КОГНИТИВИСТНачинающим¹Второй курс
Второй курс, 2: Свойства зрительных послеобразов
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Второй курс.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
.
Второй курс
Фотогалерея: фракталы в природе
Второй курс, занятие 2: Свойства зрительных послеобразов
Темы:
Мы продолжаем исследование цветовых послеобразов. На этом пути нас ждёт еще немало любопытных наблюдений.
Всё не так просто
На первом занятии мы вслед за Гёте выдвинули предположение, что послеобразы являются в некотором роде противоположностью образов. Черный круг дает белый послеобраз, красный круг – послеобраз голубого цвета и т.д. Однако, с послеобразами всё не так просто.
Вот простая картинка. Прежде, чем провести с ней опыт, попробуйте интеллектуально “вычислить”, какой послеобраз она даст. Кажется, всё просто: жёлтый фон на послеобразе будет фиолетовым (противоположностью желтого является фиолетовый), а черная буква станет на послеобразе белой. Теперь проведите опыт:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Неожиданный результат, не правда ли? Послеобраз черной буквы оказался свет-жёлтым! Но откуда послеобраз буквы, лишённой цвета, приобрёл цвет?
Теперь возьмем другую картинку. Какой послеобраз она может вызывать, попробуйте угадать:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Вновь фон послеобраза фиолетовый, а послеобраз белой буквы - желтый.
Полагаю, сообразительный курсант может объяснить, что происходит. Послеобраз этих картинок - не простой негативный отпечаток образа, не простая противоположность исходного изображения. Послеобраз нельзя получить простым суммированием послеобразов каждой из деталей изображения, он возникает как реакция на целое изображение. Послеобраз - целостный феномен.
Разберемся детальнее в этом очень важном для нас выводе.
Перед первым опытом мы пробовали “вычислить” послеобраз исходя из идеи, что послеобраз является простой противоположностью исходного образа. Наша логика шла следующим путём:
Исходный образ (1) мы мысленно разбили два элемента: пустой жёлтый фон (2) и черную букву (3). Затем мы, на основании своего опыта предположили, какой послеобраз вызовет каждый из этих элементов изображения. Пустой желтый фон должен иметь фиолетовый послеобраз (5), черная буква должна иметь послеобраз в виде белой буквы (6). Далее, мы мысленно собрали картинку из получившихся частей и получили результат - белую букву на фиолетовом фоне (4).
Результат оказался неверным. На самом деле послеобраз выглядит как ярко-желтая буква на фиолетовом фоне (8). Это значит, что в действительности послеобраз не конструируется из деталей изображения, как это мы делали. Послеобраз – это цельная, а не поэлементная реакция на весь исходный образ.
Точка в вопросе о сетчатке
Такого рода целостные свойства послеобраза невозможно объяснить биохимическими процессами в сетчатке глаза. Чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку, обратимся к зрительной иллюзии, которую предложила в 1965 году Селист МакКаллох:
Минут 5 разглядывайте первую картинку. Держать взгляд в одной точке не обязательно (используйте увеличенные изображения, поскольку картинки содержат анимацию, которой нет на миниатюрах). Затем закройте её и откройте вторую картинку:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Вы сможете заметить, что области с вертикальными линиями и области с горизонтальными линиями на второй картинке окрашены по-разному. Области с горизонтальными линиями отчетливо несут розовый оттенок, послеобраз зеленого цвета на первой картинке. Области с вертикальными линиями - наоборот, зеленоватый оттенок, послеобраз розово-фиолетового цвета. Эта иллюзия является абсолютным доказательством того, что цветовые послеобразы не порождаются в сетчатке глаза, причина в трех моментах:
  1. Пока мы созерцали первую картинку цветовые поля изменялись, так что цвета не могли “впечататься” в ту или иную конкретную область сетчатки.
  2. Распределение цветовых послеобразов на второй картинке (ромбовидное) не имеет ничего общего с распределением цветов на первой картинке.
  3. Цветовая иллюзия оказывается очень стойкой. Даже спустя пару часов при взгляде на вторую картинку цветовые послеобразы продолжают проявляться. Это слишком большой срок для сохранения каких-то следов в сетчатке глаза.
И даже на следующий день вы можете заметить действие этой иллюзии. А что, если один раз попробовав этот опыт, мы больше никогда не отделаемся от его последствий? Если так, то это первый в истории “компьютерный вирус” для мозга, который проникает в него через зрение и навсегда искажает его работу. Об этом писали только фантасты! Не опасно ли это?
Не беспокойтесь, вы легко можете получить “антивирус”, нужно лишь немного смекалки. Догадались, что нужно сделать, чтобы избавиться от иллюзорного окрашивания второго рисунка?
Если догадались, поздравляю вас, вы изобрели и применили первый в истории антивирус для мозга!
Вот пример зрительной иллюзии, основанной на том же принципе:
Итак, созерцая с закрытыми глазами послеобразы вы можете быть уверены: это не какие-то следы на сетчатке глаз, это результат работы центров восприятия в самом мозге. И это очень важный вывод. В частности, существование полярных пар в цветовых послеобразах, на основе чего Гёте и разработал свою теорию цвета, не является результатом свойств цветовых рецепторов глаза (это нынешнее “официальное” объяснение цветовых послеобразов), потому что в абсолютном большинстве случаев послеобразы производятся мозгом, а не сетчаткой глаза. Исключением являются случаи, когда рецепторы глаза “зашкаливают” от солнца или других слишком ярких источников света. Иными словами, цветовой круг Гёте раскрывает не просто особенности работы глазных рецепторов, а саму суть цветового восприятия. И здесь можно задать резонный вопрос: а почему природа устроила именно так?
Первые и вторые послеобразы
Сейчас по плану нам следует вернуться к самам “простым” послеобразам черно-белых изображений. Однако теперь, после того, как вы наработали некоторый опыт наблюдения послеобразов, мы должны исследовать их более тонко.
Попробуйте сосредоточиться взгляд на красной точке достаточно длительное время, секунд на 20-30, а затем, закрыв глаза, будьте внимательны к тому, что действительно вы будете видеть:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Если вы были достаточно внимательны и наблюдательны в течение наших экспериментов, вы уже могли заметить, что в реальности мы каждый раз наблюдаем не один определённый послеобраз, а несколько различных послеобразов, которые сменяют друг друга. После созерцания этой простой картинки последовательность примерно такова:
Мгновенно после того, как глаза закрыты, возникает первый послеобраз и даже после наблюдения черно-белого рисунка он явно содержит цвета, следующие в определённом порядке. Приблизительно (насколько можно это изобразить) этот первый послеобраз выглядит так:
Этот послеобраз остается в поле зрения примерно 1 секунду, а затем исчезает, растворяется. Далее, после нескольких секунд пустоты возникает второй послеобраз, который выглядит примерно так:
Он остается перед глазами более длительное время, медленно исчезая. (Если вы дополнительно прикрываете закрытые глаза ладонями, убирая ладони, но при этом не открывая глаз, вы можете вновь и вновь "активизировать" второй послеобраз, даже если он начал пропадать) Именно этот, более стойкий второй послеобраз мы и исследовали на первом занятии. Даже спустя минуту, открыв глаза и взглянув на какую-либо равномерно окрашенную поверхность, вы сможете заметить остатки действия этого послеобраза в виде иллюзорного светлого круга.
Но и это ещё не всё. Если вы внимательны и достаточно долго не открываете глаза, вы заметите и третий послеобраз, он возникает после того, как в поле зрения исчезает, растворяется второй. Вы увидите послеобраз рамки на нашем рисунке, при этом послеобраз круга уже исчезнет и рамка будет пустой:
Если вы проследили эту последовательность послеобразов (она у вас может в деталях отличаться - восприятие вещь весьма индивидуальная), вы готовы сделать ещё два важных наблюдения:
  1. Черно-белое изображение может порождать послеобраз, содержащий цветовые детали. В опытах с буквами на желтом фоне мы уже сталкивались с тем, что черно-белая деталь цветной картинки может окраситься на послеобразе, но тут мы имеем иную ситуацию: полностью черно-белое изображение может давать цвет в послеобразах.
  2. Различные элементы изображения могут распадаться на несколько следующих друг за другом послеобразов.
По причинам, которые станут ясны из дальнейшего, для нас особый интерес представляют первые послеобразы – те, которые возникают сразу после того, как мы закрываем глаза (или переводим взгляд). Они исчезают в доли секунды, и поэтому их не так просто наблюдать, но именно они нас интересуют больше всего.
Итак, в первом послеобразе картинки вокруг круга возникает радужная рамка. Как она изменится, если мы возьмем противоположное изображение? Следите за первым послеобразом (наблюдать его ясно не просто, но после тренировок получается):
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Мы увидим нечто подобное тому, что видели уже раньше, но распределение цветов в каёмке круга меняется на прямо противоположное, примерно так:
Итак, в первых послеобразах на границе между черными и белыми участками изображения возникают цветные переходы, похожие на радугу. Направление цветов в ней зависит от того, какая граница на исходном изображении: от белого к черному или наоборот, при этом сама радуга выглядит не полной, в ней отчетливо заметна только часть цветов.
Вернёмся к теории цвета Гёте. Он разделял все цвета на две группы, образующие “теплый” и “холодный спектры”, так что противоположностью любому тёплому цвету является определенный холодный цвет:
Насколько это удается наблюдать, возникающие в послеобразах цветовые границы образованы последовательностью цветов теплого спектра, причем направление этого спектра меняется в зависимости от направления перехода белое-черное на исходной картинке.
Мы уже говорили о том, что Гёте считал цвет результатом напряжения, взаимодействия между светом и тьмой. При этом роль теплых и холодных цветов в этой борьбе различна. Тёплая гамма цветов возникает тогда, когда "тьма уступает свету", когда свет пробивается через тьму. Наоборот, холодная гамма возникает тогда, когда "тьма побеждает свет", когда через свет струится тьма.
Вот как объясняется возникновение цветных ободков в послеобразах с точки зрения теории Гёте: в первые мгновения после того, как глаза закрываются, мы продолжаем видеть картину, но веки создают тёмную помеху перед взглядом. Через неё продолжает пробиваться свет от белых участков изображения и это порождает цветовую гамму на границах между белыми и чёрными участками картинки - в них происходит порождающая цвет "борьба" между светом и тьмой. Но продолжается это лишь несколько мгновений – пока наше сознание не отдаст самому себе команду: "глаза закрыты, больше ничего не видим". Звучит фантастически?
Не пугайтесь, это была лишь игра с теорией Гёте. К настоящей причине возникновения цветовых эффектов в послеобразах черно-белых изображений мы подойдем позже.
Еще один момент в этих послеобразах странным образом созвучен теории Гёте. Он считал красный цвет самым ярким проявлением борьбы, напряжения между светом и тьмой, самым ярким проявлением феномена цвета как такового, родителем всех цветов. Интересно, что наиболее ярким и заметным цветом, возникающим в первых послеобразах, порожденных нашими черно-белыми картинками является именно красный.
На этом пункте мы расстаемся с теорией цвета Гёте. Мы познакомились с важнейшими идеями этой теории и опытным путем смогли убедиться в том, что у её автора были веские основания для выводов. И конечно, одним из таких оснований для Гёте было наблюдение послеобразов. В нашем исследовании гештальта нам было по пути с этим гением, и возможно, это не случайно. Ведь именно Иоганн Вольфганг Гёте был тем человеком, который ввел в обиход слово гештальт в том смысле, в каком он сегодня используется в науке, и в каком его используем мы. Может быть, нам с ним по пути много дальше, чем может показаться...
Далее мы обращаемся к ещё более причудливым послеобразам, о которых Гёте ничего не писал, а современная наука просто не в силах их никак объяснить.
1
Опыты с буквами
Во втором опыте с белой буквой на желтом фоне послеобраз - коричневая буква на фиолетовом фоне. Хорошо, пусть это будет желтый, темно-желтый, очень темный желтый. По сути, коричневый - это и есть темный желтый, оранжевый или красный. Кстати, если учитывать эффект симультанного контраста, ничего удивительного в том, что ахроматические буквы в послеобразе желтеют. Механизм такой: когда мы смотрим на нейтральную букву на желтом фоне, возникает симультанный (одновременный) контраст и буква в нашем восприятии приобретает фиолетовый оттенок, при последовательном контрасте же (послеобраз) фиолетовый становится желтоватым. Тема одновременного (симультанного) контраста и последовательного подробно раскрыта у Иттена и других теоретиков цвета. Опыт же с буквами интересен тем, что мы видим послеобраз симультанного контраста или иллюзии, послеобраз образа или послеобраз одновременного контраста. Уж не знаю, как это лучше назвать, надеюсь, не очень путано изложила мысль)
Сова (5.05.2015 15:56)
2
Нет, не путано, все вполне ясно. Да, можно и так объяснить. Но в любом случае, послеобраз оказывается не простым обращением исходного образа. И вот что тут интересно: как эти результаты можно обобщить на восприятие вообще. Скажем, на восприятие смысла событий, восприятия добра и зла, красивого и уродливого...
Роман Уфимцев (5.05.2015 21:18)
3
Граница чёрного и белого
У меня почему-то наоборот, на этой границе в после образе возникли цвета холодного спектра
Катерина (26.01.2016 13:43)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER