КОГНИТИВИСТНачинающим¹Второй курс
Второй курс, 8: Послеобразы, внимание, гештальт
Прологи: наука о сознании становится точной
Школа когнитивного бойца. Второй курс.
Когнитивные технологии - это просто
.
Метафора and Beyond
.
Азбука гештальта
.
Второй курс
Фотогалерея: фракталы в природе
Второй курс, занятие 8: Послеобразы, внимание, гештальт
Темы:
Начиная занятие, на котором свяжутся воедино три главные темы, которые до сих пор мы исследовали отдельно - послеобразы, внимание и гештальт (и в таком разделении был умысел) - я ожидаю, что некоторые из курсантов совершили свое собственное открытие и уже сейчас знают, как соотносятся наши темы. На протяжении нашего курса были рассеяны намеки, подсказки, и если вы подключали свой творческий ум, вы могли уже давно прийти к тем идеям, которые мы будем сегодня детально обсуждать. Если нет – будьте внимательны.
Прогулка в людном парке
На предыдущих занятиях, используя простые опыты, мы познакомились со свойствами внимания и с “щупальцем внимания” - то ли реальный, то ли иллюзорный орган внимания, создающий канал от нашего тела и сознания до воспринимаемого предмета. Щупальце внимания простирается к предмету, приходит с ним в соприкосновение, принимает форму, необходимую для его восприятия, захватывает его. После этого происходит осознание предмета, он становится частью нашего разума.
Разберем этот процесс поэтапно.
Исходной точкой для нас будет ситуация, когда наше внимание под действием изменения внешней ситуации или внутренних бессознательных импульсов начинает перестройку на новый объект восприятия. Для определенности, представьте, что вы прогуливаетесь с другом по людному парку, разглядывая лица идущих вам навстречу людей. Внезапно ваш друг, указывая вам рукой куда-то в сторону, восклицает: “Смотри!”
Восклицание не готовит ваше восприятие к тому, что именно вы должны увидеть, лишь указывает направление. В этих условиях щупальце вашего внимания “отпускает” лица идущих навстречу людей и разворачивается в указанную сторону, изменяет направление. Но что происходит с настройкой внимания? Оно было настроено на “захват” человеческих лиц, и ваш друг не дал ясных указаний, на что именно теперь оно должно перенастроиться, к чему подготовиться. Указания могут содержаться в интонациях вашего друга - испуганных, веселых, удивленных, восхищенных - каждый из этих вариантов может служить подсказкой, к чему готовить щупальце внимания, как его настраивать. Но представим, что интонация была нейтральной. В этой ситуации щупальце внимания, не зная, на что ему настраиваться, сохранит настройку на “захват” человеческих лиц - ведь внимание неохотно перестраивается и если у него нет для этого поводов, его настройка сохраняется.
Настройка на восприятие человеческих лиц - одна из самых значимых и привычных для нашего щупальца внимания. Ученые утверждают, что уже в первые недели жизни новорожденные способны фиксировать свой взгляд на лицах людей, то есть, осваивают эту настройку внимания. Далее на схемах мы будем обозначать настройку внимания пунктирной линией. На этом рисунке щупальце внимания настроено на восприятие людей и их лиц.
Ваш друг указал вам на небольшое одиноко стоящее на лужайке дерево, вокруг которого нет людей. Если бы около него были люди, ваше щупальце внимания с большой вероятностью вновь бы захватило лица людей - ведь оно сохранило свою настройку. Это бы произошло быстро и гладко, потому что перенастройка внимания не потребовалась бы. Но людей нет, и ваше щупальце внимания оказывается в ситуации, когда нет ни одного объекта, которое оно могло бы захватить с текущей настройкой:
Остаточная настройка внимания не позволяет щупальцу внимания что-то "ухватить", оно подвисает.
Если ваше внимание было настроено на восприятие людей, то при быстрой смене направления взгляда, внимание будет привлечено человеческой фигурой, хотя дерево гораздо "заметнее". Такова сила настройки внимания.
До тех пор, пока внимание не захватит дерево, щупальце внимание находится в “подвисшем” состоянии. В этот момент внимание не сфокусировано ни на чем конкретном, происходит его перестройка. Сознание в этот момент лишено доступа к внешним восприятиям, потому что осознание требует сфокусированного внимания. Говоря в компьютерной терминологии, в такие моменты наше обычная мыслительная деятельность, наш разум переходит в режим “оффлайн”, практически останавливается.
Отметим этот момент: мы уже провели немало опытов с перенастройкой внимания, и вы могли заметить, что в те доли секунды, в течение которых происходит перенастройка, наше сознание лишено определенного содержания, ни одна мысль в такие моменты не может принять определенную форму, мышление словно делает техническую паузу, замирает. Обычно перенастройка внимания требует всего лишь десятых долей секунды и поэтому мы не замечаем остановок в работе своего разума и мышления, но они происходят постоянно - всякий раз, когда наше внимание настраивается на новый тип объектов, или переключается между различными модальностями. В некоторых ситуациях щупальце внимания долго не может настроиться на необходимую форму - например, когда мы сталкиваемся с чем-то чрезвычайно неожиданным, невероятным - и эти моменты переживаются как мгновения полной прострации, растерянности, когда мы буквально не можем собрать мысли “в кучу” - это симптомы остановки мышления, отключения способностей осознания. Практически, это признаки перехода в бессознательное состояние. И оказывается, в процессе обычной жизни, обычного мышления, хотя бы на доли секунды мы постоянно “теряем сознание”. Разум и мышление не действуют непрерывно, они постоянно совершают короткие паузы.
Не имея подсказок, щупальце внимания прежде всего начинает почти вслепую “шарить” в области поиска (ее нам указал друг), старясь выделить какие-то объекты, которые могут быть захвачены вниманием. При этом щупальце внимания постепенно “сбрасывает” свою текущую настройку на человеческие лица, приходя в наиболее универсальное состояние настройки. В ней внимание способно выделить и зацепиться почти за любой объект, но неспецифично, не различая, что именно это за объект, каков он:
После того, как настройка сброшена до нулевого состояния, щупальце внимания может ухватить дерево как некий "объект вообще".
Это базовое, “нулевое” состояние настройки щупальца внимания - наиболее универсальное, но и наименее способное к точному, детальному восприятию вещей - можно сравнить с поведением человека, двигающегося с завязанными глазами, как при игре в жмурки. Лишенный ориентиров, не знающий, какие препятствия ему могут встретиться, человек раскидывает руки по сторонам и перед собой, делает осторожные шаги вперед. Разумеется, это состояние мы не считаем комфортным, потому что в нем мы ощущаем отсутствие понимания и неуверенность. Однако, именно оно делает наше восприятие наиболее универсальным, наиболее открытым для осознания неожиданных и необычных вещей. Другое сравнение: вы должны словить предмет, который вам вот-вот бросят, но вы не знаете ни его формы, ни его веса, ни его размера. Вообразите, как бы вы готовились поймать его, какую позу бы приняли, какую форму бы придали своим рукам, ладоням.
В состоянии настройки, близком к нулевому, щупальце внимания склонно захватывать наиболее фундаментальные, простейшие характеристики внешнего мира. Для зрительного восприятия такими являются цвет и контрастность, движение и динамика, размер, геометрическая форма – мы обсуждали их в связи с законами перцептуальной группировки. В первые мгновения одинокое дерево на лужайке будет выделено вниманием на как дерево, а как некий контрастный объект. Происходит фиксация внимания на нем и далее щупальце внимания начинает охват дерева, точную настройку на него: цвет, общая форма, более точные детали формы... Это удивительный процесс уточнения, все более тонкого захвата реальности заслуживает отдельного разговора. Пока же нам будет достаточно простого ориентира: захватывая вещь, внимание двигается от общего, простого, примерного к более индивидуальному, сложному, точному.
После фиксации на объекте, внимание начинает усложнять, уточнять, углублять свою настройку, начиная с "нулевой" фазы.
“Уточнение” настройки внимания продолжается до тех пор, пока наше сознание не остановит его своим вмешательством. Это происходит в тот момент, когда в изменяющейся, продолжающей настраиваться форме щупальца внимания наше сознание распознает знакомую конфигурацию. В нашем случае это конфигурация дерева.
В течение всей жизни мы накапливаем словарь типичных настроек, конфигураций внимания, соответствующих восприятию различных типов вещей. Каждая из записей в этом словаре обычно сопровождается “заголовком”, словесным или абстрактным образным обозначением каждой конфигурации. Когда щупальце внимания приобретает форму, схожую с одной из записей в словаре, происходит распознавание. Ассоциативная связь извлекает из памяти словесное или образное обозначение текущей настройки внимания, в нашем разуме возникает символ, знак. Чаще всего роль знаковой системы исполняет внутренняя речь. Мы называем предмет, на который настроилось щупальце внимания: “Дерево.” И как только это случается, щупальце внимания перестает настраиваться на реальное дерево: акт непосредственного восприятия реальности завершается.
Весь процесс - от возгласа вашего друга до произнесенного про себя (или вслух) слова “дерево” проходит чуть меньше секунды, хотя нам потребовалось несколько абзацев, чтобы показать, как много происходит в эти мгновения. Наше внимание теперь настроено на деревья и способно легко перескакивать с одного дерева на другие.
Однако, мы должны проследить процесс немного дальше, чтобы познакомиться с одной из самых удивительных, но и порой искажающих восприятие способностей нашего разума.
Символическая подмена
“Древесная” настройка внимания фиксируется словесным обозначением, словом “дерево”. С раннего детства, воспринимая уроки воспитателей, мы учимся сопоставлять те или иные настройки внимания со словами-обозначениями. Мама показывает малышу на предметы мира, и называет их “Это собака, это дерево, это мячик”. Так естественные настройки внимания ребенка оказываются ассоциативно связанными со словесными символами. Важная особенность этого процесса - неизбежное обобщение свойств различных предметов мира. Два разных по цвету, размеру, поведению, покрытых шерстью четвероногих существа мама обозначает одним словом “собака”, и для ребенка становится непростой задачей - отыскать общие, универсальные черты у двух довольно разных живых существ. Тем не менее, с каждым месяцем жизни процесс обобщения восприятий в словесные категории прогрессирует, и постепенно с каждым словесным символом оказывается крепко связанной обобщенная настройка внимания, конфигурация щупальца, которая далее служит для узнавания вещей, их систематизации, накопления знаний о мире.
Развитие символических заместителей – удивительная способность человеческого разума, основа языка, человека как социального существа. Ни один биологический вид в природе больше не обладает настолько совершенными средствами символического представления реальности. Благодаря ему человек создает в своем разуме “вторую реальность”, которую использует как мысленный полигон для решения жизненных задач. Используя словесные символы как заместители реальных вещей, человек способен находить решения в уме, моделировать мир, тем самым экономя время, энергию, избавляя себя от многих ошибок.
Однако, у этой способности есть своя цена: отрыв от живой реальности.
Мы все имеем крепкую ассоциативную связь между словом “собака” и обобщенной “собачьей” настройкой внимания. Когда наше внимание начинает фокусироваться на какой-то реальной, конкретной собаке, которая нам нечаянно повстречалась, наступает момент, когда щупальце внимания принимает конфигурацию, схожую с обобщенной “собачьей” настройкой, хранящейся в нашей памяти. В этот момент происходит узнавание, и в сознании возникает словесное обозначение текущей настройки внимания: “собака”. С этого момента щупальце внимания не охватывает собаку естественным образом, а начинает направляться обобщенной конфигурацией, связанной со словом “собака”:
(1) По мере своего когнитивного развития, на опыте знакомства со множеством различных собак, мы вырабатываем и усваиваем обобщенную конфигурацию внимания, которая фиксируется символическим обозначением, словом "собака". (2) Когда наше внимание начинет захватывать какую-то очередную собаку, оно быстро попадает под контроль обобщенной "собачьей" настройки внимания. Как только это происходит, щупальце внимания перестает разворачиваться и застывает в этой обобощенной настройке. Так мы упускаем уникальные детали и особенности данной собаки.
Иными словами, естественный процесс уточнения, полного захвата вниманием реальной, уникальной и неповторимой собаки прекращается, и щупальце внимания фиксируется в выученной обобщенной конфигурации, соответствующей восприятию собак “вообще”. Так сознание вмешивается в процесс восприятия и накладывает на него мощное и с трудом преодолимое ограничение.
Щупальце внимания не может более действовать свободно, оно фокусируется только на общих, универсальных характеристиках данной собаки, ее уникальные отличия оказываются вне фокуса внимания, а значит, и нашего сознания. Вспомним команду игроков с белым мячом. Словесные обозначения вещей создают аналогичную избирательность внимания, позволяющую нам осознавать только обобщенные, типичные формы и характеристики мира. Все, что выпадает из типичных шаблонов с большой вероятностью оказывается нами незамеченным - как тот черный медведь, танцующий “Лунную походку”.
Вот что мы имели в виду, когда говорили: в тот момент, когда в нашем сознании возникает словесное представление, описание воспринимаемой реальности, процесс непосредственного восприятия заканчивается.
Словесное описание мира настолько сильно влияет на нас, что львиную долю времени мы буквально живем не в реальном мире, а в мире своих обобщенных, абстрактных словесных замен. Мы не замечаем уникальности каждой встречной собаки, дерева или человека, не замечаем неповторимости каждого момента жизни. Все это богатство уникальности и разнообразия остается вне нашего сознания, фактически, вне нашего мира.
Когда мы ищем новое знание, свежие решения задач или пытаемся понять процессы в сложных системах, ограничивающая роль словесных описаний становится большой помехой. Они не позволяют нам по-новому воспринять уже знакомые вещи, мешают увидеть в сложной реальности что-то иное, кроме своих привычных шаблонов. Поэтому когнитивный боец должен научиться контролировать процесс своего восприятия, не позволяя обобщенным шаблонам и словам прерывать естественное течение настройки внимания на вещи. Именно для этого предназначена техника осознания послеобразов, которой посвящен этот курс.
Итак, что же такое послеобразы? Как они связаны с гештальтом и вниманием?
Чтобы ответить на эти вопросы, сначала мы уясним, как между собой связаны внимание и гештальт.
Танец внимания и одна десятая вселенной
До сих пор, говоря о конфигурациях, которые принимает внимание чтобы охватить ту или иную вещь, мы говорили о “настройке” внимания. Щупальце внимания может, например, настроиться на восприятие красного, круглого или равномерно движущегося – это простейшие, базовые настройки. Кроме того, восприятие людей может настраиваться на более сложные вещи – человеческие лица, деревья, геометрические симметрии. Некоторые люди способны фокусировать внимание на еще более сложных вещах – например, на тонкой гармонии, заключенной в картинах живописцев или в классической музыке, которую просто не замечает, не воспринимает неискушенный человек.
Щупальце внимания похоже на танцующего человека. Все люди могут выполнить простейшие движения, умелые танцоры могут сделать более сложные па, и лишь редкие таланты способны придать своему телу позу и динамику, соответствующую некоторым особо сложным фигурам танца.
И все же, каким мы ни был талантливым танцор, некоторые па он совершить не в силах – просто из-за физических ограничений тела. Для начинающего танцора главным ограничивающим фактором является отсутствие умения, практики. С ростом мастерства эти ограничения отодвигаются, танцор осваивает новые, более сложные фигуры. Но как бы далеко он ни продвинулся, некоторые движения и позы он не сможет исполнить в своем танце никогда. Наращивая свой “танцевальный арсенал”, танцор рано или поздно столкнется с пределом “разрешенных поз”, который диктует его собственное тело.
Доступные для данного человека настройки внимания - как танцевальные па, которые может совершать его тело. Это гештальты, которые открыты его восприятию.
Гештальт - это настройка внимания, это поза, которую может принять щупальце внимания. Чем гибче, чем богаче спектр доступных для щупальца внимания форм, тем более тонкие гештальты способен воспринимать человек, тем больше у него возможностей замечать уникальность, богатство, полноту мира.
От простейших гештальтов, которые мы усваиваем в раннем детстве - чистые цвета, простейшие геометрические формы - до самых сложных, доступных только великим людям, видевшим то, что сверх возможностей обычных людей - вот спектр человеческих возможностей настроек внимания, спектр открытых нам природой гештальтов. С нами рядом живет целая параллельная вселенная, но она закрыта для нас, мы не можем осознать ее, потому что для восприятия это вселенной в арсенале нашего разума нет соответствующих настроек внимания, нет нужных гештальтов.
Не границы нашей планеты, а границы доступного людям спектра гештальтов задают истинные пределы человеческого мира. Однако, эти границы так далеко, что вряд ли для нас их существование может огорчать. Хорошо, если люди осваивают хотя бы десятую часть разрешенных им гештальтов. Вообразите, если мы освоим еще хотя бы одну десятую часть этого океана - наш мир буквально станет в два раза богаче возможностями, в два раза полнее, в два раза больше!
Вот задача когнитивного бойца: научиться создавать для своего восприятия и внимания условия, в которых мы получаем возможность освоить новые настройки внимания, научить свое восприятие новым гештальтам. И для этого прежде всего нужны способы избегать, когда это нужно, остановки процесса все более тонкой и полной настройки внимания, когда оно имеет шанс освоить новые гештальты. Мы знаем: эта остановка происходит из-за вмешательства нашего разума, когда он подменяет вещи их словесным описанием.
Один из способов это сделать – прервать восприятие в тот момент, когда словесное описание еще не проникло в сознание.
Послеобразы и щупальце внимания
Вы знаете, что внимание не настраивается на вещь мгновенно и не сразу сбрасывает настройку, когда восприятие вещи прекратилось. Послеобразы - это сохранение настройки щупальца внимания в те моменты, когда непосредственное восприятие вещи уже прекратилось. Из-за того, что настроенное щупальце внимания продолжает некоторое время сохранять свою форму, наши органы чувств продолжают нести в сознание остаточное восприятие, соответствующее текущей настройке внимания. Это и вызывает послеобразы, которые постепенно исчезают, растворяются - вместе с тем, как в свою базовую, “нулевую” форму возвращается щупальце внимания. Но настройки внимания соответствуют тем или иным разрешенным гештальтам, а значит, послеобразы, повторяя настройку внимания, повторяют и ее гештальт.
Итак, в первые мгновения после того, как восприятие вещи прекратилось, послеобраз несет ее гештальт. Осознавая послеобразы, мы осознаем гештальты. Это суть техники осознания послеобразов.
На первых занятиях курса мы познакомились с послеобразами во всех основных модальностях восприятия, однако такое сильное, хорошо заметное действие послеобразов на наше восприятие является скорее исключением, чем правилом. Для того, чтобы их заметить, осознать, нам приходилось использовать сильные раздражители - яркие, контрастные цвета, хитроумные геометрические фигуры, неестественные звуки... Но мы теперь знаем: наше щупальце внимания никогда не перестраивается мгновенно, и восприятие постоянно находится под действием остаточных настроек, под действием послеобразов. И хотя они редко бывают настолько сильны, чтобы привлечь наше сознательное внимание к ним (для этого нужно создавать особые условия), они являются нормой для восприятия.
Послеобразы присутствуют всегда, когда мы меняем фокус внимания или прерываем восприятие. Однако, они обычно остаются вне нашего сознания. Но зная, что они есть, осознать и использовать их становится гораздо легче.
Говоря о практическом использовании послеобразов, следует учесть еще кое-что. Щупальце внимания, мы знаем, не принадлежит какой-то одной модальности восприятия, оно едино для всех органов чувств. В реальных условиях мы редко полагаемся исключительно на какой-то один канал восприятия, и наше щупальце внимания совершает перестройки на разные модальности, перемещая “точку роста”. Когда это происходит быстро, послеобразы одной модальности накладываются на восприятие другой, в результате щупальце внимания приобретает сложную форму, в которой объединяются восприятия различных модальностей, возникает единая синестетическая настройка внимания, синестетический гештальт, не принадлежащий какой-то одной модальности. Соответственно, и послеобраз такого восприятия также будет иметь синестетическую природу, то есть переживаться одновременно во многих каналах восприятия.
Зафиксировать такой сложный, мультимодальный послеобраз - очень сложная задача для нашего разума, поэтому чаще всего эти послеобразы остаются вне осознания. К счастью, у нас существует канал восприятия, предназначенный как раз для таких сложных случаев - это так называемое внутреннее чувство. Внутреннее чувство отвечает не только за переживание эмоций, оно является наиболее глубоким каналом восприятия, по уровню близким точке слияния всех органов чувств. На этом уровне наше восприятие еще не разделено на отдельные модальности, тут находится его “стволовая” зона. Поэтому, когда восприятие мультимодально, его общий знаменатель лучше всего представлен во внутреннем чувстве. И фиксируя послеобразы внутреннего чувства (“послечувствия”), мы можем осознавать мультимодальные, сложные гештальты.
Пять различных точек роста щупальца внимания на теле человека, соответствующие пяти различным органам чувств можно сравнить с пальцами на руке: хотя пальцы различны между собой, все принадлежат одной руке. Внимание в отдельных модальностях восприятия действует как щупальцы или пальцы, внимание внутреннего чувства - как вся рука. Подобно тому, как любые движения пальцев приводят к движению в запястьи, любые перестройки внимания в отдельных органах чувств отражаются в перестройках внимания внутреннего чувства.
В русском и других языках имеется слово, точно указывающее на эту роль послеобразов внутреннего чувства - “впечатление”. Сложные, мультимодальные восприятия оставляют свой след, впечатываются в наше внутреннее чувство, оставляют след-послеобраз. “Впечатление” - это остаточная настройка щупальца внимания, которая переживается как определенное внутреннее чувство. Фактически, техника осознания послеобразов - это умелое использование своих “впечатлений” для усиления и развития своих познавательных способностей.
Итак, техника осознания послеобразов направлена на сохранение настройки внимания, которая еще не подверглась помехам, искажениям со стороны словесных описаний. Для этого процесс непосредственного восприятия прерывается в тот момент, когда он вот-вот должен быть нарушен распознаванием и словесным символическим замещением. Это часто позволяет получить послеобраз, несущий гештальт более сложный и тонкий, нежели имеется в нашем текущем арсенале:
Вертикальная шкала соответствует сложности гештальта, горизонтальная шкала - время. Захват щупальцем внимания нового объекта выглядит как постепенное усложнение, уточнение настройки внимания, ее гештальта. В определенный момент T1 щупальце внимания принимает настройку G1, соответствующую усвоенному обобщенному шаблону, хранящемуся в нашей памяти. Это совпадение запускает механизм ассоциации, который извлекает из памяти словесное обозначение, связанное с данным шаблоном. Ассоциация не срабатывает мгновенно, и пока словесное обозначение не возникло в сознании, внимание продолжает уточнять, усложнять свою настройку. В момент времени Т2, когда щупальце внимания уже настроено на более сложный и тонкий гештальт G2, словесное обозначение прибывает в сознание. Это прерывает настройку внимания и заставляет его "откатиться" к обобщенному шаблону, происходит символическое замещение. Гештальт G2 остается неосознанным. Если процесс восприятия прервать прямо перед тем, как в сознании возникнет замещающее слово, внимание сохранит настройку на гештальт G2, и становится возможным его осознание.
Если затем удается некоторое время удерживать сложившуюся настройку внимания, есть шанс осознать послеобраз и усвоить новый гештальт. После этого он становится частью доступного нам спектра гештальтов, обогащая возможности восприятия и буквально расширяя наш мир. Гете, с исследований которого мы начинали этот курс, говорил, что каждый новый усвоенный гештальт буквально становится новым органом чувств, открывающим неведомые до того грани мира. Удивительно, так далеко отойдя от гетевской теории цвета, вновь встретить следы этого мыслителя на тропе наших поисков!
Продолжение следует.
1
...
если воображать внимание в форме щупальца, но направленное не во внешний, а во внутренний мир, скажем решение какой то задачи, то немного проще ее как бы обхватывать, манипулировать ее разными частями и соответственно решать
когнитивный боец (25.03.2013 0:32)
2
Будет ли продолжение?
Здравствуйте, Роман!
Очень интересный материал, планируется ли продолжение второго курса?
Денис omega.snd@gmail.com (29.09.2013 19:11)
3
Пожалуй, но не в ближайшее время
Да, Денис. Есть много о чем рассказывать дальше - надеюсь, что продолжение со временем появится. Пока я отвлекся на немного другие темы.
Роман Уфимцев (29.09.2013 23:05)
4
Позвольте задать еще вопрос...
Вы еще направление интрамаркетинга развиваете?
И можно ли с Вами посотрудничать?
Денис omega.snd@gmail.com (16.10.2013 17:28)
5
Позвольте задать еще вопрос...
Вы еще направление интрамаркетинга развиваете?
И можно ли с Вами посотрудничать?
Денис omega.snd@gmail.com (16.10.2013 17:32)
6
Понравилось
Очень интересный материал, хочется продолжения...
Екатерина (21.12.2013 17:41)
7
Здравствуйте, глубоко уважаемый мной Роман. Вот Вы говорите: "Если процесс восприятия прервать прямо перед тем, как в сознании возникнет замещающее слово, внимание сохранит настройку на гештальт G2, и становится возможным его осознание". Т.е., как я понимаю: если передо мной вдруг появляется некоторый объект (необычный автомобиль, необычный человек, необычный дом), то я, мельком взглянув на него, должен отвести взгляд или закрыть глаза для получения гештальта - полного впечатления о нем? Так? Или же я не должен ни отводить взгляда, ни замещать объект шаблоном, а пристально всматриваться в объект, отмечая всё новые и новые детали? Как действовать?
Григорий  gserikov@mail.ru (1.02.2014 16:16)
8
Скорее первое
Прерывать взгляд нужно ДО того, как у вас появляются словесные описания. Но вы пишете: "должен отвести взгляд или закрыть глаза для получения гештальта - полного впечатления о нем". Дело не в полном впечатлении, а в первом впечатлении. "Полное впечатление" как и "полное понимание" - это результат интенсивной вербализации, перекодировки в слова, укладывания в шаблоны. Тут нужно другое - нужно суметь уловить очень мимолетный и быстро исчезающий послеобраз воспринимаемой вещи еще до того, как в восприятие вмешался язык. Этот образ или впечатление от него не является "понятным" или "полным", он зыбкий, трудно выразимый. Но именно он ближе всего к гештальту вещи.
Роман Уфимцев (4.02.2014 10:10)
9
АГА!
Я думаю, это выглядит вот так: иду я по улице и вдруг замечаю нечто долговязое... Я отвожу взгляд и "ощущаю" впечатление: долговязая фигура, необычный облик, походка и одежда встречного человека напоминают мне доброго жирафа из мультфильма, я по-своему интерпретирую этот образ как знак путешествия в Африку, как потепление после холодов, как... что-то связанное с Африкой. Так или нет?
Григорий (6.02.2014 11:16)
10
Знак путешествия?
Вы увидели доброго жирафа и только. Не укладывайте увиденное в шаблоны, в том числе и шаблоны "знаков" и "предзнаменований". Не надо рационализаций, они скорее всего будут ложными.
Просто увидели доброго жирафа. И идете по улице дальше :)
Роман Уфимцев (8.02.2014 19:10)
11
А смысл?
Уважаемый мной дорогой Роман! Тогда объясните мне ПРАКТИЧЕСКОЕ, утилитарное применение гештальта! Ведь если Вы так подробно описываете все эти вещи на протяжении огромного количества занятий(разного рода иллюзии, послеобразы, гештальт), то возникает закономерный вопрос: как это применить на практике, как использовать это знание. А то, знаете ли, знание ради знания меня как-то не развлекает. Критерий истины - практика. Ну так расскажите хотя бы о своем опыте применения гештальта, о своих случаях и субъективных впечатлениях, о том, КАК лично Вам помогает гештальт. Это было бы весьма неплохое 9-е занятие 2-го курса, Вы бы, возможно, вызвали массу откликов читателей, которые могли бы поделиться своими наблюдениями, а то, видите ли, очень много вопросов возникает и неясностей и, я подозреваю, не у меня одного. У меня один только "гештальт" получился: полный "облом" на самом интересном месте. Читал, вникал, наслаждался и... на тебе! Ради чего все это, понимаете? Примеры, примеры и еще раз живые примеры из практики!!! Только тогда все это обретет законченный смысл и образуется в настоящее знание, а то: послеобразы... впечатления... идет себе жираф, ну и... С огромным уважением к Вам, дорогой Учитель!
Григорий gserikov@mail.ru (9.02.2014 8:46)
12
:)
Понимаю вас, но ваши касаются практической пользы любых знаний - не важно как они получены. Ну, вот ваш пример с человеком на улице: пусть вы вы видите что на человеке красная шапка или у него военные штаны - как вы будете это использовать практически? Вы ведь не будете предзнаменования в этом искать? Вообще, у современных интеллектуалов есть жажда конвертировать знания в успех каким-то простым способом - не об этом ли ваш вопрос? :)
Ну, полно! Разве, вы все знания, которыми обладаете, применяете практически? Поиски "практичности" - помеха восприятию. Большая. Из-за видимой "непрактичности" люди отвергают много ценных знаний и идей. Об этом есть предупреждение и тут, в "Азбуке гештальта". А между тем, путь к любому истинно новому знанию или новой идее ведет через область "непрактичного". Мне кажется, вы сами могли бы об этом многое порассказать.
Тут, в этих материалах, речь идет только о том, как научиться воспринимать чуть больше, чем обычно. Иметь доступ к чуть большему количеству знаний, чем обычно. Это написано только для тех, кто в самой этой возможности видит ценность. Это не пособие по практическому успеху или решению прикладных задач.
То, как можно применять гештальт-знания - другая серьезная тема. Она достаточно освещена в другой работе - книге "Хвост ящерки. Метафизика метафоры" (см. раздел сайта Идейное ядро). Хотя не уверен, что и там все достаточно практично :)
Григорий, ваше какое-то даже возмущение очень типично. Вы, как и многие, привыкли мыслить "понимая" и "практично". А нужно уметь преодолеть и "понимание" и "практичность". Я не хочу выступать гуру в этих вещах, но в вашей реплике действительно вижу типичную проблему: вы схему гештальта понимаете, а но только интеллектуально. Свое восприятие и мышление нельзя изменить наскоком, прочитав статейку в интернете. Нужна систематичная работа.
С искренним уважением,
Роман Уфимцев (9.02.2014 10:46)
13
Спасибо.
Пока от меня ускользает гештальт:
я в панике и замешательстве...
Казалось - всё просто, как два обасфальт,
а тут налицо - обстоятельства,
которые мне невозможно постичь,
ни вникнуть, ни с маслом их съесть...
Придется повторно разматывать нить
и все еще раз перечесть!
С уважением.
Григорий gserikov@mail.ru (9.02.2014 20:09)
14
:)
Пусть вы не понимаете, зачем вам этот человек-жираф, но это не помешает вам в нужной ситуации правильно воспользоваться такого рода "непонятными" знаниями. Нужно только уметь их получать, не пропуская через фильтр "полезно - не полезно". Мы разглядываем как бегут волны ветра по водной глади или наблюдаем как играет котенок не потому что это несет нам практически полезные знания - но согласитесь ли вы стать тем, кто не будет наблюдать эти вещи как бесполезные?
Ну, скажем, вы увидели в одном человеке доброго жирафа, а во втором - что-то серо-угоржающее, похожее на шакала или крысу. И у вам нужно выбрать, с кем иметь дело. И что, ваши "непрактичные знания" тут тоже будут бесполезны? Я сознательно привожу плоский пример, в жизни все сложнее. Но может быть и так.
Роман Уфимцев (9.02.2014 21:29)
15
Хочу еще!
Дорогой Роман, меня интересуют также вещи оккультного, эзотерического плана. Я хочу н а у ч и т ь с я, например, ясновидению, яснослышанию и прочим удивительным вещам. Подскажите, пожалуйста, где найти надежный источник ЗНАНИЯ всего этого?
Я (22.02.2014 22:30)
16
Ясновидение и яснослышание?
Для этого нужно иметь глаза и уши, как у каждого нормального человека :) Этого довольно.
Если серьезно, не ищите "эзотерических знаний", они не сделают вашу жизнь лучше, а наоборот. Многие настойчиво ищущие их оказываются в психиатрических клиниках с тяжелыми диагнозами. В лучшем случае.
Роман Уфимцев (23.02.2014 7:14)
17
читатель
читал как то " преодоление духовного материализма" ламы Чогьям Трунгпа. Чем то пересекается. Понятно ,что буддизму не одна тысяча лет и он выглядит более стройным учением и довольно убедительным. Там тоже все восприятие подвергается сомнению, более того, объявляется иллюзий а медитация в этих традициях не что иное как заставить разум осознать и поймать за хвост Ваш гельштат, увидеть и осознать что это лишь проекция ума, трактуемая его символизмом. выше критик спрашивает- практическое значение и примеры применения. Да нет никакого примирения. Это путь духовного развития индивидуальной личности, попытки выйти за пределы сознания, преодолеть материализм  только тому кто этим занимается ии пытается постичь. Только в буддизма уже все разложенно давно по полочкам, зачем и почему. Но все равно интересно. Три тысячи лет назад Будда то же начинал с подобных упражнений и экспериментов над собой, но потом он понял, что это всего лишь игры разума
Дмитрий ddkkkk@yandex.ua (7.06.2014 23:37)
18
Наченаю понемать
Наченаю понемать Кастанеду))
Lyubomyr lubomyrivanitskiy@gmail.com (26.04.2015 2:00)
19
Дизайн
Роман, подскажите пожалуйста, можно ли применить представленные Вами знания о механизмах человеческого восприятия для освоения графического дизайна?
Игорь К. klam22 (31.05.2015 17:02)
20
Естественно
Дизайн вообще прямо использует гештальт-закономерности восприятия. Не только графический, но и архитектурный, технический и т.д. И в каждом направлении свои особенности. Скажем, в техническом дизайне следует учитывать не только визуальные, но и моторные гештальты.
Роман Уфимцев (31.05.2015 17:12)
21
Изучение языка
Роман! Вот интересно, как вы учили иностранный язык? Помогло ли вам в этом осознанное отношение к метафорам и гештальтам?
Олег (10.06.2015 20:44)
22
Трудно сказать. Пожалуй, да. Тут есть интересная вещь: характерный набор метафор в каждом языке отличается. Скажем, есть расхожие метафоры в английском, которых нет в русском, и наоборот. Пытаясь понять, "проникнуться", "привыкнуть" к английским метафорам начинаешь особым образом чувствовать английский язык. Это что-то вроде прикосновения к первоистоку языка и даже вообще менталитета его носителей.
Ну, вот "fall in love" - английская метафора, очень расхожая, фактически просто бытовое выражение. По смыслу "влюбиться". Буквально "упасть в любовь" или "впасть в любовь". В русском языке нет ничего подобного. Мы не впадаем в любовь. Разве только в маразм :) А англичане впадают. За этим различием - гештальтная разница между нами и англичанами. Глубокая.
Роман Уфимцев (10.06.2015 20:59)
23
Здравствуйте, а Вы слышали что-нибудь про психонетику? Говорят, якобы, это направление психотехник, которые выросли из гештальтпсихологии. Хоте мне довольно трудно однозначно понять ту модель психики, которую предлагает данное учение. Вот тут можно почитать: http://cyclowiki.org/wiki/Психонетика
и тут: http://alfa.psyhonetika.org/blog/dima/13-03-24-1684 (если у Вас есть время, конечно). Очень интересно ваше мнение по данному вопросу! И особенно по-поводу структуры психики, как это представлено в психонетике, стоит ли вникать в это дело или это ерунда.
Игорь (30.06.2015 17:15)
24
Я слышал по психонетику, а психонетики про меня :)
Ко мне обращались люди по рекомендации основателя психонетики Олега Бахтиярова. Было общение с ними на разные темы. Я прочел пару книг Бахтиярова, чтобы понять из первых уст что такое психонетика. Окончательного мнения я не составил, хотя сам Бахтияров производит хорошее впечатление, а некоторые его идеи мне вполне понятны.
Расхождение, которое обнаружилось при общении с психонетиками состоит в том, что они стараются использовать сугубо технологический подход к управлению сознанием (своим и чужим). Такие инженеры сознания. На мой взгляд это игра, в которую они немного заигрываются. Это, в частности, приводит и к громоздкости их моделей, сложности терминологии, "забалтывание" простых вещей. Вообще, технократический подход к сознанию на мой взгляд заведомо неверный.
В целом, сообщество вокруг психонетики очень похоже на сообщество ТРИЗ, которое лет 20-30 назад было очень популярным, предлагало интересные вещи, декларировало амбициозные цели, но постепенно сошло на нет из-за той же проблемы забалтывания. Впрочем, я могу быть не прав.
Роман Уфимцев (30.06.2015 19:07)
25
Я бреду один впотьмах
Роман, спасибо за ответ! Вот честно скажу, что мне сейчас НЕОБХОДИМА некая схема психики, для моей эффективной работы с оной. Я хочу понять, как можно освоить определенные навыки и полагаю, что смогу сделать это лишь в том случае, если получу представление о механизмах работы своего мозга. В чем же проблема, спросите Вы? Не буду этого скрывать, дело вот в чем. Во-первых, от природы я обладаю не особо мощных интеллектом. Это первое. Второе: моя "система" знаний напоминает свалку. Я, можно сказать, порождение клиповой культуры. Замусорил свое сознание, теперь страдаю. Допустим, я читаю некую концепцию устройства психики и после этого я автоматически пытаюсь связать это с теми обрывками знаний, которые у меня есть. Психические функции/восприятие/внимание/подсознание/когниция/эмоции/теория функциональных систем/привычки/воля/намерение/язык/сознание/сон/состояние потока/быстрая и медленная системы мышления/интуиция/эмпатия/смысл/гештальт/слои сознания/творчество/осознанность... список можно продолжать. Все эти понятия сталкиваются в моей голове пытаясь смешаться друг с другом как химические вещества, что бы в результате синтезироваться в нечто ЕДИНОЕ. Но увы, этого не происходит. Больше не могу вариться в собственном соку. Думаю, мне надо совершить "прыжок веры", выбрать одно учение и сделать его частью меня. Я устал хватать верхи, я устал плавать на поверхности, ведь все сокровища хранятся на глубине. Я смотрю в Вашу сторону с надеждой. Как вы думаете, смогу ли успокоить эту бурю внутри меня и придти к чему-то, если доверюсь когнитивной парадигме?
Игорь (1.07.2015 21:09)
26
Ого.
Наверное, так может показаться - что мне все понятно с устройством нашего сознания. Конечно, нет. Более того, я вообще не думаю, что человек может вполне понять как устроено его сознание (фонарик не может бросить луч света на самого себя). У меня нет готового "к употреблению" учения о сознании, так что целиком доверять моим соображениям было бы неразумно.
Однако, я всегда готов делиться своими мыслями, даже теми, в верности которых не уверен до конца (честно предупреждая об этом). Готов ответить на ваши вопросы - формат "вопрос-ответ" тут мне кажется наиболее подходящим, поскольку он позволит мне видеть, что вас интересует и что у вас вызывает затруднения. И если диалог получится интересным, его можно было бы опубликовать отдельно - думаю, он мог бы быть полезен и интересен многим ищущим людям.
Роман Уфимцев (1.07.2015 21:31)
27
Роман - я решил на несколько дней "проветрить мозги", и переключится на другие темы, т.к. размышление на тему сознания просто стали какой-то идеей фикс и постоянно всплывали в моем мозгу, мешая сфокусироваться на каких-то других вещах. Эффективность мышление при этом резко снижалась. После перерыва я чувствую в себе силы вновь вернуться к данному вопросу. Пока я решил использовать термин "психика"(англ. mind) для обозначения... даже не знаю какие подобрать слова, вообщем для обозначения нашего внутреннего мира: мыслей, эмоций, телесных переживаний. А сознание - это часть психики, которую освещает наше внимание. Саму психику я решил пока представить как набор психических функций, которые мы может осознать путем интроспекции. Начинаю изучать Ваш материал. И спасибо за Вашу готовность ответить на вопросы. Я не то что бы ищущий в религиозном смысле, для меня ценны эти знания в первую очередь в плане практического применения к освоению интеллектуальных навыков.
И еще, прошу прощения, если мое предыдущие сообщение было чересчур эмоциональным, но в тот момент мне просто необходимо было выплеснуть те мысли и чувства(негативные), которые накопились во мне из-за долгих, но бесплодных попыток пролить свет на важные для меня вещи. Во многом эти попытки были неэффективными из-за неверного подхода и стремлении к чрезмерной теоретизации, как сейчас я понимаю.
Игорь (9.07.2015 16:49)
Ваш комментарий
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Внимание (8)Геогештальт (1)Гештальт (16)Динамика внимания (5)Инсайт (5)Интуиция (2)Кибернетика (5)Когнитивное управление (6)Когнитивный анализ (4)Когнитивный словарь (5)Культура наблюдения (5)Мерцающие зоны (7)Метафизика (3)Метафора (13)Механизмы восприятия (15)Мифы и парадигмы (7)Органическая логика (5)Прогнозирование (6)Роль языка (4)Симметрии (5)Синхронизмы (5)Сложные системы (10)Степенной закон (8)Творческое мышление (5)Три уровня систем (4)Управление знаниями (3)Фазы развития (7)Фракталы (18)Цветные шумы (9)
КОГНИТИВИСТ: когнитивные методы и технологии © Роман Уфимцев, при поддержке Ателье ER