его отпечатком, например, между ступнёй и её следом на песке. В некотором смысле форма следа противоположна форме ступни – там, где на ступне выступы, на следе наоборот, впадины. Это самое простое толкование послеобразов: они как следы на песке, быстро стираемые морским прибоем...
А что, если взять цветную фигуру?
Если черный круг даёт белый послеобраз, и наоборот, используя послеобразы как опытный инструмент, мы сможем найти пары цветов, являющиеся прямой противоположностью друг друга – как противоположны друг другу белый и чёрный.
Итак, для начала мы возьмем следующую картинку:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Спустя несколько секунд, после того, как вы закроете глаза, в поле зрения всплывет послеобраз красного круга. Он будет иметь голубой цвет.
Получается, что противоположностью красного является голубой цвет. Мы можем проверить это, взяв следующую картинку. Если мы правы, послеобраз должен быть красный:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Мы в этом убедились, и вслед за Гёте, можем уверенно утверждать: красный и голубой цвета являются естественной противоположностью друг друга. Возьмем картинку, послеобраз которой наглядно это демонстрирует:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Вернемся к нашему сравнению послеобразов со следами на песке. Если бы песок мог отразить “отпечаток” цвета, то наступив красной ногой на него, мы бы получили изумрудно-голубой след:
Если задуматься, это удивительно: два цвета - красный и голубой - оказываются между собой связанными такими же парными полярными отношениями как чёрное и белое, как выступ и впадина. Попробуйте вполне оценить смысл этого. Если вы не художник и не дизайнер, вы наверное считали цвета частью семицветного спектра, в котором они все выстроены друг за другом (так нас учат с детства). Но оказывается, всё интереснее и сложнее.
Далее действуя таким же образом, мы легко находим и другие парно противоположные цвета. Синий - жёлто-оранжевый:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Зелёный - розово-фиолетовый (“маджента”):
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Цветовой круг
Аналогичным образом мы можем убедиться, что и промежуточные цвета имеют свои противоположности, например, промежуточный между красным и оранжевым цвет имеет в качестве противоположности цвет, лежащий между изумрудно-голубым и синим.
Итак, цвета имеют свои противоположности и имеют между собой постепенные переходы. От этого наблюдения лишь один шаг до того, чтобы представить цвета лежащими на цветовом круге, "цветовом колесе". Этот шаг Гёте сделал:
На этом рисунке цветового круга, сделанном рукой самого Гёте (цвета несколько потускнели за два века) мы отметили три пары противоположных цветов, с которыми только что сами экспериментировали.
Этот цветовой круг и есть главная основа теории цвета Иоганна Вольфганга Гёте. И она радикально отличается от теории Ньютона, который считал, что цвета образуют не замкнутый круг, а линейный спектр:
Кто же был прав? Теория Гёте, в которой цвета организованы в цветовой круг, даёт очень простое и красивое объяснение цветовых послеобразов. А может ли дать объяснение теория Ньютона, в которой цвета образуют линейный спектр?
Как бы то ни было, по крайней мере, в сфере искусства теория цвета Гёте не подлежит сомнениям. Художники и дизайнеры научились мастерски использовать соотношения цветов, которые соответствуют парам, тройкам и другим комбинациям на цветовом круге:
Лодка и поверхность воды на картине Ренуара "Плавание по Сене" имеют прямо противоположные на цветовом круге цвета.
Первый итог
Цветовой круг – это важное открытие, при этом удивительно простое и доступное. Чтобы его обнаружить, Гёте было необходимо лишь с вниманием отнестись к тому, на что веками не обращали почти никакого внимания – на цветовые послеобразы. По значимости теория цвета Гёте сопоставима с теорией музыкальной гармонии. С помощью цветового круга можно находить гармоничные комбинации цветов, также, как правила музыкальной гармонии указывают на комбинации звуков, образующих гармоничные аккорды. Поразительно, но теория музыкальной гармонии разрабатывалась ещё Пифагором, и понадобилось больше двух тысячелетий, чтобы подобные правила гармонии были обнаружены и в области визуальных искусств. Это сделал Гёте, отнесясь к послеобразам как к серьезному методу исследования.
Однако, теория цвета Гёте не ограничивается цветовым кругом. В действительности, Гёте выдвинул нечто большее, чем альтернативную схему организации цветов. Он утверждал, что цвета возникают в результате “борьбы” между светом и тьмой, между белым и чёрным. С точки зрения современных представлений, это абсурд: мы все знаем, что цвета существуют изначально как излучения различных длин волн, и при смешении дают белый свет. А тьма – это просто отсутствие света. Но Гёте считал иначе. Для него изначальными являлись свет и тьма, две противоположные энергии, две противостоящие силы. И лишь тогда, когда эти две силы вступают в напряжённое взаимодействие, возникает феномен цвета. И от степени этого напряжения зависит цвет. На следующих занятиях мы попробуем понять, что навело Гёте на это странное представление.
А закончим мы примером занятной зрительной иллюзии, которая основана на использовании цветовых послеобразов. Теперь вы легко объясните её действие. Неподвижно смотрите на точку в центре картинки, до тех пор, пока она не сменится (смена происходит каждые 15 секунд):
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER