КОГНИТИВИСТНачинающим¹Второй курс
Второй курс, 7: Щупальце внимания
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Второй курс.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
.
Второй курс
Фотогалерея: фракталы в природе
Второй курс, занятие 7: Щупальце внимания
Темы:
На предыдущем занятии мы выяснили, что внимание как связующее звено между миром и нашим разумом характеризуется двумя характеристиками – направлением и типом настройки. Внимание может быть настроено на геометрическую форму предметов, на их цвет, особенности движения и т.д. Мы обнаружили также, что внимание охотнее переключается на те вещи, которые не требуют его перенастройки.
В заголовок этого занятия вынесена аналогия, которая оказывается полезной и неожиданно точной. Внимание действительно очень похоже на щупальце, которое может перемещаться в пространстве и принимать различную форму.
Руки и щупальца
Перед вами на столе лежит яблоко. Что происходит, когда мы намерены его взять? Мы протягиваем к нему руку и наша ладонь, наши пальцы принимают вогнутую форму, которая лучше всего подходит для захвата яблока и подобных округлых предметов.
Нечто подобное происходит, когда мы обращаем на яблоко лишь свой взгляд. Наше внимание направляется на него, и одновременно настраивается на восприятие яблока как округлого красного объекта. Внимание ведет себя точно также, как рука – оно протягивается к яблоку и изменяет свою настройку, чтобы захватить яблоко и открыть нашему разуму возможность осознать его.
Представьте себе, что вы оказались в саду. Ваш друг залез по лестнице в крону яблони и начал бросать вам сверху яблоки. Ваши руки вскоре примут определенную оптимальную форму для надежного захвата летящих яблок и вы будете легко хватать все, не роняя их. Но вдруг ваш друг решил подшутить, и скинул сверху сливу, которую достал с соседнего дерева. Вероятно, что вы ее упустите, потому что для хватания сливы нужна другая настройка руки, пальцев, а на перестройку с “яблочного” положения на “сливовое” требуется время. Если ваш друг кинул сливу неожиданно, ваши руки могут просто не успеть перестроиться на новую форму.
Нечто подобное происходит с нашим вниманием. Если оно настроилось на яблоки, ему очень легко перепрыгивать с одного на другое, но если перед нами неожиданно возникает слива, то мы можем просто упустить ее из внимания, потому что на перестройку требуется время, а оно есть не всегда. И мы знаем: упустить из внимания, значит просто не осознать, не заметить.
Но чаще даже не дефицит времени мешает нам “ухватить сливу”. Иногда мы настолько жестко сосредотачиваем свое внимание на определенном типе вещей, что просто не замечаем других. Это свойство называется избирательностью внимания. Вещи, которые не соответствует текущей настройке внимания, просто не проникают в наше сознание, как бы явны и доступны для восприятия они ни были. Вот интересная демонстрация этого эффекта.
Вопрос диктора: “Тест на осознание. Сколько передач мяча сделает команда в белой форме?” Обязательно посмотрите видео, прежде, чем читать дальше!
Этот вопрос заставляет нас усиленно фокусироваться на действиях игроков в белом и особенно на движениях белого мяча. Происходит узкая настройка нашего внимания на белый цвет и небольшой круглый мяч, все остальное остается за бортом нашего внимания, а значит, и сознания. Только задумайтесь, как мы можем совершенно не замечать очевидных и даже нарочито очевидных вещей, если наше внимание не настроено на них!
Если наша рука настроена на то, чтобы взять вилку, она не ухватит стакан, если она настроена на молоток, она не ухватит гвоздь – разные типы предметов требуют разной настройки наших рук. Аналогично, разные типы воспринимаемых вещей требует разной настройки нашего внимания, разной формы его “щупальца”.
Больше, чем аналогия
Однако, “щупальце внимания” может оказаться чем-то большим, нежели просто аналогия. Проведем несколько опытов. Их лучше проводить в тихой, спокойной обстановке.
Опыт 1. Выберите место, где перед вами имеется два предмета. Один - очень небольшой, вроде монетки. Второй - большой, например, папка с бумагами или коробка из под обуви.
Попробуйте поочередно фиксировать свой взгляд и внимание то на одном, то на другом предмете. Вы обнаружите, что переключение внимания от одного предмета к другому вызывает достаточно заметные ощущения в области лба и глаз. Разумеется, их легко можно объяснить как ощущения в мышцах, управляющих движением и фокусировкой глаз, ведь мы перемещаем взгляд, изменяется фокусное расстояние до предметов и т.д. Однако...
Эта схема приведены только для иллюстрации, рекомендуется проводить опыты на реальных предметах.
Выберите третью точку, расположенную между двумя предметами, и неподвижно зафиксируйте свой взгляд на ней. Из прошлых опытов мы знаем, что направление взгляда и направление внимания – разные вещи. Наша задача заключается в том, чтобы не изменяя направление взгляда, зафиксировав его на третьей точке, перемещать свое внимание от одного предмета к другому и наблюдать за своими ощущениями.
Вы сделаете странное открытие: хотя наш взгляд остается неподвижным, ощущения в глазах и области лба при перестройке внимания не исчезли, хотя может быть и ослабли. Иными словами, мышцы глаз не задействованы, неподвижны, но ощущения перенастройки остаются.
Впрочем, и этому можно найти объяснение. Например, предположить, что при перестройке внимания наши глаза рефлекторно стремятся следовать за изменяющимся фокусом внимания, происходят незаметные микродвижения глаз, а значит, глазные мышцы все же включаются в дело и порождают соответствующие ощущения. Пока согласимся с этим, для нас сейчас важны не объяснения, а наблюдения.
Повторите опыт, продолжая фиксировать взгляд на одной точке. Задача: заметить разницу в ощущениях при перестройке внимания на маленький и большой предметы. Одинаково ли ощущение в области глаз и лба при фиксации на этих разных предметах?
Обычно фиксация внимания на маленьком предмете вызывает более интенсивное, “острое”, напряженное ощущение, а фиксация на большом – более “свободное”, “широкое” чувство. Если вы хорошо владеете своим языком (имеется в виду тот, что у вас во рту), и умеете вытягивать его в заостренную трубочку или, наоборот, расширять в плоскую лопатообразную форму, вы поймете о чем идет речь. Концентрация внимания на маленьком предмете вызывает ощущения, похожие на те, что испытывает язык, когда заостряется, вытягивается. И наоборот, фокус внимания на большом предмете вызывает ощущения, схожие на те, что мы переживаем, когда делаем язык плоским и широким:
Итак, как бы мы не объясняли дело, мы можем ощущать перестройку своего зрительного внимания, при этом его разные настройки (например, на большие предметы или маленькие) вызывают разные ощущения.
Опыт 2. Расположитесь на стуле в середине комнаты. Вы обращены лицом в одну половину комнаты, у вас за спиной – другая. Выберите в комнате четыре предмета: один - прямо перед вами, один – в правом поле бокового зрения, один – в левом поле, и последний – у вас за спиной, которую вы не можете видеть. Например, перед вами на стене может висеть картинка в рамке, справа боковым зрением вы можете видеть вазу на столе, слева – окно, за спиной – выключенный телевизор, который вы не видите, но знаете, что он есть.
Кроме того выберите точку для фиксации взгляда, на которой он будет остановлен в течение всего опыта. Пусть она также будет где-то перед вами, например, ниже картины на стене.
Сначала сосредоточьте внимание на картине (вы видите ее только боковым зрением). Затем переместите свое внимание с картины на стене к окну. Далее несколько раз перемещайте свое внимание слева направо, от окна к вазе на столе. Переключитесь на телевизор, постарайтесь сосредоточить на нем свое внимание, даже если вы его не видите – это вполне возможно. Пробуйте перенаправлять внимание взад и вперед - от телевизора к картинке на стене и обратно.
Может быть, вы заметите это сами, а может быть, вам придется повторить опыт после этой подсказки, но при изменении направления внимания от одного предмета к другому в голове или около нее ощущаются слабые, но вполне заметные движения, изменения напряжения, тяжести. Например, при перемещении внимания справа налево это ощущается как перемещение чего-то почти невесомого внутри головы справа налево.
И вновь, эти слабые ощущения можно объяснять микродвижениями глаз и другими слабыми рефлекторными движениями головы, шеи и т.д. Вполне годится, например, такое объяснение: перестраивая свое внимание, допустим, направо, мы запускаем рефлекс, который обычно поворачивает голову и глаза вслед за фокусом внимания. Но мы сознательно блокируем его работу, и это вызывает ощущение тяжести или напряжения в мышцах, отвечающих за поворот головы и глаз - его мы и чувствуем.
Это вполне убедительное, даже научное объяснение. Но если бы мы были более наивны и ничего не знали о рефлексах, мышечных потенциалах и микродвижениях, мы бы предпочли гораздо более простое и интуитивно понятное объяснение своим ощущениям: внимание – это невидимое и легкое как воздух щупальце, которое простирается от нашей головы в сторону воспринимаемого предмета и, настраиваясь на его форму, захватывает его.
Оно может перемещаться из стороны в сторону – мы способны это ощутить. Захватывая монетку на столе, оно может становиться узким и острым, а может расширяться, когда мы фиксируем внимание на чем-то большом. И это мы тоже можем довольно ясно почувствовать:
Эти картинки - лишь очень приблизительное описание ощущений в наших опытах. Ни в коем случае не считайте их “схемой” чего-то реально происходящего!
Мы знаем: взгляд и фокус внимания в обычных условиях двигаются вместе, синхронно. В обычных условиях наш взгляд направлен туда, куда направлено наше внимание. И любопытно, что около 60% детей раннего школьного возраста считают, что когда мы смотрим, из глаз выходит нечто, что соприкасается с воспринимаемыми предметами. Конечно, они говорят не столько о зрении вообще, сколько о центральном зрении, обычно связанным со зрительным вниманием. Они ничего не знают о рефлексах, они просто объясняют свой непосредственный опыт самым простым и доступным им образом.
Прислушаемся к языку, на котором мы общаемся: “бросить взгляд”, “пронзительный взгляд”, “положить глаз”, “окинуть взглядом”. Совершенно такая же ситуация и в других языках – взгляд представляется особой конечностью или предметом, который можно бросать, ложить, кидать, которым можно пронизывать... Взгляд можно перехватить, он может быть острым, тяжелым или теплым... Все это обороты речи, которые настолько распространены, до такой степени естественны и понятны нам, что невозможно сомневаться: они отражают наш непосредственный опыт.
Известный своими “антинаучными” гипотезами британский биолог Руперт Шелдрейк однажды опубликовал список экспериментов и наблюдений, которые может провести любой человек. В их числе были наблюдения за домашними животными, которые часто непонятным образом знают точный момент возвращения хозяина домой и другие вещи, которые невозможно объяснить современными научными теориями. В их ряду Шелдрейк поставил эффект ощущения чужого взгляда. Вероятно, это знакомо каждому: спонтанно повернув голову, заметить, что на вас кто-то в упор смотрит. Некоторые люди говорят, что они буквально ощущают чужой взгляд или внимание.
Если зрительное восприятие устроено так, как рисует его нынешняя наука (прием лучей, получение изображения на сетчатке и последующая его обработка в мозге), то ощущать чужой взгляд невозможно в принципе, наивные дети просто заблуждаются, а обороты нашей речи совершенно не соответствуют реальности. Но если все-таки современная наука чего-то недопонимает, многое может предстать в ином свете.
Однако, нам ни к чему доказывать, что щупальце внимания реально существует. Мы будем довольствоваться тем, что это – очень удобная метафора, которая позволит нам обнаружить и понять еще немало свойств восприятия.
Исследуем щупальце
До сих пор мы связывали действие щупальца внимания (реальное или метафорическое - нам не важно) со зрением . Однако, легко убедиться, что и слуховое восприятие тут не остается в стороне. Проведем опыт. Выберите место, где имеется два разных источника звука. Например, тиканье часов и глухой шум улицы из-за окна. Закройте глаза и поочередно фокусируйте свое внимание то на звуке часов, то на шуме улицы.
Вы заметите совершенно то же самое, что и в опытах со зрительным вниманием: переключение слухового внимания вызывает те же слабые ощущения в голове, что и в опытах со зрительным вниманием. Вы также сможете заметить, что “маленький” источник звука (тиканье часов) вызывает другие ощущения, нежели “большой” (аморфный и глухой шум улицы). Что переключение внимания с тиканья часов на стене к глухому шуму за окном вызывает такие же ощущения перемещающегося щупальца, как и при переключении зрительного внимания:
А что насчет тактильного восприятия, когда мы чувствуем что-то поверхностью тела? Проведите опыт: закройте глаза, и перемещайте свое внимание между различными частями тела, например, между кончиком носа и большим пальцем на правой ноге. Указательный палец левой руки, правой руки, затылок...
Вы сможете обнаружить, что тут имеется отличие от зрения и слуха. Щупальце внимания ощущается и здесь, но “растет” оно не из головы, а откуда-то из области груди!
Кажется, за этим есть определенная система: когда щупальце внимания управляет зрением или слухом, оно протягивается от головы, потому что глаза и уши расположены на голове. Когда оно управляет тактильным восприятием, оно протягивается от груди – именно здесь располагается срединная точка между нашими руками, которые являются самыми важными органами осязания:
Примерные “точки роста” щупальца внимания в разных модальностях. Обоняние и восприятие вкуса далее мы будем обсуждать, а до внутреннего чувства мы доберемся на следующих занятиях.
Но мы можем осязать не только руками, но и, например, языком. Как мы уже говорили, язык дает очень наглядную аналогию работе нашего щупальца внимания. Попробуйте с помощью языка исследовать свои зубы и полость рта. Язык будет при этом перемещаться и изменять свою форму, приноравливаясь, настраиваясь на форму зубов – именно так действует щупальце внимания в любой модальности восприятия. Пожалуй, язык - наиболее выразительное и материальное воплощение щупальца внимания в нашем теле.
Далее, мы естественно приходим к восприятию вкусов и запахов.
В восприятии вкуса основную роль играет язык - именно он является “конечностью”, исследующей вкус. Фактически, он является материальным воплощением щупальца вкусового внимания. И он активно трансформируется, настраивается не только на геометрическую форму вещей, но и на их вкусовые качества.
При случае проведите опыт с различными вкусами. Ваша задача – заметить, как сосредоточение внимания на разных вкусах изменяет форму языка. Для этого лучше подходят жидкости, поскольку они лишены собственной геометрической формы, к которой бы приходилось подстраиваться, и язык будет реагировать только на вкус. Вы легко заметите, например, что кислая жидкость, вроде лимонного сока, заставляет язык приходить в особое напряженное состояние, которое отличается от того расслабленного состояния, которое язык принимает, когда мы пьем чистую воду. Горький вкус, сладкий вкус, соленый вкус - все они вызывают специфические трансформации языка. Так наш язык, как материальное воплощение щупальца вкусового внимания, настраивается на разные типы вкуса.
Восприятие запахов в связи с нашим исследованием щупальца внимания – очень интересная тема. Мы привыкли считать, что можем воспринимать запахи, лишь когда они проникают в наш нос и поэтому мы не можем ощущать запах на расстоянии. Однако, ситуация тут совершенно аналогична тому, что происходит в зрении или слухе: мы можем видеть лишь тот свет, который уже проник в наш глаз, и можем слышать лишь тот звук, колебания которого уже проникли в наше ухо. Раз так, то мы вполне можем ощущать запах отдаленных предметов – также, как видеть и слышать их.
Вы никогда не задумывались, почему природа наделила нас не одной, а двумя ноздрями, двумя группами рецепторов запаха? Зачем природа нам дала два глаза и два уха, не секрет: это позволяет нам воспринимать мир в трех измерениях, объемно, точнее идентифицировать пространственное положение источников света и звука. Но зачем нам две ноздри?
Ответ напрашивается: у нас две ноздри для того, чтобы мы могли ощущать запахи объемно, пространственно, лучше и точнее идентифицировать их источники.
Не правда ли, неожиданный вывод? Это значит, что мы потенциально способны фокусировать обоняние избирательно, на отдаленных предметах, а не только ощущать запах прямо под своим носом. По крайней мере, наш обонятельный аппарат, используя разницу в интенсивности запаха в ноздрях позволяет нам фиксировать направление, из которого приходит запах. И неразвитость таких способностей, вероятно, связана с тем, что в нашей культуре развитию обонятельных способностей не уделяется никакого внимания.
Напротив, собаки имеют очень развитое обоняние. Каждый наблюдал собаку в поиске, когда она сосредоточенно выслеживает запах или просто исследует местность. Способности собак служат наглядной иллюстрацией возможностей обоняния. Пусть они не все доступны нам биологически, но потенциально многие из них могут быть развиты. Примером является способность опытных следопытов находить воду в пустынных местах, ощущать ее запах издалека, находить его источник.
Существует ли обонятельное щупальце внимания? Проведите простой опыт.
Возьмите два различных источника запаха, например, кусочек банана и дольку лимона. Приблизьте их к своему носу так, чтобы интенсивность их запаха была примерно одинакова, но держите один источник правее, второй - левее. Теперь закройте глаза и попробуйте последовательно сосредотачиваться то на первом запахе, то на втором.
Своеобразные ощущения в носу вам напомнят опыты с щупальцем зрительного и слухового внимания. Но вы можете заметить, как непросто дается нам управление обонятельным вниманием - щупальце обоняния неповоротливо, плохо поддается управлению – вот как сказывается отсутствие практики и упражнений. Между прочим, даже этих опытов будет достаточно, чтобы заметно улучшить чувствительность своего носа: фокусируя свое внимание на запахе, направляйте щупальце внимания не внутрь носа - как это часто делают люди - а вне его, на воздух или на конкретный источник запаха - как это делают собаки и умелые “нюхачи”. Надеюсь, теперь вы уже понимаете, что такое “направлять щупальце внимания”.
Остается только предполагать, какие возможности восприятия можно открыть, если начать развивать щупальце обонятельного внимания целенаправленно - его гибкость, чуткость, способность протягиваться к удаленным предметам - как это может делать зрительное или слуховое внимание.
Много или одно
Мы прошли через основные органы чувств (с умыслом пока не затронув внутренне чувство, отвечающее за восприятие эмоций, интуицию и т.д.) и во всех них мы обнаружили действие щупальца восприятия - его способность перемещаться и настраиваться на различные типы вещей.
Следующий вопрос: имеется ли в каждой модальности свое собственное щупальце внимания или оно единственное для всех органов чувств? Мы заметили, что в зависимости от модальности, щупальце “растет” из головы, из груди или из носа (в обонянии). Но разные ли это щупальца или одно-единственное, которое может двигаться по телу?
Для этого нам нужно провести еще один опыт. Найдите предмет, который можно видеть, слышать и ощущать. Например, для этого хорошо подходит тикающий будильник. Поставьте его на стол перед собой, протяните к нему одну руку, прикоснитесь, но так, чтобы большая часть будильника была видна. Выберите рядом точку для фиксации взгляда - мы будем глядеть на будильник боковым зрением.
Ваша задача - зафиксировать взгляд, а затем сосредоточить свое зрительное внимание на будильнике в поле бокового зрения. Затем, не сдвигая точки фиксации взгляда, переключитесь на слух, вслушайтесь в тиканье. Затем - сосредоточитесь на ощущении от прикосновения к нему. Повторяйте процедуру, пока не сможете заметить, что происходит с вашим щупальцем внимания в моменты переключения.
Во-первых, вы заметите, что переключение модальности требует определенных усилий внимания, это происходит даже медленнее и труднее, чем перенастройка внимания на другой тип объектов.
Во-вторых, вы заметите, что щупальце внимания в момент переключения модальности “отпускает” будильник и возвращается к нему вновь уже из другой точки, соответствующей новой модальности. Например, при переключении внимания с осязания на зрение, щупальце внимания “втягивается” в тело в районе груди, а затем вновь протягивается к будильнику уже из головы. Это не происходит мгновенно, переключение внимания в другой канал восприятия требует времени, около трети секунды. При этом в момент переключения можно заметить ощущение какого-то движения в груди - это перестраивает наверх свою “точку роста” ваше щупальце восприятия:
Динамика “щупальца внимания” в момент переключения от осязания к зрению.
Итак, в простейших случаях, которые мы только что исследовали, картина выглядит следующим образом: наше восприятие имеет одно-единственное щупальце внимания, и оно отвечает за восприятие во всех модальностях. Каждая модальность восприятия задает определенную область тела, от которой “растет” щупальце внимания к воспринимаемому предмету. При переключении внимания в другую модальность щупальце сворачивается, перемещает точку роста и протягивается к объекту уже из другой точки тела, соответствующей новой модальности. Таким образом, свойства внимания универсальны для всех каналов восприятия, изначально внимание не имеет разделения на модальности, хотя различные органы чувств задают различные стартовые условия для действия внимания.
Наша метафора с щупальцем внимания приобрела законченный вид, и мы уже почти поверили, что это щупальце реально существует и ведет себя как язык или отросток амебы. Увы, реальность гораздо сложнее. Далее мы в этом убедимся и если не окончательно откажемся от метафоры щупальца, то во всяком случае внесем в нее необходимые коррективы.
Но самое главное: теперь мы вполне готовы, чтобы наконец познакомиться с прямой связью между послеобразами, вниманием и загадочным гештальтом.
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER