КОГНИТИВИСТНачинающим¹Второй курс
Второй курс, 3: Послеобразы и движение
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Второй курс.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
.
Второй курс
Фотогалерея: фракталы в природе
Второй курс, занятие 3: Послеобразы и движение
Темы:
Движение в послеобразах
На прошлом занятии мы обнаружили, что чёрно-белое изображение может порождать цветные послеобразы. На этом занятии мы познакомимся с еще более неожиданным фактом: неподвижное изображение может порождать движущийся послеобраз. Убедитесь сами:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
В первые мгновения после того, как вы закрываете глаза, в поле зрения совершенно отчётливо происходит вращение. Первый послеобраз этой картинки вращается, при том, что сама картинка совершенно неподвижна. Оно продолжается около секунды, затем первый послеобраз исчезает и возникает второй послеобраз. Он не вращается и имеет довольно предсказуемый вид: набор кругов зеленоватого оттенка.
Но нас особо интересует именно первый послеобраз. В какую сторону он вращается? По часовой стрелке или против?
Проделайте еще один эксперимент с этой картинкой: перед тем, как закрыть глаза, мысленно начните её вращать сначала по часовой стрелке, а затем - против. Вы заметите, что послеобраз вращается именно в ту сторону, в какую вы мысленно закручивали изображение перед тем, как закрыть глаза. Почему так легко удаётся мысленно заставлять вращаться послеобраз в ту или иную сторону?
Я предложу ответ, который может показаться странным: потому что в послеобразе содержится вращение, но не содержится указания, в какую сторону должен вращаться послеобраз – это мы можем менять произвольно, самовнушением.
Этот наблюдение приводит нас к удивительной идее: мы верим, что движение всегда связано с определённым направлением, в котором происходит смена положения предметов в пространстве. Если нет направления, то и нет движения. Однако, для нашего восприятия движение может существовать без направления, без смены положения - именно его мы наблюдаем в послеобразе этой картинки. Оказывается движение и направление – не обязательно связанные вещи и мы способны видеть буквально “неподвижное движение”.
Между прочим, этот парадоксальный вывод сделали и современные нейропсихологи. После ряда экспериментов они выдвинули гипотезу, что за восприятие скорости предметов и смены их положения отвечают разные группы нейронов мозга. Обычно они активируются вместе – тогда мы видим обычное движение, приводящее к смене положения предметов. Такое движение имеет определенное направление. Однако, эти две группы нейронов могут активироваться и по отдельности. Если активируются нейроны, отвечающие за восприятие скорости, но не те, которые отвечают за восприятие изменения положения, мы видим "неподвижное движение". Кажется, тут мы имеем именно такой случай.
Вопрос на сообразительность: что будет, если наоборот, активируются группы нейронов, отвечающие за восприятие смены положения предметов, но не активируются те, которые отвечают за восприятие скорости? Есть ли какие-то примеры в обыденном опыте, когда мы видим, что положение предметов меняется, но не замечаем самого движения?
Есть и ещё кое-что занятное в этой картинке. Замечаете ли вы, созерцая эту картинку, периферией взгляда какое-то мельтешение, блеск, движение вдоль фиолетовых колец? Это и есть “неподвижное движение”, которое заставляет вращаться послеобраз, когда мы закрываем глаза. Мы его можем заметить, даже не закрывая глаз.
Послеобразы движения
А как выглядят послеобразы настоящего, "подвижного" движения? В большинстве случаев всё довольно просто: послеобразом движения чаще всего является движение в противоположном направлении - в полном соответствии с нашей первой гипотезой, что послеобразы каким-то образом противоположны исходному образу. Вот типичная зрительная иллюзия, использующая этот эффект:
Проделайте несколько опытов с этой анимацией:
1) Наблюдайте движение линий и закрывайте глаза прямо перед тем, как появляется фотография - нам нужен только послеобраз движущихся полос. Вы сможете заметить: первый послеобраз картинки содержит движение в обратном направлении, нежели сами полосы, изнутри наружу. При этом форма самого послеобраза не имеет ничего общего с изначальной картинкой – можно заметить какие-то причудливые гнутые лепестки, расходящиеся от центра, словно у цветка или кактуса. Если попробовать это примерно изобразить:
При этом второй послеобраз совершенно не интересен - просто мутный прямоугольник без рисунка.
2) Когда после пристального созерцания полос возникает фотография, ее рисунок иллюзорно деформируется в обратном направлении – фотография "распухает". Так послеобраз, содержащий, как мы уже заметили, обратное движение, накладывается на новое изображение, фотографию, и возникает иллюзия движения. Это очень важный для нас момент: послеобразы влияют на непосредственное восприятие. Они проявляются не только тогда, когда мы закрываем глаза, а всякий раз, когда мы изменяем фокус внимания. Когда наше восприятие перестраивается на новый объект, мы воспринимаем его с искажениями, вносимыми послеобразами предыдущих восприятий.
3) Прикройте один глаз и созерцайте движение полос только одним глазом, а затем, когда вот-вот возникнет фотография, прикройте его и наблюдайте фотографию другим глазом, который не "накачивался". Вы увидите, что эффект искажения проявляется точно также. Иными словами, полосы может наблюдать один глаз, а эффект искажения, связанный с действием послеобраза - другой. Это еще одно абсолютное доказательство, что послеобразы возникают не в сетчатке глаза, а в центрах восприятия в мозге.
Искажающее влияние предыдущего послеобраза можно заметить и на очень простых статичных картинках. Несколько секунд смотрите на левую часть картинки с наклонными линиями. Затем переведите взгляд на правую часть картинки:
Образы и послеобразы одновременно
После нашего опыта, проведенного в сотрудничестве с Альбертом Эйнштейном, мы знаем: послеобразы могут накладываться непосредственно на прямо воспринимаемые объекты и вносить соответствующие искажения. Они проявляются не только при закрытых глазах. Послеобраз предыдущего объекта влияет на восприятие следующего. (Если вы на первых занятиях не закрывали глаза, а переводили взгляд на белое поле, вы уже знакомы с этим эффектом)
Двигаемся далее. Понаблюдайте следующую картинку:
Вы заметите, что и в данном случае послеобразом движения является движение в противоположную сторону - фиолетовый круг иллюзорно движется направо. Послеобраз содержит движение направо, которое накладывается на картинку кружка и заставляет его иллюзорно двигаться. Кстати, обратим внимание на форму первого послеобраза. Кроме того, что он содержит движение, он представляет собой какое-то сложное вытянутое по горизонтали переплетение линий - замечаете? Выглядит примерно так:
Разве не забавно, что такое простейшее изображение (пусть движущееся) порождает такой странный послеобраз?
А теперь взгляните на это:
Здесь неподвижный круг совершенно отчетливо движется направо - точно также, как в предыдущем примере. Происходит вот что: одновременно с тем, как мы наблюдаем движение полос, активизируется и послеобраз этого движения, который искажает наше восприятие круга, оздается иллюзия его движения в противоположную сторону. Иными словами, послеобразы способны влиять не только на восприятие следующего объекта – как в случае с фотографией Эйнштейна – но и на восприятие текущего объекта. Мы можем одновременно видеть и образ и его послеобраз!
Именно так объясняется множество иллюзий, с которыми мы все сталкиваемся в жизни:
Когда поезд медленно и плавно останавливается у перрона, первые мгновения после остановки нам кажется, что он немного катится назад. Если мы сидим в стоящем поезде, а соседний поезд трогается, нам кажется, что и наш поезд трогается с места – но в противоположном направлении.
Если мы поднимаем глаза на высокую башню на фоне плывущих облаков, нам кажется, что башня наклоняется в сторону, противоположную движению облаков. Если облака наплывают из-за нашей спины, нам кажется, что башня падает прямо на нас!
Мы воспринимаем послеобразы вместе и одновременно с непосредственно наблюдаемым объектом или картиной. Они вовсе не включаются только тогда, когда мы закрываем глаза, они возникают и начинают действовать на наше восприятие сразу, как только мы на чем-то остановили свой взгляд.
Это легко заметить и на других послеобразах, например, цветовых:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Чем дольше вы созерцаете эту картинку, тем зеленее становится лист. Так послеобраз розово-фиолетового фона начинает влиять на восприятие цвета листа, окрашивать его. Закройте глаза и понаблюдайте послеобраз этой картинки. Вы увидите, что послеобраз фона, как положено, зелёный, а послеобраз листа имеет яркий розово-фиолетовый цвет – будто лист на картинке был не серого, а ярко зеленого цвета.
Вот еще одно изображение, на котором немедленное действие послеобраза еще заметнее:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Не правда ли, желтые фигуры просвечивают через черный прямоугольник? Это иллюзия и она вызвана влиянием послеобраза, который порождает эта картинка и который начинает немедленно вмешиваться в ее восприятие. Можете в этом убедиться. Созерцайте её достаточно длительное время, а затем закройте глаза и наблюдайте последовательную смену послеобразов. Вы заметите, что на первом послеобразе синие послеобразы этих желтых фигур не разделяются четко на верхние и нижние части, они словно cливаются в единые прямоугольники:
И лишь на втором послеобразе всплывает разделявший их прямоугольник, причём лишенный окраски:
На этом мы завершаем изучение простейших зрительных послеобразов. Мы уделили этой теме целых три занятия не только для того, чтобы у курсантов выработались навыки наблюдения послеобразов, но и для того, чтобы убедиться в трех важных свойствах послеобразов:
  1. Послеобразы – это не результат несовершенства сетчатки глаза, они порождаются теми же процессами в мозге, что и само восприятие. Восприятие и послеобразы неотделимы и связаны между собой какой-то глубокой и важной связью. Почему-то восприятию необходимы послеобразы, но причины этой необходимости современной науке неизвестны и в лучшем случае учёные продолжают считать послеобразы результатом "программных ошибок" в работе мозга.
  2. Послеобразы проявляются не только при закрытых глазах, их влияние проявляется всякий раз, когда мы переводим взгляд с одного объекта на другой. Послеобраз предыдущего объекта влияет на восприятие следующего. Иногда это влияние настолько значительно, что приводит к искаженному восприятию.
  3. Даже тогда, когда мы не переводим взгляда и воспринимаем один определенный предмет, одну определенную картину, ее собственный послеобраз начинает вмешиваться в восприятие, иногда существенно искажая его. На этом принципе основано множество зрительных иллюзий.
Мы будем и далее шаг за шагом двигаться к пониманию фундаментальной роли, которую играют послеобразы в нашем восприятии. Но прежде нам следует убедиться, что послеобразы характерны не только для зрения, но и для других каналов восприятия.
1
спасибо, МАСТЕР!!!
С удовольствием читаю допоздна, напропалую эти удивительные вещи....
Григорий gserikov@mail.ru (29.01.2014 19:56)
2
Спасибо, Григорий
Я рад, что вам интересно. Мне тоже :)
Роман Уфимцев (29.01.2014 21:08)
3
Спасибо
я уже очень долго ищу хоть какую-то информацию в связи со "шлейфами", которые вижу от предметов, чтобы выяснить относится ли это к дефекту зрения или нет. Врачи не знают об этом ни-че-го))) Спасибо за эту работу.
Маргарита (21.03.2014 14:39)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER